ПОЭЗИЯ (КЛУБ)
«ПОЭЗИЯ», клуб – литературно-художественное объединение, действовавшее в Москве с 1985 по середину 1990-х.
Инициатором создания Клуба стал в 1985 литератор Леонид Жуков. Благодаря ему в 1986 клуб был официально зарегистрирован и первые два года действовал как рабочая структура для зарабатывания средств, первоначально с издательскими целями, в основном путем платных выступлений его членов. С самого начала существования клуб справедливо воспринимался публикой как альтернатива советским творческим союзам. По признанию второго, после Л.Жукова, и уже бессменного председателя Клуба поэта Игоря Иртеньева, «амбиции организаторов поначалу были самые скромные: просто добиться возможности самим выпускать свои книги, не встраиваясь в бесконечные очереди Совписа. Но на практике команду занесло достаточно далеко, прежде всего в акционную деятельность. Нас несло хаотическим неуправляемым перестроечным потоком. Но надо было сделать этот шаг, чтобы выломиться из существующей системы… А издательская программа отошла на второй план и вообще осуществлена не была, эту нишу заняли возникшие тогда же первые хозрасчетные издательства».
Ядро Клуба составили участники поэтической студии Кирилла Ковальджи, организованной в 1980 при редакции журнала «Юность»: Юрий Арабов, Владимир Аристов, Николай Байтов, Евгений Бунимович, Владимир Друк, Александр Еременко, Нина Искренко, Геннадий Кацов, Виктор Коркия, Александр Левин, Света Литвак, Павел Митюшев, Алексей Парщиков, Владимир Строчков, Владимир Тучков, Марк Шатуновский – авторы, многие из которых впоследствии были отмечены всевозможными творческими титулами, наградами и званиями. В клубе сосуществовали и успешно сотрудничали представители самых разных школ, от неоклассицистов и метафористов до концептуалистов и иронистов, с заметным преобладанием последних. Сначала в клуб принимали «стихийно», в дальнейшем прием новых членов проводился раз в неделю путем закрытого голосования. Участвовали в работе клуба питерский поэт Аркадий Драгомощенко, прозаики Александр Лаврин и Александр Кабаков, драматург Мария Арбатова, художник Георгий Кизевальтер, композитор Сергей Летов, культуролог Михаил Эпштейн. Как заметил поэт и художник Дмитрий Пригов, «к самому этому моменту в неофициальной сфере существовала уже определенная структурированность квази-культурной жизни со своими иерархиями, звездами и «начальниками». Именно в Клубе последние и встретились, поделив между собой лидерские и начальственные места». Пригов вошел в Клуб в качестве одного из неформальных лидеров, наряду с Н.Искренко, И.Иртеньевым, Е.Бунимовичем. Административно в структуру клуба также включалось, в качестве ленинградского отделения, большое творческое объединение под руководством питерского художника Сергея Ковальского, успешно работавшее в основном в области организации изобразительного искусства. Филиалы клуба создавались также в Свердловске (лидер Виталий Кальпиди), Калуге (Валерий Сафранский).
Первой, и сразу скандально-знаменитой, презентацией клуба стал вечер летом 1987 в клубе фабрики «Дукат», с участием рок-музыкантов и художников из групп «Мухоморы» и «Медицинская Герменевтика». «...Поэтический вечер в ДК завода «Дукат» летом 1987 года: деликатные любители поэзии штурмовали черный ход и окна клуба, как рок-фанаты на концерте заезжего кумира». (Владислав Кулаков).
Весной 1987 в журнале «Юность» в рубрике «Испытательный стенд» вышла подборка русских поэтов – звезд андеграунда, или «Самиздата», многие из которых публиковались на родине впервые. Большинство из них – члены поэтической студии К.Ковальджи (открывшего публикацию напутственной статьей), и практически все – члены клуба ПОЭЗИЯ. Это – Ю.Арабов, В.Аристов, Е.Бунимович, С.Гандлевский, В.Друк, А.Еременко, И.Жданов, Н.Искренко, Ю.Немировская, А.Парщиков, М.Шатуновский…
В 1988 клуб ПОЭЗИЯ закрылся как юридическая структура и в дальнейшем действовал как неформальное творческое объединение.
