ЛЕД ЗЕППЕЛИН
ЛЕД ЗЕППЕЛИН (Led Zeppelin), английская музыкальная группа. Создана в 1968.
Состав: Роберт Плант (Robert Plant) – вокал, Джимми Пейдж (Jimmy Page) – гитара, Джон Пол Джонс (John Paul Jones) – бас-гитара, Джон Бонэм (John Bonham) – барабаны.
В истории рока существует сотни тысяч имен, но коллективов масштаба «Лед Зеппелин» – единицы. Эта группа оказала влияние не только на развитие таких направлений как хард-рок или хэви метал, но и на современную музыку в целом, потому что творчество такой значительной группы как «Лед Зеппелин» было очень разноплановым, многомерным и несущим в себе большие потенциальные возможности и идеи.
Инициатором создания «Лед Зеппелин» был Джимми Пейдж. К тому моменту он был уже весьма опытным музыкантом, несколько лет проработавшим в качестве т.н. сессионного гитариста (наемного профессионала при звукозаписывающей студии) и самым известным студийным гитаристом в Лондоне. Но устав от монотонности такой работы, в 1965 Пейдж оставляет это занятие и присоединяется к ритм-н-блюзовой группе «Ярдбердз» («Yardbirds») в качестве бас-гитариста, а после ухода из коллектива гитариста Джеффа Бека (Jeff Beck), он переходит на лидер-гитару. В конце 1966 у группы появляется новый менеджер Питер Грант (Peter Grant), чье имя было известно как в Англии, так и в США. Грант и Пейдж быстро нашли общий язык. Летом 1968 «Ярдбердз» распался, и Грант предложил Джимми Пейджу набрать новых музыкантов и провести тур в Скандинавии под названием «Новые Ярдбердз» («New Yardbirds»).
Вскоре к Пейджу присоединился Джон Пол Джонс, бас-гитарист, студийный музыкант с большим опытом. В Бирмингеме были найдены вокалист Роберт Плант и барабанщик Джон Бонэм, которые несмотря на свой юный возраст уже успели поиграть в нескольких местных командах. Так возникла группа «Лед Зеппелин», хотя первые концерты музыканты отыграли еще под названием «Новые Ярдбердз» и только позже взяли себе название, ставшее впоследствии легендарным. Новое название «Лед Зеппелин» (вольная интерпретация Свинцовый дирижабль) имеет ироничный оттенок, так как напоминает об одном устойчивом фразеологическом выражении в английском языке: «to go down like a lead balloon» (дословный перевод «пойти ко дну как свинцовый баллон»), означающий «с треском провалиться». Музыканты как бы противопоставили такое «рискованное» название своей обостренной жажде успеха.
Питер Грант в истории шоу-бизнеса был личностью не менее легендарной, чем его подопечные. Его энергия и напор не знали преград, и условия, которых он добивался для «Лед Зеппелин» были беспрецедентными. Благодаря его организаторскому таланту группа подписывает очень выгодный для начинающего коллектива контракт с фирмой «Атлантик». В начале 1969 выходит дебютный диск, называвшийся просто «Лед Зеппелин».
Участники группы классифицировали свою музыку как «тяжелый блюз». Это были впечатляющие своей тяжестью и мощью песни, в которых глубина, печаль и надрыв традиционного блюза соединялись с резкостью и напором рок-н-ролла. Пластинка была записана за рекордно короткие сроки и минимальные деньги, а успех был огромен.
Так в самом расцвете «эпохи хиппи» 1960-х возник настоящий титан хард-рока 1970-х годов.
Подлинным началом мировой славы «Лед Зеппелин» стал второй альбом, вышедший в конце 1969. В силу обстоятельств музыканты записывали его по отдельности, каждый свою партию, и затем монтировали его в студии, но на монолитности звучания это никак не отразилось. Лед Зеппелин II (Led Zeppelin II) открывался знаменитой песней Очень много любви (Whole Lotta Love), она и определила звучание всего альбома: эффектные риффы (базовые мелодические линии), густое и тяжелое звучание.
Сингл с этой основной песней альбома стал последним синглом «Лед Зеппелин». Питер Грант и музыканты выбрали небывалую по тем временам стратегию: не выпускать «хитов» на отдельных пластинках, а делать упор только на LP (большие, долгоиграющие альбомы). Это оправдало себя, и пластинки группы расходились огромными тиражами.
