РУМИ, ДЖАЛАЛ АД-ДИН
РУМИ, ДЖАЛАЛ АД-ДИН (1207–1273), персидский поэт-мистик. Родился в Балхе (совр. Афганистан) 30 сентября 1207. Отец Руми, Мухаммад ал-Балхи пользовался авторитетом в Хорезме как факих, поддерживавший связи с суфийскими шейхами. Опасаясь преследований хорезмшаха, о котором он неодобрительно отзывался в своих проповедях, и монголов, вторгшихся на территорию Халифата, Мухаммад вместе с семьей покинул Балх и в конце концов обосновался Конье, столице Рума, как мусульмане называли тогда Малую Азию. Здесь Мухаммад ал-Балхи стал во главе одного из самых известных медресе, а после его смерти это место занял Джалал ад-Дин. Испытывая потребность в получении более полного религиозного образования, Джалал ад-Дин на несколько лет покинул Конью и обосновался в Дамаске и Алеппо, славившихся как центры мусульманской учености. Вернувшись в Конью, он опять стал во главе медресе и вел жизнь почтенного ученого, даже не помышляя о занятии поэзией. «Клянусь Аллахом, – писал он, – я никогда не питал к поэзии никакой склонности, и в моих глазах не было худшего занятия, чем она».
Все изменилось, когда произошла его встреча с шестидесятилетним дервишем Шамс ад-Дином Табризи. Шамс ад-Дин, глубоко убежденный и страстный суфий, открыл перед учеником мир совершенно новых для него знаний и переживаний. После того как недруги Шамс ад-Дина вынудили его покинуть Конью, разлучив с Джалал ад-Дином сначала на время, а потом навсегда (предполагается, что Шамс ад-Дин был убит), Джалал ад-Дин испытал потрясение, пробудившее в нем поэтический дар. В память друга он подписал большую часть стихов, вошедших в Диван (одно из главных его творений) именем Шамс. В 1249 в жизнь Руми вошел Салах ад-Дин, житель Коньи, золотых дел мастер. Представитель ремесленников города, он приблизил Руми к жизни небогатых горожан, помог ему стать поэтом простонародья. Смерть Салах ад-Дина прервала их общение – «луна закрылась облаками». Но «взошла звезда», которой стал Хусам ад-Дин Чаляби, верный друг и помощник поэта. Именно он вдохновлял теперь Руми, и благодаря ему появилось другое обширное собрание стихов – шесть частей Маснави, знаменитой Поэмы о скрытом смысле. В течение нескольких лет с перерывом лет Чаляби записывал за учителем импровизированные двустишья, из которых слагалась поэма. По подсчету исследователей, она состоит из 25 632 бейтов, т.е. 51 264 строк, по объему превышая гомеровские Илиаду и Одиссею вместе взятые и вдвое – Божественную комедию Данте. По форме Маснави представляет собой собрание притч, взятых из разных источников, а также пересказывающих или толкующих аяты Корана. Не случайно поэтому ее называли «Персидским Кораном», своеобразным переложением Священной книги на персидский язык. Притчи, иносказания, благодаря их образности, символичности, позволяли передавать скрытые смыслы, через систему слов-знаков раскрывать суть учения мистиков о Пути познания Бога, пути нравственного совершенствования, освобождения от пороков. Это и путь аскезы, освобождения от мирских привязанностей и даже традиционных способов почитания Бога. «Сбрось оковы существования», – возглашал Руми. «Прежде рука моя всегда лежала на Коране, но теперь она держит флягу любви». Помимо Дивана (содержащего около 60 тысяч строк) и Маснави, Руми оставил еще три прозаических сочинения – Фихи ма фихи («В нем то, что в нем»), Наставления и Письма. Религиозные и философские взгляды, выраженные в его сочинениях, не оригинальны и не систематичны. Но известные идеи о смысле бытия он перелагал вдохновенным и одновременно живым и простым языком.
«Страстное стремление к Возлюбленному заслоняло для меня науки и декламацию Корана, и я опять стал одержим и невменяем», – это чувство духовного экстаза наполняет стихи, вошедшие в Диван. Более спокойное, трезвое настроение, выраженное в притчах Маснави, передает основное стремление Руми – обратить взоры людей к Богу, предаться ему целиком через совершенствование человеческого духа, реализацию его в «деянии», жизни согласно Закону. «Закон – это знание, Путь – деяние, а Истина – достижение Бога».
Поэтический дар и личная популярность Руми привлекли к учению суфиев многочисленных поклонников, а Конью превратили в Мекку суфизма.
Умер Руми в Конье (совр. Турция) 17 декабря 1273. Когда по городу разнеслась весть о смерти Джалал ад-Дина, тысячные толпы вышли на улицу: женщины, дети, ремесленники-старейшины, подмастерья, слуги, купцы, крестьяне. Тюрки, армяне, греки, мусульмане, иудеи, христиане читали Коран, Талмуд, пели псалмы, – все хотели проводить Руми.
Великий поэт, которого нередко можно было увидеть на улице кружащимся под звуки ребабе и бубна, отринувший условности и открывшийся в любви к Богу, умер. Но время суфизма как учения-протеста против богословской догматики уходило в прошлое. Суфизм сам обретал черты традиционализма и догматизма. Созданный сыном Руми Веледом суфийский орден «Маулавийа» превратился постепенно из братства ремесленников, торговцев, «базарного люда» в собрание элитарных кругов общества, а танцевальный ритуал канонизировался и впоследствии стар театральным представлением.
Руми. Поэма о скрытом смысле. М., 1986
Акимушкин Ф.О. Вдохновенный из Рума. Поэма о скрытом смысле. М., 1986
Руми. Газели. Притчи. Душанбе, 1988
Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991
Руми в русских переводах. – В кн.: Читтик У. В поисках скрытого смысла. Духовное учение Руми. М., 1995
Читтик У.К. В поисках скрытого смысла. Духовное учение Руми. М., 1995
Степанянц М.Т. Поиски скрытого смысла. – В кн.: Читтик У.К. Поиск скрытого смысла. М., 1995
Ответь на вопросы викторины «Мифология»