ХАСАНИДЫ
ХАСАНИДЫ – потомки Хасана, старшего внука пророка. Его родителями были дочь пророка Фатима и Али ибн Абу Талиб (см. ПРАВЕДНЫЕ (ПРАВОВЕРНЫЕ) ХАЛИФЫ), двоюродный брат (и, соответственно, зять) Мухаммада. Среди детей Али (у него было 14 мальчиков и 17 девочек) его старшие сыновья Хасан и Хусейн почитаются особо, так как их мать является прямым потомком пророка, и, следовательно, по мнению мусульман, через нее им была передана барака (благодать – араб.). Хасан родился примерно через 3–4 года после хиджры пророка в Медине (625/6). В апокрифической литературе, а также поздних преданиях, он представлен как любимец своего деда. Однако аналогичный эпитет имеет и его брат Хусейн.
О Хасане известно, что он постоянно жил в Медине, был чрезвычайно благочестив и набожен, но постоянно разводился и женился вновь. По мнению историка-востоковеда Авг. Мюллера, в течение его жизни в гареме Хасана перебывало до 70 женщин, но одновременно он всегда был женат только на четырех женах. Поэтому в народе его прозвали митлак (разводящийся – араб.).
После гибели Али в Куфе (24 января 661) войско, находившееся в Ираке, немедленно присягнуло Хасану. Наместник Сирии Муавийа (см. ОМЕЙАДЫ), претендовавший на власть в халифате, прислал ему послание, в котором предлагал выставить свои условия в обмен на отказ от власти. Узнав, что Муавийа предложил его брату Хусейну 2 миллиона дирхемов, Хасан потребовал 5 миллионов, а также доходы с одного округа в Персии. Покинув Ирак, Хасан удалился в Медину, где прожил безбедно до своей смерти примерно в 669.
Однако бытует и другая интерпретация этих событий: якобы наместник Муавийа заставил Хасана публично отречься от власти на неком собрании в Адрухе, и начиная с этого момента, перестал заботиться о нем. Впоследствии распространились слухи о том, что Хасан был отравлен, впрочем, аналогичные слухи ходили по поводу смерти практически каждого потомка Али. Поэтому за ними стойко утвердился эпитет шахид (мученик – араб., см. ШАХИДИЗМ).
В источниковедческой литературе Алиды (потомки Али) делятся на две ветви. Первая – потомки Хасана (Хасаниды) и вторая, менее многочисленная – Хусейниды. Историки отмечают, что в ряде случаев речь идет о мифологизации происхождения того или иного «потомка» Али.
Ветвь потомков Хасана представлена семействами (родами), проживавшими в разных уголках мусульманского мира. Иногда они занимали высокие посты, как, например, потомки Абу-Хашима Бен Мухаммада (см. № 6 нижеследующего списка) и Бану Кадата (см. № 9), бывшие и нынешние эмиры Мекки. В некоторых странах за ними стойко закрепился почетный эпитет шериф (благородный – араб.).
1. Идрисиды, потомки Идриса бен Идриса бен абд Аллаха бен Хасана II, правили в Магрибе до начала 10 в.
2. Сулайманиды, потомки Сулаймана бен Давуда бен Хасана II, правили в Мекке и затем в Йемене.
3. Сулайманиды, потомки Сулаймана (брата Идриса бен абд Аллаха бен Хасана II) – в Магрибе.
4. Бану Ухайдир, потомки Мусы аль-Джаун (брата Мухаммада аль-Нафса аль-Закийа) – в Мекке и Йемене в период между 865 и 961.
5. Бану – Таба-таба – в Йемене – 901.
6. Хаувашим (Бану Фалита), потомки Абу-Хашим бен Мухаммад (от ветви Абд Аллаха бен Хасана II), эмиры Мекки между 1067–1202.
7. Бану – Салих, потомки Салиха бен Абд Аллах бен Муса (от этой же ветви), правили в Гане и Судане.
8. Хасаниды Амоля (864–913).
9. Бану – Катада, эмиры Мекки 1201–1202 до наших дней.
10. Шерифы Са'ади (Са'адиды) – в Марокко 1559–1659.
11. Шерифы Филали в Марокко с 1664 до наших дней: нынешний король Марокко Мулай Абдалла – последний представитель династии Филали.
12. Шерифы Ваззани и Киттани проживают в Марокко до наших дней.
О представителях этих династий существует разрозненная информация. Например, историк К.Э.Босворт утверждает, что Аббасидам было трудно контролировать Йемен, находящийся в юго-западной части Аравийского полуострова. Здесь в правление халифа аль-Ма'муна (см. АББАСИДЫ) обосновался потомок Али (от его старшего сына Хасана) Тарджуман ад-дин аль-Касим ибн Ибрахим Табатаба. Он положил начало династии Рассидов. Однако исследователи считают, что название династии происходит от селения ар-Расс в Хиджазе, которым владел аль-Касим. Рассиды сделали своей столицей город Сану.
Первоначально все члены этих семейств стояли на страже шиизма. Так, династия Идрисидов, правившая в Марокко в период между 789–926, ввела в Магрибе шиизм (в смягченной форме). Однако представители династии Филали, правящие ныне в Марокко – сторонники суннизма.
Шерифы Марокко из рода Са'ди и Филали происходили от Мухаммада ан-Нафса аз-Закийи (ум. в 762), внука аль-Хасана. Их предшественники Идрисиды построили свою столицу город Фес у развалин древнеримского города Волюбилиса. Тогда же Фес стал играть роль священного города – местопребывания (шорфа') – привилегированных потомков пророка Мухаммада. Впоследствии там правили различные берберские династии. Их удалось изгнать в 16 в., когда шерифы из рода Са'ди (пришедшие из Аравии в конце 14 в.) установили свою власть. Первым шерифом стал Мухаммад аль-Махди аль-Каим би-амр-Аллах. Его титул переводится как «правитель по велению Аллаха», что свидетельствует о том, что шерифы использовали мессианские настроения и стремление отомстить за изгнание арабов из Андалусии.
Известно также, что аль-Хасан бен Зайд бен Мухаммад, внук аль-Хасана бен Зайда бен Хасана (который приходится правнуком Али ибн Абу Талибу) основал дом алидов в Табаристане (северная часть Ирана, прилегающая к Каспийскому морю). В 11 в. имя Хасан принял Харун-Бугра-хан, представитель боковой ветви династии Караханидов (992–1211), правивших в Мавераннахре и Восточном Туркестане. Его потомков стали называть «Хасанидами», однако, по мнению ряда ученых, уточнение генеалогии и хронологии Караханидов представляется мало вероятным.
В целом надо отметить, что вопрос о потомках Али достаточно запутан и мифологизирован. Практически во всех частях мусульманского мира, проживают семьи, доказывающие свое благородное происхождение через чадолюбивого внука пророка.
Ольга Бибикова
Крымский А. История арабов и арабской литературы. Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским Институтом восточных языков. М., 1912
Босворт К.Э. Мусульманские династии. М., «Наука», 1971
Лэн-Пуль С. Мусульманские династии. М., «Восточная литература», 2004
Мюллер А. История ислама. От доисламской арабов до падения династии Аббасидов. М., АСТ-Астрель, 2004
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»