ХАЛИФАТ
ХАЛИФАТ – система мусульманской теократии, а также общепринятое название феодального арабо-мусульманского государства. Термин происходит от слова халиф – заместитель, глава мусульманской общины после смерти ее основателя, посланника Аллаха.
Историю Халифата условно делят на три периода. Первый период датируется 630–750. В этот период, начавшийся сразу после смерти Мухаммада, сформировалось мусульманское государство, подчинявшееся халифу. Эпоха первых четырех халифов (632–661), называемых хулафа ар-рашидун («праведные халифы»), вызвала последующие споры между теми, кто называл себя суннитами и шиитами. Последние считали, что выборный халиф, если он не является родственником пророка, не легитимен. Лишь Али, двоюродный брат и зять пророка, отец его внуков Хасана и Хусейна, принимается шиитами без оговорок в качестве халифа. В этот же период включается эпоха правления династии Омейадов (661–750), штаб-квартирой которых был Дамаск.
Второй период (750 – середина 9 в.) приходится на эпоху правления династии Аббасидов, правивших в Багдаде. В этот период халифы утратили политическую власть над основной частью мусульманского мира, так как наместники в провинциях стремились к автономии. Однако халиф сохранил за собой звание духовного главы мусульман. Фактически независимые правители признавали его духовный суверенитет, и объявляя себя его вассалами, упоминали его имя в пятничных молитвах.
Одновременно в этот период заявляют о себе новые династии халифов – Фатимиды в Египте и Омейады в Испании.
Третий период начинается в середине 9 в., продолжается до 13 в. и характеризуется упадком династии Аббасидов. Но с 1171 Аббасиды являются единственными халифами. В 1258 правление этой династии было прервано вторжением монголов под предводительством Хулагу. Захватив Багдад, монголы казнили халифа Муста'сима, который не имел наследника. Возникла беспрецедентная ситуация: мусульманский мир остался без своего духовного главы. Кровавой расправы в Багдаде избежали только два аббасида. Один из них – дядя убитого халифа, был приглашен мамлюкским султаном Байбарсом в Каир, где он был принят с почестями и в 1261 провозглашен халифом. Мамлюкские правители рассматривали присутствие аббасидов в Каире как гарантию легитимности их правления.
После завоевания турками Египта идея халифата постепенно исчезает. Однако в 18 в. она была реанимирована в виде легенды, согласно которой последний египетский Аббасид (халиф Мутаваккиль) якобы передал халифат османскому султану Селиму (1517). На самом деле 24 августа 1516 на Дабикском поле (Мардж – Дабик, неподалеку от Алеппо) произошло сражение между османскими войсками и отрядами мамлюков. Битва закончилась беспорядочным бегством мамлюков, и 28 августа турецкий султан торжественно вступил в Алеппо. На следующий день султан Селим I был увенчан титулом «Служитель обоих священных городов». Это означало, что султан принимает на себя функции духовного и светского главы всех мусульман, для которых священными городами были Мекка и Медина. Присвоив этот титул, османские султаны стали называть себя халифами и требовать от правителей других мусульманских стран признания своих верховных прав.
Автором легенды о передаче права на халифат султану от последнего Аббасида историки называют дипломата К.Мурджу д'Оссона. В его книге Полное описание Османской империи, изданной в 1788, об этом упоминается подробно.
Халиф Мутаваккиль, увезенный османами в Стамбул, после смерти султана Селима получил разрешение вернуться в Каир, где прожил, сохраняя титул халифа, до 1543.
Суннитский институт халифата сопоставим с шиитским институтом «имамат». Однако, если сунниты считают, что халифом, главой мусульманской общины может быть выходец из семьи Корейш, то шииты (исключая зейдитов) отдают это право потомкам Али.
Самым авторитетным трудом по суннитскому государственному праву, где теория халифата изложена в наиболее законченном виде, считалось сочинение законоведа шафиитской школы (см. ФИКХ) Абу-л-Хасана 'Али ибн Мухаммада аль-Маварди (974–1058). Его сочинение Аль-ахкам ас-султанийа (Законы правления) было написано в Багдаде, когда халифат как единое государство уже распался и перестал существовать, уступив место целому ряду феодальных государств. Маварди считал халифат учреждением, установленным самим Аллахом для охраны веры и гарантии справедливого правления над миром. Халиф должен был соединять в одном лице власть духовную – великий имамат (аль-имамат аль-кубра – араб.) и политическую – эмират (араб. имара, от корня амара – приказывать). Отсюда происходил и титул – амир аль-му'аминин – «эмир правоверных». Согласно Маварди, одновременно может быть только один халиф-имам, и власть его должна распространяться на весь мир. Следовательно, речь идет о существовании единого мусульманского государства, которое впоследствии должно стать всемирным. Халиф должен обладать следующими качествами: безупречной нравственной репутацией, необходимыми познаниями в законоведении и богословии, неповрежденными органами – слухом, зрением, речью и др., благоразумием, необходимым для управления и руководства государственными делами, смелостью и бесстрашием, дабы быть в состоянии защищать «область ислама» и вести войну с «неверными». Кроме того, он должен происходить из племени курейшитов, из которого происходил пророк.
Маварди признает два способа замещения поста имама-халифа. Первый, наиболее желательный способ – избрание народом. Второй – назначение правящим халифом при жизни своего преемника. Маварди подробно описывает, кто и как должен избирать халифа. По его мнению, в первую очередь право избирать халифа имеют курейшиты. Избиратели должны быть мусульманами с безупречной репутацией, иметь необходимые знания, дабы быть в состоянии решить, кто из кандидатов имеет больше прав на халифат. Они должны собраться в мечети, обсудить достоинства возможных кандидатов и выбрать того, кто будет признан достойнейшим. Но порядок избрания халифа, предложенный Маварди, на практике никогда не применялся, хотя был одобрен большинством законоведов.
Ольга Бибикова
Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII–XV веках. Ленинград, издательство ленинградского университета, 1966
Босворт К.Э. Мусульманские династии. М., Наука, 1971
Массэ А. Ислам. М., Наука, 1982
Ответь на вопросы викторины «Мифология»