От группы ждали продолжения жесткой линии, но музыканты, всегда демонстративно шедшие против течения, записывают много полуакустических композиций, которые составляют основу третьего альбома группы (Лед Зеппелин III, 1970), хотя в него вошло и несколько тяжелых номеров: Иммигрантские песни (Immigrant Songs), С тех пор как я люблю тебя (Since I've Been Lovin' You) и др.
Не менее удивительным стал и четвертый альбом (1971) группы, который получил неофициальное название Четыре символа, потому что для его конверта каждый из музыкантов придумал свой собственный символ-эмблему. Четвертый альбом неизменно входит в любые списки «лучших альбомов всех времен и народов», во многом потому, что именно на нем находится известнейшая песня Лестница в небеса (Stairway To Heaven).
Если первые четыре диска именовались только по порядковым номерам (I, II, III, IV), то последующие все же стали получать и названия: в 1973 вышел альбом Дома Святых (Houses of The Holy), а в 1975 – двойной диск Физические граффити (Physical Graffiti).
В 1973 группа учредила свою собственную музыкальную фирму «Свон Сонг» («Swan Song») в составе корпорации «Атлантик». В этом же году во время турне снимается фильм о группе Песня остается неизменной (The Song Remains The Same), который был выпущен в 1976.
В 1975 Плант попадает в крупную автокатастрофу, и репетиции к следующему альбому проводит в инвалидной коляске. Присутствие (Presence, 1976) получается довольно агрессивным и невеселым альбомом, своим настроением не похожим на предыдущие работы группы. Именно поэтому многие слушатели сдержанно приняли этот диск.
Музыканты ощущали, что для группы начинается очень тяжелый период; Пейдж стал употреблять героин, Планту казалось, что группу преследуют неприятности, и он постоянно боролся с чувством надвигающейся катастрофы, хотя внешне турне 1977 начиналось крайне успешно. В июле Плант получает известие о смерти своего пятилетнего сына Карака. Концерты отменяются, и группа приостанавливает свою деятельность на долгое время.
Но в 1978 они возвращаются к работе и начинают запись нового диска Входя через выход (In Through The Out Door, 1979). Она проходила в Стокгольме на студии шведской группы «АББА» («АВВА»), этим объясняется нехарактерное для группы звучание нового альбома, который получился весьма лиричным. Это был последний альбом при жизни группы.
В ночь на 25 сентября 1980 барабанщик Джон Бонэм, будучи в алкогольном опьянении, погибает в результате несчастного случая. Через два месяца группа заявляет о роспуске. В отличие от многих других коллективов, «Лед Зеппелин» рассматривали себя как единое целое, состоящее именно из тех четырех музыкантов, которые создавали группу. Никаких замен не подразумевалось.
Вскоре Пейдж подготавливает к выпуску прощальный диск коллектива Кода (Coda, 1980), в который вошли не изданные ранее записи группы.
Участники «Лед Зеппелин» начинают сольную деятельность, хотя, как и в случае с «Битлз», слухи о воссоединении коллектива преследуют их неотступно. Музыканты опровергают их, но в 1988 на праздновании 40-летия фирмы «Атлантик» выступают втроем, с сыном Джона Бонэма в качестве барабанщика.
Наиболее успешную соло-карьеру ведет Роберт Плант. Пейдж записывает музыку к фильмам и выпускает несколько пластинок со своей группой «Фирма» («The Firm»). Джон Пол Джонс активно занимается продюссированием (в частности, помогает Ленни Кравицу (Lenny Kravitz) в работе над альбомом Пойдешь ли ты со мной (Are You Gonna Go My Way) и выпускает интересные сольные работы.
Слухи о воссоединении «Лед Зеппелин» усиливаются в начале 1990-х. Плант и Пейдж действительно объединяются и выпускают альбом Никакой пощады (No Quater), на котором исполняют песни «Лед Зеппелин» в необычных ориенталистских (восточных) обработках.
Пейдж выступает в дуэте с американским рэппером Паффом Дэдди (Puff Daddy). Они записывают песню для звуковой дорожки фильма Годзилла (Godzilla), в которой Пейдж использует мелодии знаменитой ледзеппелиновской песни Кашмир (Kashmir).
В 2002 Роберт Плант снова обращает на себя внимание музыкальной общественности, выпустив альбом Страна грез (Dreamland), в котором отдает дань модному увлечению записывать свои версии чужих песен. Альбом получился очень успешным. Плант отправляется в гастрольный тур, в график которого было включено и выступление в Москве.
Александр Зайцев
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»