АЛЛАХ
АЛЛАХ (араб. аль-илах) – божество. В древнеарабской мифологии – верховное божество, почитавшееся в Северной и Центральной Аравии как бог-предок и демиург. Аллах одновременно является богом неба и дождя. Вероятно, в соответствии с семитской традицией, слово «Аллах» заменяет имя Бога. Придание слову артикля предполагает, что речь идет об известном боге. Первоначально был одним из главных божеств аравийского пантеона, но не был связан с какой-то конкретной этнической группой.
В исламе Аллах – главный, единственный бог, творец всего сущего. «Он сотворил небеса и землю, и то, что между ними, в шесть дней…»(25:59/60). Кораническая космогония является одной из главных тем Корана. Рассказы о творении должны были убедить в великой силе Аллаха, его праве управлять людьми, для которых он создал всю среду обитания и все, что они имеют.
Сотворенный Аллахом мир был населен ангелами и джиннами. И те, и другие были известны арабам до ислама. Ангелы жили на небесах, а джинны – на земле. Но однажды Аллах захотел создать человека, который помогал бы ему на земле. Первый человек, от которого произошли потом все люди, был создан Аллахом из праха, «из звучащей глины» (15:26). В Коране содержится несколько последовательных историй Адама. Некоторые детали коранического рассказа свидетельствуют о том, что источником Корана были древние общесемитские аравийские сказания. Все персонажи, упомянутые в Коране, действуют в соответствии с волей Аллаха, начиная от Ибрахима (Авраама) до Зу-ль-Карнейна (Александра Македонского). Сюжеты о персонажах библейского круга, как правило, призваны оправдать миссию Мухаммада, излагающего наставления Аллаха. Появление в Коране образа Александра Македонского связано с адаптацией сирийской христианской легенды (в свою очередь восходящей к эллинистическому наследию). Зу-ль-Карнейн был уже известен доисламским поэтам. Но в Коране ставится задача дать свою интерпретацию известной истории, показать, как в подвигах Александра проявилась воля Аллаха (18:83–98).
Практически весь Коран – это книга деяний Аллаха, которые он совершает через известных арабам персонажей, фигурирующих в священных книгах, а также народном фольклоре.
До Мухаммада Аллах уже посылал своих посланцев людям, объясняя им природу мироздания. Такими посланниками были, в частности, Мусса (Моисей) и Иса (Иисус). Однако их последователи исказили сущность заветов и образ бога. Мухаммад – последний посланник Аллаха к людям; в его уста был вложен Коран, слова самого Создателя.
Аллах – главный персонаж Корана, в ряде текстов его слова изложены от первого, а в других – от третьего лица.
Вера в Аллаха, которую проповедовал Мухаммад, предполагает отказ от язычества и поклонение богу Единому. Строжайшее единобожие – одна из самых характерных черт ислама, который резко отрицает христианский догмат о троице.
В Коране подробно говорится о величии и могуществе Аллаха, о его совершенстве. Верующим предлагается «предать себя Аллаху» – подчиниться ему, следовать его наставлениям, а также положиться на его волю. Недаром в первой части исламского символа веры (шахада) говорится: «Нет бога (божества) кроме Аллаха…»
Аллах – единственный творец, единственный подлинный царь (малик) и судья (хакам). Он вершит суд над людьми, воздавая им по заслугам. В тот день, когда наступит конец света, Аллах воскресит всех мертвых и будет судить их по поступкам, посылая одних в рай, а других – в ад. Именно он предопределяет судьбы людей, они же должны надеяться на его милость, которая является одним из главных его качеств. Эти качества (среди них – могущество, справедливость и т.д.) входят в состав 99 «прекрасных имен». В суфизме Аллах часто фигурирует как «Он» (Хувва).
Конкретного образа Аллах не имеет, хотя в Коране говорится о его «всевидящем оке», лице или о его руках. Кроме того, говорится о том, что он восседает на троне, стоящем на водной поверхности. Большинство мусульманских богословов склонялось к аллегорическому толкованию этих упоминаний. Отсюда запрет на изображение Аллаха, в основе которого лежит древний семитский запрет на изображение живых существ.
Мусульмане должны поклоняться Аллаху дома, в мечети, в пути, т.е. везде, где верующего застанет время молитвы. Одним из знаков, ниспосланных Аллахом людям, является черный камень в Мекке (см. КААБА).
Образ Аллаха в Коране во многом идентичен образу Бога в христианстве и иудаизме. На самом деле речь идет о едином Создателе, том же самом боге, которому поклонялись иудеи и христиане. Следует отметить, что арабы-христиане, обращаясь в своих молитвах к Богу, называют его «Аллахом». О том, что Аллах является богом и для представителей других религий, есть упоминание в Коране: «И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много (22:40)».
Ольга Бибикова
Мифы народов мира. М., Советская энциклопедия, 1980
Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., Наука, 1991
Thoraval Y. Dictionnaire de civilization musulmane. Paris, «Larousse», 2001
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»