АНДЖАПАРИДЗЕ, ВЕРИКО ИВЛИАНОВНА
АНДЖАПАРИДЗЕ, ВЕРИКО ИВЛИАНОВНА (Вера), (1900–1987), грузинская советская актриса, народная артистка СССР (1950), педагог Тбилисского театрального института им. Ш.Руставели. Трижды награждалась Сталинской премией I степени (1943, 1946, 1952), четырежды орденом Ленина, трижды орденом Трудового Красного знамени, лауреат премий им. Ш.Руставели (1979) и К.Марджанишвили (1975), Герой Социалистического Труда (1979), почетный гражданин г.Тбилиси.
Родилась 6 октября 1900 в Кутаиси, в семье нотариуса. С детства воспитывалась в творческой атмосфере. После окончания гимназии уехала в Москву, поступила в драматическую студию актера Малого театра С.В.Айдарова (1916–1917). Своим первым учителем считала И.Н.Певцова, который готовил с ней роль Саломеи в пьесе О.Уайльда для своего будущего Музыкального театра драмы. Революция помешала дальнейшей учебе. Ей пришлось вернуться в Грузию, где в студии актера парижского театра «Антуан» Г.Джабадари в Тифлисе собиралась талантливая молодежь (1918–1920). Там она встретила своего будущего мужа М.Э.Чиаурели. Когда студия распалась, пришла работать в театр им.Ш.Руставели (Тбилиси) под руководством С.Ахметели (1920–1927).
В 1922 побывала в пятимесячной командировке в Берлине, в 1926–1927 работала в Батумском театре под руководством А.Пагава. Этапом в жизни стал 1928, когда Верико познакомилась с основоположником грузинского театра К.А.Марджанишвили, который приехал в Грузию со своим знаменитым спектаклем Фуэнте Овехуна по Лопе де Вега. С тех пор она – актриса его театра, сподвижница и лучшая представительница его школы, работала в театре им. К.Марджанишвили и как актриса, и как режиссер, в 1957–1960 была художественным руководителем театра. В 1933 работала в Московском реалистическом театре под руководством Н.П.Охлопкова.
Анджапаридзе представляла романтическое течение грузинского театра. Наделенная прекрасными внешними данными, одухотворенной красотой, уникальным грудным голосом, она умела создать яркий сценический образ, проникнутый тонким лиризмом, убедительным психологическим рисунком. Блестяще владела актерской техникой, «плела кружева» из филигранно отшлифованных деталей характера: интонаций, жестов, мимики. Играя сложные роли мировой и отечественной драматургии, быстро завоевала славу грузинской Комиссаржевской. За первыми триумфальными успехами в спектаклях Марджанишвили Гамлет У.Шекспира (1928) и Уриэль Акоста К.Гуцкова (1929) в ролях Офелии и Юдифи, ставших вершинами ее творчества, последовали Графиня в комедии Бомарше (1937) и Дездемона Шекспира (1932), Луиза Шиллера (1937) и Лариса Островского(1944), Мирандолина Гольдони и Медея Еврипида(1962). Лучшие роли: Гинатре (Гурия Ниношвили Дадиани, 1934), Джавара и Цыганка (Изгнанник В.Пшавела, 1945), Клеопатра (Антоний и Клеопатра Шекспира, 1951), Маргарита Готье (Дама с камелиями Дюма-сына, 1940), Мария Стюарт (одноименная пьеса Шиллера, 1955), Бабушка Эухенья (Деревья умирают стоя А. Касоны, 1957), Мать (Мать К.Чапека, 1965). Любимыми ролями считала Юдифь, которую играла на протяжении сорока лет, Гинатре, Маргариту Готье, Клеопатру, Бабушку (свою первую возрастную роль) а несыгранной – Джульетту (Марджанов собирался поставить трагедию Шекспира с Джульеттой – Н.Вачнадзе и Ромео – В.Анджапаридзе, но этот своеобразный проект остался неосуществленным). Верико была универсальной актрисой, умела блеснуть и комедийными красками (Графиня в Женитьбе Фигаро, 1937, Мирандолина в Хозяйке гостиницы, где партнером Верико был С.Закаридзе). Известно, что когда Верико сыграла роль Маргариты в Даме с камелиями, В.И.Немирович-Данченко сказал: «Наконец-то на старости лет я тебя увидел. Таким актрисам я при жизни ставил бы памятники». И сравнил ее с Сарой Бернар. Последними ее работами стали фру Альвинг в Привидениях Г.Ибсена (1978) и Ненни в постановке С.Чиаурели Влияние гамма лучей на бледно-желтые ноготки по пьесе П.Зинделла (1984). Работы как режиссера: Измена А.Сумбатова-Южина, 1966, Дон Карлос И.Шиллера, 1972. В 1972 как режиссер возобновила легендарный спектакль Марджанишвили Уриэль Акоста, посвятив его 100-летию со дня рождения учителя (Юдифь сыграла ее дочь, Софико Чиаурели).
