АЙРОНС, ДЖЕРЕМИ ДЖОН
АЙРОНС, ДЖЕРЕМИ ДЖОН (Irons, Jeremy John) (р. 1948), английский актер театра, кино и ТВ. Родился 19 сентября 1948 в городе Коуэс на острове Уайт (Англия). Окончив школу, два года провел на актерских курсах при театре Олд Вик (Бристоль), позже стал членом труппы. Играл в всех репертуарных спектаклях – от Шекспира до постановок в стиле «модерн». В 1971 переехал в Лондон и вскоре был приглашен Д.Боуи в мюзикл Годспелл. Работал в труппе Театра Вест-Энда и на телевидении. Сыграл небольшую роль в биографическом фильме Нижинский (1980) Г.Росса. Известность пришла после телесериала Возвращение в Брайдсхед (Brideshead Revisited, 1982) по роману И.Во. Айронс сыграл образованного молодого джентльмена, ранимого и чувствительного, сдержанного на проявление эмоций. Британская Киноакадемия назвала его «лучшим актером телевидения» (1982). Одновременно снялся в фильме К.Рейза по роману Д.Фаулза Женщина французского лейтенанта (The French Lieutenant's Woman, 1981). Айронс и его партнерша Мэрил Стрип исполнили по две роли: современных актеров и героев фильма о викторианской эпохе, в котором они снимаются. Своих героев Айронс сыграл на внезапных переходах от внешней апатии к бурным всплескам эмоций. Способность актера легко играть двойственность характера, а также молниеносно «взрываться» чувствами, которые приходилось скрывать, закрепила за ним репутацию психологически тонкого драматического актера на роли «тихих джентльменских омутов», в которых водятся страстные и совсем «не джентльменские черти». Одна из таких работ – в Измене (Betrayal, 1983) Х.Пинтера о непростых отношениях внутри любовного треугольника.
Амплуа экранного джентльмена «с двойным дном» позволило Айронсу получить главную роль в фильме Любовь Свана (Un amour de Swann, 1984) по роману М.Пруста. Фильм должен был снимать Л.Висконти, потом англо-американский мастер Дж.Лоузи, но досталась постановка главе молодого немецкого кино Ф.Шлендорфу. Шарль Сван, успешный адвокат, влюбляется в проститутку Одетту (Орнелла Мути), после чего теряет имя и социальный статус. В том же году Айронс дебютировал на Бродвее, вместе с актрисой Глен Клоуз с большим успехом сыграв в пьесе Т.Стоппарда Настоящая вещь (The real thing). В сердине 1980-х годов Айронс стал членом труппы Королевского шекспировского театра.
Триумф Айронса – роли близнецов-братьев в Двойниках (Dead Ringers, 1988) Д.Кроненберга. Это два родных человека, то совершенно разных, то настолько похожих, что общая любовница их не различает. За эту работу нью-йоркские критики присудили Айронсу звание «лучшего актера года». В 1993 Айронс снова снялся у Кроненберга в любовной драме М.Баттерфляй (M.Butterfly). В этом сюжете Айронс – французский дипломат, во времена культурной революции в Китае заводит роман с китайской певицей, которая оказывается мужчиной.
В 1990 Айронс получил «Оскара» за главную мужскую роль в триллере Б.Шредера Поворот судьбы (Reversal of Fortune, 1989). Актер сыграл обаятельного и одновременно отвратительного дворянина, подозреваемого в убийстве жены. Похожие эмоции вызывает герой Айронса в мелодраме Рок (Fatale, 1992) Л.Маля, доктор Флеминг, не сумевший устоять перед женственностью невесты (Жюльетт Бинош) своего сына. В фильме Лолита (Lolita, 1997) Э.Лайна по роману В.Набокова герой Айронса, Гумберт Гумберт, «охотится» за длинноногой нимфеткой.
В 1994 Айронс озвучил свирепого льва Скара, персонажа голливудского мультфильма Король Лев (The Lion King), хитростью захватывающего власть. Это, пожалуй, единственно откровенно отрицательная «роль» актера. Забавна и символична его кинороль в фильме Р.Уоллеса Человек в железной маске (The Man in the Iron Mask, 1998): Арамис, пылкий любовник герцогини де Шеврез и иезуит, скрывает кипучие страсти под сутаной безукоризненного святоши.
«Самый английский из английских актеров», Айронс прекрасный наездник, любит природу и живет в окрестностях Оксфорда. Женат вторым браком на актрисе Шинад Кьюсак. В фильме Дэнни, чемпион мира (Danny, the Champion of the World, 1989) вместе с Джереми Айронсом сыграли его тесть Сирил Кьюсак и сын Сэмюел.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»