АХМЕТЕЛИ, АЛЕКСАНДР (САНДРО) ВАСИЛЬЕВИЧ
АХМЕТЕЛИ, АЛЕКСАНДР (САНДРО) ВАСИЛЬЕВИЧ (1866-1937), грузинский режиссер советского времени, один из создателей советского грузинского театра. Народный артист Грузии (1933).
Родился 13 (25) апреля 1866 в селе Анага (Грузия) в семье священника. Учился с 1896 в Телавском духовном училище, где у него был обнаружен абсолютный слух и прекрасный голос. Его природная музыкальность получила развитие: он пел в хоре, научился играть на всех грузинских народных инструментах. После окончания училища учился в гимназии, где поставил любительский спектакль. Важным событием стало его первое участие в профессиональном спектакле Ханума А.Цагарели, где вместе с прославленными грузинскими актерами он вышел на сцену в роли слуги Тимоте. В 1907–1916 учится в Петербургском университете на юридическом факультете, в свободное время посещая столичные театры, а с 1909 публикует статьи и театральные рецензии. Первый режиссерский опыт относится к 1910, когда в деревне Мачхаани поставил спектакль Измена (А.Сумбаташвили-Южина). В 1917 возвратившись в Грузию, ставит на сцене профессионального театра Тбилиси экспериментальный спектакль по пьесе С.Шаншиашвили Бердо Змания. Но первый опыт режиссера на профессиональной сцене оказался непризнан, и в театр он вернется лишь в 1924, приглашенный режиссером-реформатором К.Марджанишвили. Учась режиссерскому мастерству у него в процессе совместных постановок, Ахметели вырабатывает собственный творческий почерк. Некоторые спектакли были поставлены совместно: Герои Эрети С.Шаншиашвили, Виндзорские кумушки У.Шекспира и др. Несколько спектаклей он ставит самостоятельно (Саломея, Латавра З.Палиашвили).
Но подлинный расцвет в его творчестве начнется с 1926, когда он возглавит театр имени Руставели. В то время Ахметели ориентировался на современных, главным образом, национальных авторов. Революционной тематикой был проникнут спектакль Загмук А.Глебова, Разлом Б.Лавренева, другие пьесы о революции, поставленные им в авторизированных переводах с учетом грузинской специфики, такие как Анзор (переделанный С.Шаншиашвили из пьесы Бронепоезд 14-69 Вс.Иванова). Сила эмоционального воздействия его спектаклей была такова, что, например, когда в Москве показывали Анзора, третий акт зрители смотрели стоя, полностью включившись в происходящее на сцене.
Искусство Ахметели несло в себе, прежде всего, героико-романтическую направленность, отвергая бытовые формы натуралистического театра, театра интимных переживаний и камерности, выступая за предельный динамизм и яркость актерских эмоций. Он стремился отразить в постановках культуру грузинского народа, его национальное своеобразие, выражающееся в свободолюбии. Хотел выработать свой стиль, придать театру оригинальное лицо, выражающееся в особой пластичности и романтической насыщенности. Истоки этих исканий режиссера в народных корнях грузинской культуры. Принципиальное значение для него имел спектакль Ламара (по Важа Пшавела), поставленный в 1930, новаторский по форме и по трактовке массовых сцен, где режиссер достигал высокой поэтичности. В спектакле был осуществлен новый метод композиции.
Вершиной его творчества стал спектакль Разбойники (по Ф.Шиллеру), доказавший, что новаторство режиссера выходит далеко за пределы национальной тематики. Он пытался придать трагедии немецкого автора интернациональное звучание. Гастроли театра им. Руставели в Москве (1933) стали настоящим праздником театрального искусства. Зрители были поражены высочайшей исполнительской техникой актеров, их музыкальностью и ритмичностью, блестящим мастерством массовых сцен.
Творчество Ахметели определило художественное лицо театра им. Руставели на много лет вперед, хотя сам режиссер оказался жертвой политических репрессий 1937.
Екатерина Юдина
Урушадзе Н. Сандро Ахметели М., 1990
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»