ЯКОВЛЕВ, АЛЕКСЕЙ СЕМЕНОВИЧ
ЯКОВЛЕВ, АЛЕКСЕЙ СЕМЕНОВИЧ (1773–1817), русский актер. Сын костромского купца, рано оставшийся сиротой и взятый под опеку санкт-петербургским купцом И.М.Шапошниковым. Обучался в приходском училище, служил приказчиком в санкт-петербургской галантерейной лавке, увлекался чтением и театром, сочинил драматический этюд Отчаянный любовник (1793). Волею случая познакомился с И.А.Дмитревским, который, придя в восторг от энтузиазма, с каким Яковлев декламировал, и от его внешних данных, стал его наставником и уговорил дебютировать. Первые выступления состоялись в июне 1794: Оскольд в Семире и Синав в Синаве и Труворе А.П.Сумарокова, Дорант в комедии Ж.Кампистрона Ревнивый, из заблуждения выведенный. Во всех трех пьесах имел громадный успех и был принят в русскую труппу петербургского театра.
Яковлев быстро занял ведущее положение в труппе, играл Ярба в Дидоне Я.Б.Княжнина (1796), Кларандона в Евгении П.Бомарше (1796), Фрица в Сыне любви (1796), Мейнау в Ненависти к людям и раскаянии (1797), Вольфа в Гуситах под Наумбургом (1797) – все А.Коцебу, Ярополка в Ярополке и Олеге В.А.Озерова (1798), Прямикова в Ябеде В.В.Капниста и другие роли.
Слава его росла, до 1800 он безраздельно царил на петербургской сцене. Возвращение в том году из Москвы Я.Е.Шушерина вынудило Яковлева померяться с ним силами, но и это сражение не поколебало позиций артиста. Главные же его победы пришлись на 1800-е годы, когда он предстал перед публикой в драматургии Озерова: Тезей (Эдип в Афинах, 1804), Фингал (Фингал, 1805), Дмитрий Донской (Дмитрий Донской, 1807), Агамемнон (Поликсена, 1809). По отзывам современников, был он в этих ролях «дивно великолепен» и неподражаем (как и его партнерша Е.С.Семенова). Тогда же им были сыграны Лиодор (Лиза, или Торжество благодарности Н.И.Ильина, 1802), Росслав (Росслав Княжнина, 1805), Отелло (Отелло, или Венецианский мавр Ж.-Ф.Дюсиса, подражание У.Шекспиру, 1806), Эдгар (Леар Н.И.Гнедича, подражание Шекспиру и французской переделке Дюсиса, 1807), Пожарский (Пожарский М.В.Крюковского, 1807), Танкред (Танкред Вольтера, 1809), Иодай (Гофолия Ж.Расина, 1810), Гамлет (Гамлет С.И.Висковатова, подражание Шекспиру, 1810). В 1808 лучшие свои роли Яковлев продемонстрировал на гастролях в Москве.
Игра Яковлева отличалась лиризмом и яркими вспышками вдохновения. Свидетели его триумфов, а порой и падений отмечали: «Яковлев играл не умом, а сердцем»; «...одну и ту же роль он мог играть розно...»; «У Яковлева не было середины: или он поднимался выше всех, или падал так низко, как не падали и посредственные актеры». А.С.Пушкин, называя актера «диким, но пламенным», писал: «Яковлев имел часто восхитительные порывы гения...». Стихийный талант Яковлева с его мощным трагическим темпераментом предвосхитил дарование П.С.Мочалова с его разительными крайностями в искусстве.
Последние годы жизни Яковлева – путь от небывалых вершин к подножию гор: неуравновешенность, загулы в компании поклонников его таланта, покушение на самоубийство в припадке белой горячки (1813), передача большинства коронных ролей артисту Я.Г.Брянскому. Среди сыгранного им до ухода на пенсию в 1815 Карл Моор (Разбойники Фр. Шиллера, 1814, бенефис Яковлева; спектакль сразу же был запрещен) и Агамемнон (Ифигения в Авлиде Расина, 1815).
Умер Яковлев в Петербурге 3 (15) ноября 1817. Похоронен на Волковом кладбище, на могиле эпитафия: «Завистников имел, соперников не знал». Ему посвящена театральная хроника Актер Яковлев конца 1840-х годов с прологом Н.Крестовского (Н.И.Куликова), в которой в роли Яковлева неоднократно выступал А.Е.Мартынов. Через десять лет после смерти Яковлева в Санкт-Петербурге была издана книга его сочинений, куда помимо упоминавшейся пьесы Отчаянный любовник вошли сочинения духовные, лирические и сатирические, а также послания и мелкие стихотворения.
Яковлев А.С. Сочинения Алексея Яковлева, придворного российского актера. СПб, 1827
Куликова К.Ф. Алексей Яковлев. Л., 1977
Алперс Б.В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979
Куликова К.Ф. «Завистников имел, соперников не знал». – В кн.: Куликова К.Ф. Российского театра первые актеры. Л., 1991
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»