ГЕРАСИМОВ, СЕРГЕЙ АППОЛИНАРИЕВИЧ
ГЕРАСИМОВ, СЕРГЕЙ АППОЛИНАРИЕВИЧ (1906–1985), русский кинорежиссер, сценарист, актер. Народный артист СССР (1948). Родился 8 (21) мая 1906 в с. Кундравы (ныне Челябинская обл.). В 1923–1925 учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 окончил Ленинградский институт сценических искусств.
С 1924 начал работать в кино, сначала как актер (Чертово колесо, Шинель, Новый Вавилон), а затем как ассистент режиссера «Фабрики эксцентрического актера» (ФЭКС), созданной Г.Козинцевым и Л.Траубергом. В начале 1930-х годов снимался в фильмах Ф.Эрмлера (Обломок империи) и В.Пудовкина (Дезертир). С 1930 – режиссер ленинградской киностудии «Совкино» (впоследствии – «Ленфильм»). Первым крупным успехом в режиссерской карьере Герасимова стал фильм о молодых покорителях Крайнего Севера – Семеро смелых. Принцип сочетания приключенческой интриги и патриотического пафоса был столь же успешно реализован в картине Комсомольск. Незаурядный талант и высокая режиссерская культура были подтверждены экранизацией драмы Лермонтова Маскарад (1941).
Во время войны Герасимов снимал сюжеты для военно-патриотических киносборников, хроникальные фильмы, в 1944–1946 руководил ЦСДФ. После войны стал активно заниматься педагогической деятельностью, на базе своей мастерской во ВГИКе создал блестящий ансамбль молодых актеров, разделивших с ним успех фильма Молодая гвардия по книге А.Фадеева. Несмотря на то, что первоначальный вариант романа и сценария фильма подвергся серьезной критике высшего партийного руководства (за якобы недооцененную роль партии в организации антифашистского подполья), фильм в конечном итоге был удостоен Государственной премии СССР.
В 1957–1958 Герасимов вновь выступил в жанре драматической киноэпопеи, экранизировав роман М.Шолохова Тихий Дон (Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1958). Благодаря точному выбору исполнителей на главные роли (П.Глебов, Э.Быстрицкая, Л.Хитяева и др.) и скрупулезному изучению особенностей казачьего быта картина, при всех ее идеологических упрощениях и сглаживаниях «острых углов», производила впечатление масштабной реалистической кинофрески. Особо было отмечено ее цветовое решение (премия МКФ в Брюсселе, 1958).
В 1960-х годах Герасимов перешел к фильмам на современную тему, сознательно вводя в сюжеты своих картин (Журналист, У озера, Любить человека) социально-публицистические интонации. Сохраняя известную склонность к дидактике, режиссер, тем не менее, стремился выводить проблематику своих картин на «общечеловеческий» уровень (экология, гражданская и моральная ответственность, преемственность поколений). Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, он не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодежь, начинающих и непризнанных исполнителей, неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссеров на киностудии им. Горького. На основе дипломного спектакля своей актерской мастерской во ВГИКе в 1976 им был поставлен телефильм Красное и черное по одноименному роману Стендаля.
В конце 1970-х годов Герасимов обратился к историческому материалу, поставив дилогию о молодых годах Петра I (по мотивам романа А.Толстого). Итогом творческой биографии Герасимова стал фильм о Л.Толстом, где режиссер сыграл и главную роль (Главный приз МКФ в Карловых Варах, 1984). Был женат на актрисе Т.Макаровой, постоянно снимавшейся в его фильмах.
Умер Герасимов в Москве 28 ноября 1985.
Волянская Н. На уроках режиссуры С.А.Герасимова. М., 1965
Парфенов Л. Сергей Герасимов. М., 1975
Герасимов С. Собрание сочинений, тт. 1–3. М., 1984
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»