САМАДХИРАДЖА-СУТРА
CАМАДХИРАДЖА-СУТРА (санскр. – «Сутра царственного медитативного погружения») = ЧАНДРАДИПАСУТРА (санскр. – «Сутра лунного светильника»), одна из сутр канонизированного в буддизме махаяны числа девяти «весьма пространных сутр» – махавайпулья-сутры (основной среди которых считалась Саддхармапундарика-сутра), посвященная медитативной технике.
Текст сохранился в четырех версиях. Наиболее ранняя санскритская рукопись (на бересте) была обнаружена в 1931 среди сочинений буддизма махаяны в развалинах ступы в Гильгите (Пакистан). Всего санскритских рукописей к настоящему времени известно более 20 (фрагменты были найдены и в Средней Азии), и на них опираются три издания текста. Китайских версий две, они восходят к разным переводчикам: Ши Сян-гуну, жившему в период правления династии Лю Сун (419–477 или 420–478), который перевел только три главы, и к Нарендраящасу (557), представившему полный санскритский оригинал сочинения. Китайские переводы вошли в состав китайского канона буддийских текстов Да цзан цзин. В 9 в. появился тибетский перевод, выполненный в соавторстве индийца Шилендрабодхи и тибетца Дхарматашилы. Он также вошел в канон – на сей раз в тибетский Кангьюр. Наконец, два монгольских перевода (с тибетской версии), сделанные Кунга Одсер Мерген Пандитой и Тай Гундан Гуши (1628–1629), вошли в монгольский канон Ганджур. Исходя из датировки первого китайского перевода, можно датировать санскритский оригинал 3–4 вв.
Текст состоит из 40 глав (в одной из санскритских рукописей их 42, потому что глава 38 включает в себя фактически три главы) и открывается описанием стандартной для махаянских сутр ситуации пребывания Будды в столице Магадхи Раджагрихе в окружении множества последователей дхармы. Находящийся в этом собрании учеников Чандрапрабха («Лунносветный»), наделенный множеством добродетелей, обращается к Будде за разрешением задать ему вопрос и получает согласие. Во всех остальных главах Будда разъясняет свое учение. Завершается наставление Будды твердым намерением Чандрапрабхи следовать его учению о созерцании; он получает благословение от Будды и сам достигает самадхи. Последователь учения о конечном погружении в самадхи по рецепту «махаянской йоги» должен почитать учителя, учение и будд, затем практиковать «совершенства» (парамиты), необходимые на «пути бодхисаттвы», и, наконец, стать монахом. Как и во многих других махаянских текстах, в Самадхираджа-сутре указано, на какие результаты может рассчитывать практикующий самадхи. К ним относится прежде всего достижение «пробуждения» (бодхи), обретение видения равнозначности сущности всех дхарм, защищенность от любых дурных воздействиях и факторов существования, приобретение всех нужных достоинств и способностей постижения истины, а также возможность приблизить к «пробуждению» все живые существа. В текст вставлено тринадцать джатак и авадан (дидактические повествования), призванных стать «наглядными пособиями» и стимулами для избравшего путь особой медитации.
Основное мировоззренческое ядро наставления Будды составляет учение мадхьямики (в духе Праджняпарамитских текстов) с вкраплениями из наследия второй основной махаянской философской школы – йогачары. В «буддологии» Самадхираджа-сутры содержится одно достаточно примечательное отклонение от норм махаянского мировоззрения: в главе 22 признается наличие у Будды двух тел вместо трех – рупакая (физическое тело) и дхармакая (тело дхармы). Для стиля Самадхираджа-сутры характерны общие родовые черты махаянской и общебуддийской дидактической литературы – гиперболизация повествования, неизменные повторы, изобилие устойчивых клишированных форм, которые выполняли двойственную задачу содействия усвоению материала адептом и последовательное внедрение в его сознание стереотипов с целью перестройки этого сознания.
Самадхираджа-сутра оставила значительный след в буддийской литературе. К ней был составлен комментарий Манджушрикирти (не сохранился на санскрите). Цитаты из нее неоднократно встречаются в сочинениях комментатора Нагарджуны Чандракирти (7 в.), у Шантидэвы (8 в.), Шантаракшиты и его комментатора Камалашилы (8 в.), в Истории буддизма Будона (14 в.), а также у Цзонхавы и ряда других лидеров ламаизма.
См. также САДДХАРМАПУНДАРИКА-СУТРА; ТРИКАЯ; ЧАНДРАКИРТИ; ШАНТИДЭВА.
Самадхираджа-сутра. Главы 1, 3–9. – В кн.: Стержень жизни. Книга о Будде и его Учении. СПб, 1997
Самадхираджа-сутра. Глава 2. Введение, перевод, комментарий П.Л.Гроховского. – Восток, 1997, № 3
Ответь на вопросы викторины «Философия»