С 1923 снималась в кино, в основном у М.Э.Чиаурели в фильмах. Сниматься в кино не любила, она не чувствовала логики создания характера и реакции зрителя на ее работу. Лишь Русудан (Георгий Саакадзе) и мать в Отаровой вдове по драме И.Чавчавадзе она признавала своими творческими удачами, возможно потому, что судьбы героинь были близки ее личной драме – потере уже взрослого сына.
Маленьким шедевром стал одноминутный эпизод в Покаянии Т.Абуладзе, где актриса произносит всего одну, ставшую афоризмом фразу: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» Последняя работа в кино – Семья Н.Джанелидзе, где создала пронзительный образ горького старческого одиночества. С годами она стала играть проще, ушел присущий ей романтический пафос. «Теперь я играю в тапочках», – говорила она о своих последних ролях.
Верико при жизни стала легендой и классиком грузинского театра и кино, она награждена всеми мыслимыми и немыслимыми наградами. В историю культуры 20 в. актриса с мировым именем вошла просто как Верико. Иногда ее называют «Матерью Грузии», хотя она обладала непростым независимым характером, взрывным темпераментом, острым саркастическим умом. Ее жизнь в театре складывалась далеко негладко, в молодости она резко порвала с режиссером-новатором С.Ахметели, из-за ссоры с Н.Охлопковым сыграла лишь одну роль в его постановке (Мать по пьесе Горького, 1933), несмотря на то, что в проектах были и другие роли Жанна Д'Арк, Татьяна в Евгении Онегине.
Прожила почти 90 лет, из них 70 – на сцене, 11 лет провела рядом с К.А.Марджанишвили. Дружила с Ф.Раневской, С.Михоэлсом, М.Бабановой, с В.Качаловым читала на эстраде Ричарда III. Существует легенда, что поэт Акакий Церетели в 1900 по случаю торжества в честь нового столетия поднял на руки новорожденную Верико объявил ее доброй феей 20 в: «Ты должна прославить свою родину в новом веке!» В 1992 энциклопедией «Who is who» (Лондон) включена в десятку самых выдающихся актрис 20 в.
Умерла 31 января 1987 в Тбилиси. Похоронена в Пантеоне деятелей грузинской культуры на горе Мтацминда.
Фильмография
Дина Дза-Дзу (1926),
Двадцать шесть бакинских комиссаров (1932),
Арсен (1937),
Георгий Саакадзе (1942–1943),
Кето и Коте (1948),
Падение Берлина (1949),
Счастливая встреча (1949),
Великий воин Албании Сканеберг (1953, СССР – Албания),
Отарова вдова (1958),
Трудное счастье (1958),
Встреча с прошлым (1966),
Не горюй! (1968),
Гойя, или тяжкий путь познания (1971, СССР – ГДР),
Легенда о Сурамской крепости (1984),
Покаяние (1984),
Семья, (1991)
Елена Ярошевич
Боровой Л. Марджановцы. – Театр, 1939, № 11–12
Оленин А. Народная артистка СССР В.И.Анджапаридзе. М., 1952
Урушадзе Н.В. Анджапаридзе. М., 1972
Тбилисцы. – Экран и сцена. 1997, № 28
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»