АЛЬ-АЗХАР
АЛЬ-АЗХАР – Джами'аль-Азхар (Блистательнейшая мечеть) – название наиболее почитаемой мечети и религиозного университета в Каире. Мечеть была построена в 970–972 во времена Фатимидов, возводивших свое происхождение к Фатиме – дочери пророка Мухаммеда. «Аль-Азхар» – превосходная степень от «Захра» (блестящий, яркий, блистательный – араб.) – почетного эпитета, под которым обычно упоминается Фатима. Халиф аль-Муизз (953–975), правивший тогда Египтом, хотел сделать аль-Азхар главным религиозным центром шиитского государства. Мечеть строилась одновременно с городом аль-Кахира (Каиром), ставшим новой столицей Египта. Уже тогда в мечети началось преподавание сначала коранических наук, а позднее математики, астрономии, естествознания и географии.
В 1171 Каир был взят войсками Салах ад-Дина (1138–1193). При нем и его преемниках из династии Айюбидов шиитская проповедь в аль-Азхаре была прекращена, а сама мечеть потеряла статус главной мечети города. Но преподавание коранических дисциплин в мечети (теперь в суннитской интерпретации) продолжилось.
При мамлюках аль-Азхар стал получать доходы от вакфов (араб. вакф-вукуф – религиозное имущество), благодаря которым стала возможна реставрация здания, постройка новых помещений, в которых разместились учебные классы. При султане аз-Захире Байбарсе (1260–1277) в мечети была возобновлена хутба (пятничная проповедь, право на которую имели крупнейшие мечети). Была создана библиотека, улучшено содержание преподавателей и студентов. В этот период аль-Азхар стал престижным учебным заведением и главной соборной мечетью Каира и Египта. Основной упор в обучении был сделан на богословские науки и арабскую филологию, а математике, естествознанию и другим светским наукам придавалось второстепенное значение.
В 1517 Египет вошел в состав Османской империи, что негативно сказалось на состоянии мечети и учебных заведений в ее составе. Доходы от вакфов сократились, и зависевшая от них система образования стала приходить в упадок. Уровень образования заметно снизился. Многие мадрасы (религиозные школы) закрылись. Но аль-Азхар сумел сохраниться как главный центр юридическо-богословских дисциплин и арабской филологии на Ближнем Востоке.
В период правления Мухаммада Али (1769–1849) аль-Азхар постепенно стал возвращать себе значение главного мусульманского научного центра. Реформы, начатые Мухаммедом Али, сопровождались изменениями в области культуры и образования. Освободив имущество, передаваемое аль-Азхару в порядке благотворительности, от обложения налогом, новый египетский правитель позволил аль-Азхару стать независимым общемусульманским центром традиционного образования и науки. При Мухаммаде Али в Аль-Азхаре впервые стали применять европейские методики обучения.
Исмаил-паша (1863–1879), один из преемников Мухаммада Али, сумел добиться для Египта значительной внутренней автономии в рамках Османской империи. При нем впервые был принят закон об аль-Азхаре, согласно которому был введен квалификационный экзамен на получение диплома «международного образца». Одновременно аль-Азхар получил статус университета. В конце 19 в. начался процесс модернизации учебных программ, внутреннего распорядка и организационной структуры аль-Азхара, которые попытался осуществить известный общественный деятель и реформатор ислама, выпускник аль-Азхара, Мухаммад Абдо. В 1890 был создан первый совет по управлению аль-Азхаром, состоявший из наиболее авторитетных богословов во главе с самим Мухаммедом Абдо. Однако с его кончиной в 1905 движение реформ в аль-Азхаре снова замерло. После революционных событий 1919 и 1921, носивших антиколониальный характер, король Египта Фуад I приказал (1930) разработать новый устав, в соответствии с которым студентам предоставлялась возможность уделять больше внимания общеобразовательным предметам. В середине 20 в. аль-Азхар становится известен как один из наиболее крупных и престижных исламских университетов религиозного и языкового направления. В настоящее время аль-Азхар представляет собой гигантский религиозный и образовательный комплекс. Помимо главной соборной мечети (аль-Джами аль-Азхар) и других религиозно-культовых сооружений, аль-Азхар включает в себя филиалы в других городах страны и представительства (миссии) за рубежом. С 1961 в университете функционируют светские факультеты, в том числе специальный женский факультет. В начале 2003 руководство Университета Аль-Азхар начало реализацию грандиозного проекта «Аль-Азхар онлайн» (Al Azhar Online). Его цель – обеспечить открытый доступ к уникальнейшим рукописям и наследию старейшего университета и религиозного института. Предполагается перевести в цифровой формат более 125 тыс. книг, а также 42 тыс. рукописей, из которых девять тысяч существуют в единственном экземпляре.
В разное время с аль-Азхаром была связана жизнь и деятельность многих выдающихся людей: физика Ибн аль-Хайсама (11 в.), врача Абд аль-Латифа аль-Багдади (13 в.), поэта Умара бен аль-Фарида (13 в.), историка Ибн Халдуна (14–15 в.) и др. Многие знаменательные события в жизни Египта разворачивались или начинались в стенах аль-Азхара. Его преподаватели и студенты неоднократно выступали движущей силой египетского национально-освободительного движения и внесли значительный вклад в историю этой страны арабского Востока.
Ольга Бибикова
Аль-Азхар аш-Шариф фи 'идихи аль-альфи. (Благородный аль-Азхар в праздник своего тысячелетия). Каир.
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»