ВЯЗЕМСКИЙ, ПЕТР АНДРЕЕВИЧ
ВЯЗЕМСКИЙ, ПЕТР АНДРЕЕВИЧ (1792–1878), русский поэт, критик. Родился 12 (23) июля 1792 в Москве в княжеской семье. Получил блестящее воспитание: его отец был высокообразованным человеком, в домашней библиотеке было более 5 тыс. книг. В 1805–1806 учился в петербургском иезуитском пансионе, затем в пансионе при Петербургском педагогическом институте. В 1807 вернулся в Москву, где брал частные уроки у профессоров Московского университета. В 1807 отец Вяземского умер, оставив сыну большое состояние. Опекуном Вяземского был назначен его шурин, историк и писатель Н.Карамзин. Вяземский числился на службе в Межевой канцелярии, но вел рассеянную светскую жизнь, проматывая наследство игрой в карты. В это же время в Москве стали известны его эпиграммы на литературных ретроградов (А.Мерзлякова и др.), из-за которых юного Вяземского называли «маленьким чудом». В 1808 состоялся дебют Вяземского в печати: он опубликовал стихотворное Послание Жуковскому в деревню и критические статьи Безделки и Два слова постороннего.
Во время Отечественной войны 1812 камер-юнкер Вяземский, как и многие русские аристократы, вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. В эти же годы завязывались литературные связи, определившие жизнь и творчество Вяземского. Он сблизился с В.Жуковским, В.Л.Пушкиным, Д.Давыдовым, К.Батюшковым и др. поэтами карамзинского направления, которых называл «дружеской артелью». В 1815, в противовес возглавляемому А.Шишковым консервативному обществу «Беседа любителей русского слова», они образовали литературное общество «Арзамас». Молодой А.Пушкин, также вошедший в «Арзамас», назвал его «школой гармонической точности». Вяземский имел в «Арзамасе» прозвище Асмодей и репутацию блестящего полемиста и острослова. Как и другие арзамасцы, писал стихи в легком французском духе, полные поэтических условностей вроде «час упоений», «шепот вод» и т.п. Но излюбленными жанрами Вяземского были сатирические эпиграммы и дружеские послания. В его посланиях Жуковскому, Батюшкову, Давыдову и др. поэтам воплотились основные черты поэтики арзамасцев: свобода от официозности, наличие шуточных, «домашних» слов и оборотов, лиризм, эмоциональная и стилистическая свобода. В арзамасские годы началась дружба и интенсивная переписка Вяземского с Пушкиным, длившаяся до смерти последнего.
В 1817 Вяземскому удалось получить должность коллежского асессора и место чиновника для иностранной переписки в канцелярии Н.Новосильцева в Варшаве. Необходимость служить была вызвана материальными соображениями: как писал Вяземский, в молодые годы ему нужно было «кипятить свою кровь на каком огне бы то ни было, и я прокипятил на картах около полумиллиона». В годы службы в Варшаве (до 1821) Вяземский участвовал в подготовке проекта российской конституции, общался с польскими либералами, высказывал оппозиционные взгляды – например, о необходимости в России просвещенной монархии и европейских общественных институтов. Это привело к опале. Когда в 1821 Вяземский вернулся в Москву, за ним был установлен негласный полицейский надзор.
К этому времени Вяземский стал признанным лирическим поэтом. Его элегии Первый снег (1819) и Уныние (1819) высоко ценил Пушкин. Одной из главных тем поэтического, критического и эпистолярного творчества Вяземского была в 1820-е годы политика – несмотря на то, что он не обольщался на счет российской оппозиционности, называя ее «бесплодным и пустым ремеслом», «домашним рукоделием», которое «не в цене у народа». Некоторые из своих политических и сатирических стихов начала 1820-х годов (Воли не давай рукам, В шляпе дело и др.) Вяземский печатал в издаваемом Бестужевым и Рылеевым журнале «Полярная звезда», хотя сам и не принадлежал к обществу декабристов. Главным вольнолюбивым стихотворением этого периода является Негодование (1820), в котором Вяземский провозгласил неизбежность торжества свободы над невежеством и рабством, считая, что свобода придет как «союз между граждан и троном», как результат стремления царей «ко благу». Полемический темперамент Вяземского, его интерес к общественным вопросам потребовал иной поэтики, чем была присуща карамзинской гармонической школе, в рамках которой он начинал свой творческий путь; Негодование было написано в традициях вольнолюбивой оды.
