АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ
АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ (Confessio Augustana), самый ранний из официальных протестантских символов веры, до сих пор являющийся вероучительной нормой для лютеран. Оно было представлено протестантскими князьями и двумя свободными городами на Аугсбургском рейхстаге (Священной Римской империи германской нации) 25 июня 1530 в ответ на запрос императора Карла V, который надеялся примирить враждующие религиозные партии в Германии.
Это обстоятельство, а также неудача Мартина Лютера и Хульдриха Цвингли, которые не смогли решить спорные вопросы на Марбургских собеседованиях (1529), обусловили некоторую примирительную тенденцию в отношении католичества и резкое неприятие радикального протестантизма. Тем не менее Карл V после рассмотрения текста Исповедания католическим теологами отклонил его. Автором Исповедания был теолог Меланхтон, в работе над текстом он консультировался с Лютером и другими богословами. Кроме того, он опирался на более ранние протестантские вероисповедные документы – Швабахские статьи (1529) и Торгауские статьи (1530). Вероположения Исповедания Меланхтон подробно развернул в Апологии Аугсбургского исповедания (окончательная редакция 1531), которая вошла в корпус лютеранских вероисповедных текстов.
Первая часть Исповедания состоит из 21 короткой статьи, в которых обсуждаются основные вероучительные положения: вера в Бога, вера во Христа, грех, оправдание, христианская жизнь, церковь, служение, таинства, гражданское управление, свобода воли, вера и добрые дела, Страшный суд. Вторая часть, включающая 7 более пространных статей, посвящена критике злоупотреблений в церкви; верующие, исповедующие этот символ веры, должны их исправлять. Это статьи о причащении под двумя видами, о возможности брака для духовенства, о мессе, исповеди, посте, монашеских обетах и епископской власти.
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»