РЭГГИ
РЭГГИ (Reggae), направление современной музыки, оформившееся в конце 1960-х на Ямайке и с начала 1970-х получившее широкое распространение. Существует множество побочных направлений, как даб (dub), раггамаффин (raggamuffin) и др.
Рэгги многомерно: композиция может быть танцевальной, релаксационной и песней протеста одновременно. В этом проявилась одна из особенностей африканской культуры, в традициях которой музыка, ритм, танец неотделимы от других явлений и событий. Танец и пение сопровождают различные действия человека, являясь составной частью существования.
Отличительными особенностями музыки рэгги являются: характерный раскачивающийся ритм с ударением на слабые доли такта (не на 1-ю и 3-ю, а на 2-ю и 4-ю), а также ярко выраженная пульсирующая линия бас-гитары, ведущей четкую мелодию, в то время как гитара выполняет главным образом ритмическую функцию, акцентируя слабые доли.
Термин «рэгги» появился около 1968, однако сам стиль был продуктом длительной эволюции ямайской музыки, корни которой уходят в многовековые традиции Африки, Северной и Латинской Америки, островов Карибского бассейна (см. также АФРИКАНСКАЯ МУЗЫКА).
Рэгги в большинстве случаев связано с растафарианством, религиозным течением, распространившемся в 20 в. на Ямайке и представляющем своеобразное смешение христианства с иудаизмом, причем, что немаловажно, с определенным расовым уклоном. В характерной манере для новых африкано-американских религиозных течений, во множестве появлявшихся в первой половине 20 в., растафарианство настаивает на том, что Иисус Христос и все библейские герои были черными, избранный народ иудейский – это тоже черная раса, а Земля Обетованная – это Эфиопия. Под Вавилоном, в котором вынуждены пребывать плененные растафарианцы (и из которого ожидается Исход), подразумевается весь Западный мир, порабощенный капиталистической системой. Представителем Бога Джа (Jah – сокращение от Иеговы) на Земле считался эфиопский император Хайле Селассие I, до воцарения на троне в 1930 именовавшийся Рас Тэфэри Мэконнын (т.е. принц Тэфэри Мэконнын) – отсюда и термин «растафарианство».
Большинство песен рэгги построены на растафарианской идеологии и насыщены символикой этого религиозного течения: красно-желто-зеленый триколор, изображения Хайле Селассие I и др.
В первой половине 20 в. наиболее распространенным музыкальным жанром на Ямайке было менто (mento) – песни, исполнявшиеся бродячими музыкантами, представлявшие собой сплав из различных элементов: религиозных гимнов спиричуэлс (spirituals), зародившихся на южных землях США, рабочих песен, стиля калипсо (calipso) и всего разнообразия традиций Карибского бассейна. Это была народная музыка, аналог американского сельского блюза.
После Второй мировой войны в массовое употребление вошли радиоприемники и, реже, проигрыватели. Таким образом, на остров проникает множество новой музыки, в основном, из США. Особенно близки ямайцам оказываются записи черных музыкантов, в первую очередь модный в конце 1940–1950-х ритм-н-блюз (rhythm-n-blues) – Бо Дидли (Bo Didley), Фэтс Домино, Луис Джордан (Louis Jordan), Джеймс Браун, а затем и рок-н-ролл (rock-n-roll) – Чак Берри, Литтл Ричард (Little Richard) и др.
В 1950-х возникает знаменитый ямайский феномен «звуковых систем» (sound systems). Большинство населения острова жило в крайней бедности, и далеко не все могли позволить себе иметь проигрыватель или даже радиоприемник. Отдельные предприимчивые и изобретательные ямайцы, купив или чаще всего собственноручно сконструировав достаточно мощные звуковые системы, состоявшие из проигрывателя и усилительной аппаратуры, помещали получившийся комплект на тележку, и так получалась мобильная, передвижная дискотека, которую можно было возить по городу и сельской местности, устраивая импровизированные дискотеки в самых неожиданных местах, но чаще всего – на площади или углу улицы.
С конца 1950-х начала развиваться собственно ямайская музыкальная индустрия: некоторые предприниматели или известные владельцы «звуковых систем» стали открывать частные студии, записывавшие местных артистов и выпускавшие их пластинки. Центром музыкальной индустрии оказалась столица государства – Кингстон.
Первыми пластиками, выпущенными на Ямайке, были записи местных ритм-н-блюзовых «звезд»: Деррика Моргана (Derrick Morgan), Оуэна Грэя (Owen Gray), Джеки Эдвардса (Jackie Edwards) и др.
Приспосабливая американский ритм-н-блюз к особенностям карибской ритмики, ямайские музыканты изобрели новый стиль, получивший название ска (ska). Ему свойственно то же покачивание и акцентирование слабой доли, которое позже перешло и в рэгги. Мелодическую линию вела главным образом духовая секция, ска зачастую было сугубо инструментальной музыкой. Наиболее известными коллективами были «Скаталайтс» (Skatalites), «Ска Кингс» (Ska Kings) и «Соул Вендорз» (Soul Vendors). В то же время распространение получили как вокальные группы, так и отдельные певцы, выступавшие при поддержке инструментальных коллективов (Джимми Клифф/Jimmy Cliff, Стрэйнджер Коул/Stranger Cole, «Соулеттс»/Soulettes, «Блу Бастерз»/Blue Busters).
Несколько записей со «Скаталайтс» в середине 1960-х сделал и Боб Марли, впоследствии ставший главной фигурой для поклонников рэгги во всем мире.