В 1828 Вяземский написал одну из лучших своих сатир Русский бог (опубл. в 1854 в Лондоне Герценом), в которой назвал русского бога – богом голодных, холодных, «нищих вдоль и поперек» и «дворовых без сапог».
В 1820-е годы Вяземский писал критические статьи, в которых разрабатывал принципы русского романтизма, лучшим представителем которого он считал Пушкина периода Цыган и Бахчисарайского фонтана. По мнению Вяземского, романтизм «дает более свободы дарованию; он покоряется одним законам природы и изящности, отвергая насильство постановлений условных» (Письма из Парижа, 1826–1827). Эта и другие статьи Вяземского публиковались в журнале «Московский телеграф», который он в 1825–1827 издавал вместе с Н.Полевым. Вяземский был убежден, что в литературу должна вторгаться политика. Эта мысль проводится в его монографии Фонвизин (1830, опубл. в 1848).
В 1829 Вяземский вновь стал искать возможности поступить на службу, написал и направил Николаю I Мою исповедь, в которой изложил свои взгляды на общественное состояние России. Благодаря хлопотам Жуковского и Великого Князя Константина в 1830 Вяземский получил место чиновника особых поручений при министре финансов и занимал эту должность до 1846. Жил в Петербурге, в Москве и подмосковном имении Остафьево, путешествовал по Италии, Германии, Франции, Англии. Вяземский имел звание камергера, однако после смерти Пушкина, ставшей для него сильным душевным потрясением (стихотворение На память, 1837), 10 лет не появлялся при дворе. В 1839 был избран действительным членом Российской Академии наук. В 1849, после смерти старшей дочери (четверо сыновей умерли в младенчестве), Вяземский с женой предприняли путешествие в Константинополь и Иерусалим. Творческим результатом этой поездки стали путевые записки Путешествие на Восток (опубл. в 1883). В последние годы жизни (1863–1878), достигнув высокого общественного положения – будучи обер-шенком двора, сенатором и членом Государственного совета, имея свободный доступ в домашний круг царя Александра II, – Вяземский жил в основном за границей. Страдал длительной бессоницей, хандра стала одной из главных тем его поздних стихов (Бессонница, 1861, Зачем вы дни? – сказал поэт, 1863, Жизнь наша в старости – изношенный халат, 1875–1877, и др.). Нервное заболевание Вяземского усугублялось смертями родных и друзей, одиночеством, забвением его как поэта. Несмотря на это, темы его позднего творчества были разнообразны: от пейзажной и философской лирики до политических и сатирических стихов. Вяземский называл себя «мыслящим поэтом». Ради точного выражения мысли он вводил в свои стихи различные, порой несовместимые поэтические пласты, неологизмы, допускал ломку грамматических норм, употреблял необычные рифмы и созвучия.
В течение всей жизни Вяземский писал мемуарные очерки (Допотопная или допожарная Москва, 1865, Московское семейство старого быта, 1877, Характеристические заметки и воспоминания о графе Ростопчине, 1877, и др.) и вел записные книжки, в которых фиксировал не только важные события личной и общественной жизни, но и анекдоты, мимолетные разговоры, размышления, бытовую хронику, документы. Все это он считал «хроникой прелюбопытной», в которой «изображается дух народа». В 1870 частично опубликовал этот богатейший материал под названием Старая записная книжка.
В последние годы жизни Вяземский готовил к печати Полное собрание сочинений, первый том которого вышел в 1878, сразу после смерти поэта.
Умер Вяземский в Баден-Бадене 10 (22) ноября 1878.
Лотман Ю. Вяземский и движение декабристов. – Ученые записки Тартуского университета, 1960, вып. 90
Вяземский П. Записные книжки (1813–1848). М., 1963
Гиллельсон М. П.А. Вяземский. Жизнь и творчество. Л., 1969
Вяземский П. Сочинения, тт. 1–2. М., 1982
Гинзбург Л. Вяземский и его «Записная книжка». – В кн.: Гинзбург Л. О старом и новом. Л., 1982
Вяземский П. Эстетика и литературная критика. М., 1984
Вяземский П. Стихотворения. Л., 1986
Ответь на вопросы викторины «Мифология»