ФУНДАМЕНТАЛИЗМ В ИСЛАМЕ
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ В ИСЛАМЕ. Впервые термин «фундаментализм» в религиозном контексте был использован протестантскими священниками США (в начале 20 в.), когда в Бостоне были опубликованы статьи, призывавшие вернуться к религиозным основам (fundamentations) и возродить религиозные принципы в их первозданной чистоте. Это означало также отказ от модернистских идей, которые, по мнению анонимных авторов статей, искажали сущность религии, подрывали ее основы.
Фундаментализм характерен для религий Откровения. Известно, что призыв вернуться к начальным формам религии возникает тогда, когда устаревшая религиозная догма вступает в конфликт с новым состоянием общественного сознания. Сторонники фундаментализма считают, что искажения и чуждые наслоения скрывают истинную сущность религии, которая носит универсальный характер.
В христианстве первым фундаменталистским движением, провозгласившим возврат к истокам веры, был протестантизм, который нанес мощный удар по католицизму. Ныне протестантизм стал одним из направлений в христианстве и утратил присущую ему в прошлом фундаменталистскую непримиримость. См. также ПРОТЕСТАНТИЗМ.
В российском православии идея возрождения «чистоты веры» прослеживается в доктрине старообрядцев, не признавших церковной реформы патриарха Никона (17 в.).
Не избежал проявлений фундаментализма (как борьбы за возвращение к богословским основам веры, «чистой ортодоксии») и иудаизм. В современном иудаизме он представлен раввинатом, который строго контролирует умонастроения и поведение верующих, защищает чистоту талмудической доктрины в борьбе с реформаторами-модернистами.
На территориях, где распространен буддизм и индуизм, фундаменталистские идеи не получили развития, так как в отсутствии канонических текстов верующие отталкиваются от идеи, а не от писания, ниспосланного Создателем, хотя авторитет древних религиозных трактатов как мировоззренческой базы остается незыблемым. В буддизме и индуизме отсутствует прямая контролируемая зависимость между предписаниями Неба и человеческой деятельностью. Кроме того, в этих религиях нет жесткой церковной организации.
Как культурный феномен, современный фундаментализм является реакцией на модернизацию и глобализацию. Его провоцирует секуляризация как освобождение человека и общества от влияния духовенства и религиозных установлений, религиозный индифферентизм (равнодушие к религии), утрата традиционных ценностей и ослабление нравственного начала в обществе. Очевидно, что фундаментализм как идея возврата к истокам или начальным формулам ортодоксии появляется, когда доктрины религиозной системы, освещенные богословскими авторитетами, перестают в должной мере соответствовать этапу общественного развития. В индустриальную эпоху возрожденческие, модернистско-реформаторские движения объективно направлены на восстановление соответствия между устаревшей богословской формой отражения бытия и новым состоянием общественного сознания, порожденным меняющейся реальностью.
Особое место занимает фундаментализм в современном исламе. Дело в том, что в исламе отсутствует понятие ортодоксии. Однако, по аналогии с христианством, более всего понятию «ортодоксия» соответствует суннизм. Термин «сунна» предполагает следование предписаниям, выработанным пророком и его сподвижниками (см. СУННА). Известно высказывание пророка о том, что после его смерти община распадется на 70 и более общин. На вопрос сподвижников: «А кто спасется?», пророк ответил: «Люди сунны и согласия», то есть те, кто следует примеру Мухаммада в жизни и руководствуется принципами, изложенными в Коране.
Суннитское направление в исламе утвердило себя в период становления шиизма. Это произошло спонтанно, в ходе идеологической борьбы, развернутой шиитами – сторонниками халифата Али и его потомков. Противоборство было инспирировано политическими соображениями сторонников династического принципа наследования власти.
В современном исламе суннитского направления фундаментализм выступает в двух ипостасях. Во-первых, это движение за возвращение к истокам веры, которое принято называть салафизмом (от ас-салаф ас-салих – праведные предки, то есть благочестивые раннеисламские авторитеты), иначе – возрожденчество. Во-вторых, движение, условно называемое мусульманским реформаторством.
В шиитском исламе в силу имманентных особенностей доктрины до сих пор не было необходимости в фундаменталисткой реинтерпретации священных текстов. Шииты уповают на прямое руководство Творца через мессию – «скрытого имама», который должен явиться миру. Он является носителем божественного начала. Будучи продолжателем дела пророка Мухаммада, он сообщается с верующими через высшего богословского авторитета в шиизме, который в качестве муджтахида (от глагола джахада, араб. – прилагать усилия) имеет право интерпретировать волю Аллаха в соответствии с потребностями общины.
Принято считать, что в исламе отсутствуют возможности для развития его идеологии. Эту точку зрения разделяют и некоторые мусульмане, утверждающие, что в 11 в. были «закрыты врата иджтихада» (то есть прекратилась разработка принципов ислама как идеологии в рамках богословских школ), что не позволяет вводить новые средства для рационального осмысления возникающих проблем. Но нам не известны письменные свидетельства этого запрета. Кроме того, существующие юридические школы (мазхаб, мазахиб) одну и ту же проблему могут рассмотреть по-разному (см. ФИКХ), и это не будет нарушением шариата. К этому следует добавить, что «каждодневный» ислам – это синтез доктринальных норм с местными верованиями и национальными обычаями. Практически везде в мусульманском мире (а на его периферии особенно) параллельно с шариатом существует адат – местное право, адаптированное и канонизированное исламом.
