ДМИТРЕВСКИЙ, ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ
ДМИТРЕВСКИЙ, ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ (Дмитревской, Дьяконов, Нарыков) (1736–1821), один из первых актеров русского профессионального театра, театральный деятель, педагог, переводчик и автор.
Родился 20 февраля 1736 в Ярославле. Фамилия Дмитревский произошла от названия церкви Димитрия Солунского, в которой дьяконом служил его отец (отсюда и фамилия Дьяконов: родовая – Нарыков). Учился в духовной семинарии, с 1749 начал свой путь в искусстве, как сподвижник основателя русской профессиональной сцены Ф.Г.Волкова, играя в ярославской труппе любителей, т.н. «охочих комедиантов». Будучи необыкновенно красивым юношей, начинающий лицедей часто исполнял женские роли, т.к. женщины в то время на сцене были редкостью. Лучшие актеры ярославского театра во главе с Волковым, Дмитревским и С.Шумским были приглашены в столицу для того, чтобы подготовить постоянный общедоступный русский театр. Столичный дебют ярославских любителей состоялся в 1752, обнаружив их недостаточный по петербургским меркам профессионализм, наивность театральных приемов. В числе самых талантливых членов труппы он был оставлен в столице и отдан для дальнейшего продолжения образования под руководством драматурга А.П.Сумарокова, в аристократическое военное учебное заведение Сухопутный шляхетский корпус, славившийся своими спектаклями. К 1755 дебютировал в двух трагедиях Сумарокова: Хорев и Синав и Трувор. Со времени учреждения первого Публичного русского театра в 1756 становится его ведущим актером в амплуа «первого любовника», а после смерти Волкова в 1763, премьером этого театра. Наряду с основным трагическим репертуаром часто выступал в комедиях, что характеризовало его как актера широкого диапазона. На протяжении долгой творческой жизни совершенствовал технику актерского искусства, прислушивался к новым эстетическим веяниям времени, ради которых мог сознательно пожертвовать сценическим каноном.
Первый период его профессиональной деятельности, условно определяющийся временем до 1765, т.е. до первого заграничного путешествия, был ориентирован на образцы французского театрального классицизма. В России это направление утверждалось драматургией и педагогикой Сумарокова. Игре Дмитревского были свойственны строгое соответствие жестов и поз определенным чувствам и состояниям, четкая продуманность всех деталей, подчиненных главной идее произведения. Классицизм требовал от актера безупречного владения техникой декламации и умения управлять чувством на сцене, выделяя, прежде всего смысловые акценты роли и пьесы. Этими качествами он владел в совершенстве. Его лучшие роли в пьесах Сумарокова – Синав (Синав и Трувор), Оскольд (Семира), Димитрий (Димитрий Самозванец) утверждали идеалы гражданской доблести, тираноборчества.
В период 1765–1768 дважды побывал за границей, посетив Париж, Лондон и др. европейские города. Его театральный опыт обогатился новыми красками, связанными с утверждением на европейской сцене сентиментализма и с новыми, более демократичными жанрами: мещанской драмы или «слезной комедии», сентиментальной драмы и комедии. Чувствительность исполнения становится необходимым качеством для нового репертуара, а вслед за ней – простота и естественность в выражении чувств. Роли, сыгранные после 1768, отличались этими качествами, нашедшими отклик у зрителя. Не отказываясь полностью от привычных приемов классицизма, он приближается к новой манере исполнения, делая упор на психологической глубине раскрытия образа, не на внешних эффектах, а на внутреннем движении характера. Из-за границы привез также тексты современных французских драм, которые сам переводил для русской сцены. В 1770 им была предпринята смелая постановка пьесы Евгений Бомарше. Не надеясь на понимание петербургского аристократического зрителя, поставил пьесу в Москве, успешно сыграв главную роль. В ролях комического репертуара (мольеровские Амфитрион и Мизантроп) поражал мастерством, эволюционируя от техники классицизма к зарождению реалистических черт.
В 1780-е становится художественным руководителем демократического Вольного Российского театра в Петербурге (театр К.Книппера, состоявший из молодых людей московского Воспитательного дома для незаконнорожденных). С этого времени театральная педагогика становится важным делом его жизни, снискав ему славу создателя русской театральной школы драматического искусства. С 1782 – главный руководитель театра для массового зрителя. В свой бенефис ставит комедию Д.Фонвизина Недоросль, сыграв роль Стародума (ранее им был поставлен также Бригадир). Роль Стародума выдвинул на первое место, подчеркнув свое сочувствие взглядам просветителей.
Перу Дмитревского принадлежит не менее 50 переводов и переработок иностранных пьес, в которых автор шел навстречу демократическим вкусам, постоянно укрепляя репертуар русской сцены прогрессивными по меркам того времени сентиментальными комедиями и драмами. С большим успехом играл и в отечественных произведениях подобного толка, как в пьесе Мот, любовью исправленный В.Лукина. С возрастом стало ясно, что сила его искусства в тонкости оттенков, умении негромко донести мысль до зрителя. Выступая в подчас радикально противоположных по своей эстетике пьесах, всегда был чуток к их жанровой природе. Но его собственный взгляд на задачи сценического искусства оставался единым. Свое наставление мастер передал ученикам: «Театр – это такое место, которое должно быть во всей строгости училищем добродетели и страшилищем порокам». Разносторонняя деятельность сближала его с передовыми умами России. Переведенная им в середине 1770-х пьеса французского автора Сорена Беверлей содержала протест против социальной несправедливости жизни. Пьеса и исполнение Дмитревского восхитили Радищева полным созвучием с его собственными чувствами.
В 1783 Вольный театр указом Екатерины II становится Императорским. Дмитревскому отведено место инспектора. Его обязанностью продолжает оставаться воспитание и обучение молодых артистов, среди которых будущие знаменитости: Е.Семенова, А.Яковлев, А.В.Каратыгин, И.Сосницкий, С.Сандунов, П.Плавильщиков, Я.Шушерин. И в то же время он играл главные роли в комедиях, написанных самою Екатериной и утверждавших незыблемость монаршей власти.
Не прошло мимо него и творчество оппозиционно настроенного ко двору Я.Княжнина. На протяжении многих лет играл трагически влюбленного Ярба из Дидоны, Росслава из одноименной пьесы, сочувственно отозвался о запрещенном императрицей Вадиме Новгородском. С 1784, познакомившись с юным И.А.Крыловым, становится его литературным наставником.
В 1802 за выдающиеся заслуги перед русской литературой и театром, единственный из русских артистов, был избран членом Российской академии наук, принимал активное участие в работе до 1814. Покинул сцену в канун 1799, хотя его последнее выступление относится к 1812, когда на волне всеобщего патриотизма, в театре была показана пьеса С.Висковатого Всеобщее ополчение с Дмитревским в роли унтер-офицера Усердова. Выход артиста вызвал бурю восторга, его исполнение отмечалось небывалой эмоциональностью.
Умер 27 октября 1821 в Москве.
Екатерина Юдина
Некрасова Е. И.А.Дмитревской. М., 1896
Асеев Б.Н. Русский драматический театр 17–18 веков. М., 1958
Деятели русской культуры 18 века. М., 1980
Кузьмин А.И. У истоков русского театра М., 1984
Куликова К. Российского театра первые актеры. Л., 1991
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»