Владельцы «звуковых систем», проигрывая на дискотеках ска-песни, нередко сопровождали их своими комментариями, произнося фразы поверх звучавшей музыки. Так возник жанр тостинга (toasting), во многом связанный со стихотворными традициями калипсо и немало повлиявший на становление хип-хопа.
Похожим образом, приспосабливая виниловые пластинки к потребностям дискотек, исполнители старались всячески видоизменить, исказить их оригинальное звучание, выводя на первый план одни инструменты и приглушая другие. Так возникло еще одно направление ямайской музыки – даб (dub). Тост- и даб-версии известных песен продавались на дисках наряду с оригинальными записями.
Среди самых первых экспериментаторов в дабе и других техниках звуковоспроизведения были Кинг Табби (King Tubby) и Ли «Скрэтч» Перри (Lee «Scratch» Perry).
Во второй половине 1960-х ска видоизменилось, и в результате соединения с госпел и музыкой соул (soul) родился стиль рок-стэди (rock steady), непосредственная предтеча рэгги. В рок-стэди проявились практически все основные черты рэгги, только эта музыка была быстрее последнего по темпу.
Основной аудиторией рок-стэди была бедная молодежь городских кварталов Ямайки, называвшаяся «руди бойз» (rude boys, т.е. «грубые ребята»).
Такие группы, как «Мэйтолз» (Maytals), «Мэйтонз» (Maytones), «Хептонз» (Heptones), «Сликерз» (Slickers), «Антачеблз» (Untouchables), такие исполнители, как Дезмонд Деккер (Desmond Dekker), Делрой Уилсон (Delroy Wilson), Элтон Эллис (Alton Ellis) занимали верхние строчки ямайских хит-парадов во второй половине 1960-х. Эта музыка начала проникать также в США и Европу. Характерным примером служит песня «Битлз» Об-Ла-Ди Об-Ла-Да, 1968, представляющая собой имитацию рок-стэди. В этой песне упоминается и Дезмонд Деккер.
В конце 1960-х рок-стэди видоизменился. Темп стал более медленным, неспешным, большую роль приобрела электрогитара. Так постепенно оформился стиль, получивший название рэгги.
Конец 1960-х был временем обострения борьбы черного населения США за свои права, временем «Черной революции» и расцвета движения «Черная власть» (Black Power). Это отразилось и на ямайской музыке. Песни протеста, содержавшие призывы вернуться к корням и сопротивляться системе, подавляющей черного человека, серьезно потеснили безобидную лирику. Песни рэгги были наполнены растафарианской символикой и библейскими образами и сюжетами.
Наиболее заметными рэгги-группами рубежа 1960–1970-х были «Бёрнин Спиир» (Burning Spear), «Эбиссинианс» (The Abyssinians), «Уэйлерз» (The Wailers) и коллектив Ли Перри «Апсеттерз» (The Upsetters).
В начале 1970-х на первый план выдвигается группа Боба Марли «Уэйлерз». Их третий альбом Натти Дрэд (Natty Dread, 1974) стал мировой сенсацией.
С середины 1970-х рэгги становится общемировым культурным феноменом, а Боб Марли – символом этого явления. Элементы рэгги проникают в различные музыкальные стили, гипнотизирующая ритмика этого стиля привлекает множество слушателей и музыкантов. Появляется множество стилизаций под рэгги: от D'yer Mak'er «Лед Зеппелин» до Выходные с дрэдлоками (Dreadlock Holiday) (дрэдлоки – характерная растафарианская прическа)) группы «Тен Си-Си» (10СС).
Наиболее авторитетной группой рэгги и даб-музыки является дуэт музыкантов-продюсеров Слая Данбара (Sly Dunbar) и Робби Шэкспира (Robbie Shakespear), сотрудничавший с большим количеством исполнителей, как вокальное трио «Блэк Ухуру» (Black Uhuru) и французский певец Серж Гензбур (Serge Gainsbourg). В 2001 Слай и Робби участвовали в работе над альбомом американской группы No Doubt Рок Стеди (Rock Steady).
В настоящее время рэгги является объединяющим понятием для множества стилей. Наиболее жесткой разновидностью рэгги является раггамаффин (Шабба Рэнкс /Shabba Ranks), а на другом полюсе находятся поп-исполнители: от «Эйс ов Бэйз» (Ase of Base) из Швеции, пик популярности которых пришелся на начало 1990-х до более аутентичного Шагги (Shaggy).
Своеобразный мультикультурный сплав различных направлений на основе рэгги предлагает французский исполнитель Ману Чао (Manu Chao).
Безусловной классикой рэгги являются такие альбомы, как Сенсимилья (Sensimilia, 1980 (сенсимилья – род марихуаны)) и Красный (Red, 1981), Black Uhuru, Мистический человек (Mystic Man, 1974) Питера Тоша (Peter Tosh), бывшего гитариста «Уэйлерз»; а также Демократия (Democracy, 1990) группы «Стил Палс» (Steel Pulse) и, конечно, все альбомы Боба Марли.
Александр Зайцев
Lloyd Bradley, Prince Buster. This Is Reggae Music: The Story of Jamaica's Music. Grove Press, 2001
Steve Barrow, Peter Dalton. The Rough Guide to Reggae. Rough Guides; 2nd edition, 2001
Jonathan Runge. Rum & Reggae's French Caribbean. (Rum & Reggae series). Rum & Reggae Guidebooks Inc, 2003
Lou Gooden. Reggae Heritage: Jamaica's Music History, Culture & Politic. 1stBooks Library, 2003
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»