В исторической ретроспективе сдвиги в религиозном сознании и жизни мусульманской общины принимали различную форму, ибо с переменой жизненных обстоятельств шариат перестает в полной мере отвечать общественным потребностям. Переосмысление ортодоксальной доктрины стало особенно необходимо с наступлением индустриальной эпохи. В 19 в. с возникновением реформаторских течений в исламе появились тенденции к возрождению аль-иджтихада. В последние годы, несмотря на то, что эти призывы не нашли широкой поддержки со стороны религиозной мусульманской верхушки, среди общественных деятелей ряда стран предложение пересмотреть некоторые исламские принципы с точки зрения современной жизни рассматривается положительно.
Призыв вернуться к первоначальной чистоте религии в истории ислама звучал неоднократно. Одним из самых ярких сторонников этой фундаменталистской по сути тенденции был Ахмад ибн Ханбаль (780–855) – основатель наиболее строгой богословско-юридической школы в исламе. Он считал, что разум человека не способен постичь религиозную истину, поэтому при чтении Корана «не следует задаваться вопросом: как?» (би-ла кайфа?). Его последователи признавали основой мусульманского права, единственным источник аргументации и критерием истины только священные тексты и согласное мнение (иджма) сподвижников пророка. Ему вторил Ахмад Такииддин ибн Таймийа (1263–1328), который был приверженцем идеи абсолютного единобожия, а также выступал против каких либо нововведений в исламе (например, он боролся с культом святых, и даже с культом пророка, как с грехом многобожия).
Появление такого рода проповедников было вызвано искажением исламских представлений и норм под влиянием местных обычаев. В частности, в 18 в. на Аравийском полуострове возникло течение ваххабизма (ваххабийа, от имени религиозного деятеля Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (1703–1787)). Это пуританское по своему характеру движение «единобожников» (как они себя называли) выступало против «искажения» ислама, а также власти османского султана – халифа, олицетворявшего «разложившийся» ислам. Последователи Ибн Ваххаба объявили джихад «священную войну», чтобы вернуть мусульман к истинному единобожию. Будучи приверженцами таухида (строгое единобожие), они расширили представление о бидъа' – новациях, осуждаемых исламом. Это, в частности – курение табака, употребление кофе, ношение шелковой одежды, музыка, танцы и т.п., позднее в 20 в. список пополнился телефоном, телевидением и т.д.
Таким образом, в ходе исторического развития религиозная идеология переживает период, когда часть верующих призывает к реформации.
Однако методы реформирования предлагаются разные. Одни (модернисты) считают, что необходимо отказаться от наиболее одиозных догм с тем, чтобы религиозные концепции соответствовали требованиям современности. Другие (возрожденцы) требуют вернуться к основам, первозданной чистоте религии. И те, и другие считают себя реформаторами.
И сегодня мусульманские возрожденцы (иначе – фундаменталисты) призывают вернуться к основам веры, имя в виду времена пророка и праведных халифов. При этом они игнорируют политические и экономические изменения, происшедшие за это время, считая, что все несчастья являются результатом отступления от первоначальной веры и искажения постулатов раннего ислама.
Социальную базу фундаменталистов составляют преимущественно выходцы из нижних страт средних слоев населения: мелкие и средние служащие, ремесленники и рабочие, выпускники средних и высших учебных заведений и безработные, розничные торговцы, а также представители интеллигенции. Любопытно отметить, что в период формирования (40-е годы) в Египте одной из наиболее популярных в арабском мире организаций фундаменталистского толка «Братья – мусульмане» среди студентов, вступивших в эту организацию, было много представителей технических и почти не было представителей гуманитарных факультетов. Естественно, что лидирующее положение в подобных организациях занимают люди, способные сознательно воспринимать фундаменталистский призыв, – преимущественно богословы, а также образованные люди, выходцы из семей, традиционно тяготеющих к религии. Всех их объединяет разочарование, утрата уверенности в завтрашнем дне, иллюзорное восприятие прошлого.
Успех исламского фундаменталистского радикализма обусловлен его острой антизападнической и антимодернизаторской направленностью. Ценностям буржуазного общества потребления противопоставляются исламские ценности – приоритет коллективистского начала перед индивидуализмом, равенство людей перед Богом, осуждение накопительства. Естественно, что политический ислам (исламизм) на фундаменталистской основе логично стал объединяющим началом идейно неоднородных движений. Существуют и политические причины радикализации исламских движений. Среди них и неразрешенная палестинская проблема (включая проблему святых мест ислама в Иерусалиме), экономические трудности, отсутствие у правительств некоторых мусульманских стран динамичной национальной политики, разочарование как в идеалах буржуазного общества, так и социализма. Однако главной причиной является вторжение западной культуры, образа жизни, подрывающего устои традиционного общества.
См. также БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК (раздел Исламский фундаментализм).
Ольга Бибикова
Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., Издательство «Международные отношения», 1991
Модестов С.А. Геополитика ислама. М., Издательство «Молодая гвардия», 2003
Фундаментализм. (сборник статей под ред. З.И.Левина), Москва, Издательство «Крафт +», 2003
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»