МЕЛАНХТОН, ФИЛИПП
МЕЛАНХТОН, ФИЛИПП (Melanchton, Philipp) (1497–1560), немецкий гуманист, евангелический реформатор и первый теолог-систематик лютеранства. Родился Меланхтон (настоящую фамилию Шварцерд, буквально, «черная земля», он перевел на греческий язык) 16 февраля 1497 в Бреттене (Пфальц). Он доводился внучатым племянником известному гуманисту и гебраисту Иоганну Рейхлину и по его настоянию поступил в латинскую школу в Пфорцхайме (где учился в 1507–1508), а затем в университеты Гейдельберга (1509–1511) и Тюбингена (1512–1514), в последнем он начал свою преподавательскую деятельность. Меланхтон изучал труды Платона, Аристотеля, Уильяма Оккама. До знакомства с Лютером углубленно занимался схоластической теологией и церковной этикой.
25 августа 1518 Меланхтон приехал в Виттенберг, где с успехом преподавал и классические, и богословские дисциплины, отстаивая евангелическую истину средствами ренессансного гуманизма. Вскоре он приобрел авторитет одного из лидеров Реформации. Его труд Основные истины теологии (Loci communes rerum theologicarum, 1521) был первым трактатом по протестантской теологии. С рейхстага в Шпейере (1529) и до смерти он был главным представителем протестантских кругов на всех главных религиозных диспутах. В 1528 его программа начального обучения и другие педагогические начинания закрепили за ним славу основателя протестантских народных школ. Он много занимался подготовкой учителей, писал учебники (по логике, риторике, психологии, этике и физике) и способствовал реорганизации многочисленных школ и университетов – не случайно за ним закрепилось почетное прозвище praeceptor Germaniae («учитель Германии»). В составленном им Аугсбургском исповедании (1530), основном протестантском символе веры, Меланхтон стремился примирить протестантов и католиков, разъясняя евангелическую истину и убеждая в необходимости сохранения единства христиан. Выдающимся теологическим трудом явилась его Апология Аугсбургского исповедания (1531).
Различия во взглядах Меланхтона и Лютера сводились к трем моментам.
1) Если Лютер говорил об «оправдании только верой», то Меланхтон опускал в этом сочетании слово «только» и подчеркивал важность добрых дел как необходимого плода веры, хотя и не ее причины.
2) В 1527 он пересмотрел свое отношение к «стоическому детерминизму», лежащему в основе учения о предопределении, причем новое издание Loci communes (1535) свидетельствует о том, что он вообще отказался от жесткого детерминизма. Исходя из нравственной ответственности и своего понимания Писания, Меланхтон настаивал на том, что человек должен принять божественную любовь как свободный дар Бога. Он называет три совместно действующие причины обращения – Слово Бога, Святой Дух и человеческую волю. Эта концепция часто подвергалась критике, поскольку в ней усматривали идею о том, что человек способен содействовать собственному спасению (т.н. синергизм).
3) Меланхтон не разделял учения Лютера о «реальном присутствии» Христа в евхаристии. После 1530 он разработал вероучительную концепцию «реального духовного присутствия». Споры по поводу учения о евхаристии поставили под угрозу его дружбу с Лютером (1543), позднее его обвинили в криптокальвинизме (т.е. скрытом кальвинизме).
В 1548 в споре о «безразличных» вещах («адиафора» – в этике, вещи допустимые, но не обязательные) Меланхтон твердо придерживался своих собственных и прежних лютеровских взглядов: оправдание верой по Писанию – это главное, прочие вещи – допустимы (ради любви или соблюдения порядка). Лютеранский теолог Флаций Иллирик, противник гуманистов, обвинял его в ереси и отступничестве. Умер Меланхтон в Виттенберге 19 апреля 1560.
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»