ИБН АЛЬ ХАЙСАМ
ИБН АЛЬ ХАЙСАМ (Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хасан ибн аль-Хайсам) (965–1039). Уроженец Басры (Ирак), из-за чего при жизни получил прозвище «аль-Басри». Благодаря своим выдающимся способностям занимал на родине должность визиря, но любовь к науке заставила его оставить эту должность. Ибн аль-Хайсам был выдающимся математиком, физиком и астрономом, врачом и философом, комментатором Аристотеля.
Ибн аль-Хайсам считается одним из основоположников экспериментального метода в науке. Тщательные эксперименты он сочетал со строгим математическим доказательством своих выводов.
Фатимидский халиф Хаким би-амри-лла (996–1021) (см. ФАТИМИДОВ ДИНАСТИЯ), узнав о том, что Ибн аль-Хайсам составил проект регулирования вод Нила с помощью плотины южнее города Асуан, пригласил его в Египет. Но, прибыв на место, ибн аль-Хайсам убедился в том, что уровень имеющихся в его распоряжении технических средств не позволяет реализовать этот проект (это стало возможным только в середине 20 в.). Халиф разгневался и конфисковал имущество Ибн аль-Хайсама, а самого подверг домашнему аресту. В ожидании своей участи и зная о крутом нраве халифа, Ибн аль-Хайсам был вынужден симулировать сумасшествие. Чтобы иметь средства к существованию, аль-Хайсам несколько лет переписывал книги по математике и точным наукам, и только после смерти халифа в 1021 получил возможность вернуться к нормальной жизни. Он оставался в Каире до конца своей жизни, занимаясь наукой.
В Европе ибн аль-Хайсам известен как «Аль-Хазен» (Alhazen). Его труды знали многие ученые средневековья. В Источнике сведений о различных классах врачей cирийского врача Ибн Аби Усайби' (1194–1270) упомянуто 92 произведения, автором которых был Аль-Хайсам, 89 из них посвящены математике, астрономии, оптике и механике.
Наиболее известны трактаты, посвященные измерениям шара, квадратуре круга, о построении семиугольника, вписанного в круг, пятиугольника, вписанного в квадрат, об определении основания куба из кубического числа, о свете светил, о формах затмений, о движении Луны; об определении азимута киблы (направлении на молитву); об определении меридиана, о сущности следов, видимых на поверхности Луны. Часть работ Ибн аль-Хайсама являются комментариями и дополнениями к Началам Евклида.
Особе место среди его трудов занимает Книга оптики (Китаб аль-Маназир). Ибн аль-Хайсам продолжил исследования Евклида о природе света. До него оптика древних знала только простейшие эмпирические законы световых явлений: закон прямолинейного распространения света в однородной среде; закон отражения света от поверхностей зеркал; явление преломления света на границе двух прозрачных сред.
Вслед за древнеримским ученым-медиком Галеном, Аль-Хайсам исследовал строение глаза, доказав несостоятельность идей Платона и Евклида о человеческом зрении. Аль-Хайсам разработал концепцию бинокулярного зрения (видения двумя глазами). Он первым объяснил феномен зрения как процесс, в котором лучи, поступающие в глаз от объектов, формируют внутри хрусталика изображение.
Ибн аль-Хайсам ввел в научный оборот понятие тяжести воздуха, связал плотность воздуха с высотой. После него ученые стали заниматься проблемами преломления света. Однако до начала 17 в. больших открытий в сфере оптической науки не было. В 14 в. Кемаль ад-дин Абу-ль Хасан аль-Фариси (ум. в 1320) составил к труду Аль-Хайсама комментарий, который попал в Европу. В 1572 Книга оптики была переведена на латинский язык, по этому переводу знакомился с проблемами оптики Иоганн Кеплер.
Ольга Бибикова
Матвиевская Г.П., Розенфельд Б.А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII–XVII вв.), т.2. М., Наука, 1983
Ответь на вопросы викторины «Фобии и страхи»