Акции Клуба проводились, как правило, в неожиданных местах, давая пищу для пересудов в интеллектуальных кругах и обсуждений в прессе. Карнавальная, игровая стихия преобладала в клубной атмосфере. Шумный резонанс имели Первые Ерофеевские чтения в вагоне электрички «Москва – Петушки». Они проводились экспромтом в июне 1990 в сороковины со дня смерти прозаика Венедикта Ерофеева, пользовавшегося уже тогда огромной популярностью. Для этой акции членов клуба, как и для многих других их действий, характерны ироничность, пародийность. Так, Альтернативные Ерофеевские чтения «В поисках Московского Кремля» представляли собой «альтернативу» Ерофеевским чтениям клуба, проведенным годом раньше. То же можно сказать и о поэтических чтениях в Палеонтологическом музее и на станции метро «Маяковская» (чтения у подземного бюста «пародировали знаменитые выступления поэтов в 60-х годах у Маяковского-наземного, а шум проходящих поездов осуществлял функцию сгинувшей цензуры, заглушая произвольные куски читавшихся текстов»).
Литературовед Елена Трофимова в статье Московские поэтические клубы 1980-х годов в 1991 пишет – с определенной степенью условности – о постепенном выделении в рамках Клуба ПОЭЗИЯ трех «группировок, в основе которых лежали как эстетические, так и личные пристрастия». Поэты-концептуалисты – Пригов, Рубинштейн, Айзенберг, Гандлевский, Кибиров, Сухотин – объединились в группу «Задушевная беседа». Поэты-иронисты – Искренко, Бунимович, Арабов, Иртеньев, Строчков, Левин, Шатуновский, Немировская, а также метафорист Еременко составили «Третье объединение». Авторы, больше известные как прозаики, – Левшин, Кацов, Бараш, Байтов, Дарк назвали свой кружок «Эсилон-салон».
Основным информационным каналом клуба с 1990 по 1993 служила всесоюзная газета «Гуманитарный фонд» – печатный орган Союза Гуманитариев, созданного в 1989 все тем же Л.Жуковым; председателем Союза был избран поэт и драматург В.Коркия. Газета распространялась целенаправленно по разным континентам нескольким сотням независимых деятелей отечественной культуры, от малоизвестных художников сибирской провинции до И.Бродского и В.Аксенова. Параллельно маленьким тиражом вышло два выпуска собственной газеты клуба ПОЭЗИЯ – «Благонамеренный кентавр» (организатор М.Шатуновский) и один выпуск газеты «Московский Макдонолец» (приурученный к поэтическим чтениям в «Макдональдсе», организованным Н.Искренко).
Юмор в творчестве членов клуба как художественное средство обретает новую остроту. Во многом это связано с преобладанием в его составе поэтов-иронистов. Характерно название одной из тогдашних публикаций о Клубе: Поэзия вокруг смеха (1989).
Главным двигателем Клуба все эти годы оставалась поэт Нина Искренко. По словам Евгения Бунимовича, «в Нине Искренко, легкой, грациозной, взъерошенной, жила немеренная внутренняя сила – пружина? шило? винт? талант? – которая раскручивала пространство, вовлекая всех и вся вокруг. <…> Она всегда была готова к празднику, она хотела и могла устроить праздник из ничего. Она затевала литературные акции невесть где, в совершенно безумных местах – на кольцевой линии метро, в очереди в свежеоткрытый макдональдс, среди птеродактилических скелетов палеонтологического музея, в электричке Москва-Петушки, на катке Патриарших прудов. <…> Но Нина ушла – и праздника не стало». Трагическая смерть Искренко в 1995 фактически положила конец работе клуба. С тех пор каждый год выходят ее книги – в России и в США, состоялся поэтический фестиваль ее имени.
Ретроспективный вечер клуба под заглавием «20 лет спустя» прошел 25 сентября 1999 в Литературном музее на Петровке в рамках 1 Московского международного фестиваля поэтов. Вечер и фестиваль были инициированы тем же Е.Бунимовичем уже в качестве координатора по культуре и искусству Московской городской Думы. Была заявлена книжная серия «Клуб ПОЭЗИЯ», однако к началу 2003 пока вышли книги лишь троих авторов.
Игорь Сид
Поэзия вокруг смеха. – «Московский автотранспортник», № 26, 1989
«Гуманитарный фонд», № 24/42–75, 1990
«Гуманитарный фонд», № 15/33–64, 1991
Московские поэтические клубы 1980-х годов. «Октябрь», 1991, № 12
Самиздат века, антология. Полифакт, Минск – Москва, 1997
Материалы в Сети: www.gkatsov.com/articles/MOSCOW_POETRY_CLUB.html
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»