ВОЛЯ РОССИИ
ВОЛЯ РОССИИ, газета, затем еженедельник, а с сентября 1922 ежемесячный «журнал политики и культуры», выходивший в Праге с 1920 по 1932. Основан эсерами. Главное внимание уделял идеологии и политике, отстаивая взгляды и тактику, обоснованную такими деятелями партии эсеров, как В.М.Зензинов и В.М.Чернов. С приходом к руководству журналом критика М.Л.Слонима (конец 1922) стал органом эмигранских литературных кругов Праги и «молодой» русской литературы.
Журнал стремился передать мирочувствование русских людей после исторических потрясений, переменивших весь строй их понятий. Предпочтение отдавалось авторам, начинавшим свой путь в литературе уже за пределами России, выразившим ощущение краха прежнего уклада жизни и соответствующей ему системы ценностей, осознающим себя, по слову одного из них, В.Варшавского, «как бы сбоку мира и истории», тяготеющим к смелому литературному эксперименту и нетрадиционным художественным ходам. В журнале постоянно публиковались Г.Газданов, Б.Поплавский и другие яркие представители «незамеченного поколения».
«Воля России» следила и за важнейшими событиями в художественной жизни СССР, предоставляя свои страницы таким писателям, как В.Маяковский, И.Бабель, Б.Пильняк. Здесь была без указания имени автора впервые опубликована антиутопия Е.Замятина Мы, а также большая серия материалов, освещающих наиболее интересные новинки советской литературы, которые, по мнению журнала, по сути дела развенчивали большевистскую идеологию, показывая, как она высвобождает «нечеловеческое в человеке».
Усиливающийся «большевистский напор» в искусстве побудил критиков «Воли России», и прежде всего Слонима, уточнить активно ими защищаемое требование «приближения к современности» как необходимой творческой позиции, дающей возможность выразить новую историческую ситуацию. Однако журнал не отступил от своей веры в неизбежность полного пересмотра сложившихся литературных традиций и по-прежнему считал бесперспективной приверженность литературной архаике, в чем бы она ни проявлялась. «Воля России» вела принципиальную полемику с парижским журналом «Современные записки», который отличался гораздо более отчетливо проявленной консервативностью и в подборе авторов, и в эстетических предпочтениях.
За этой полемикой стоял спор о путях новой России и ее будущем, которое, согласно авторам пражского журнала, ни в коем случае не должно стать попыткой реставрации изживших себя форм жизни. В статьях Слонима повторялась мысль, что умерла не Россия, «а только один лик ее исторических воплощений», и поэтому некорректны представления о «темном провале» в русской истории после 1917. Отправляясь от таких посылок, журнал резко отвергал всю линию эмигрантской литературы, позволяющую говорить об «академизме» в выборе проблематики и средств изображения, или о беспочвенно идиллическом изображении ушедшего уклада жизни, об укоренившейся «идее исторического бессмыслия» и сознании ненужности человеческих усилий на пути искания правды. Тем писателям, кто сохранили стойкую приверженность традициям русской классики, инкриминировалась «неподвижность», лишающая литературу всякого будущего: эта литература остановилась в своем развитии, и она «ничего не продолжает, а только повторяет».
На страницах «Воли России» дебютировали многие молодые поэты русской Праги (в том числе участники объединения «Скит») и Парижа, не всегда разделявшие взгляды редакции, которая «с позиций социалистической демократии» не раз высказывалась о «кризисе эмиграции» как неизбежном следствии ее все более полного отрыва от социальной и духовной почвы новой России. В этом смысле идеология журнала не изменилась за все годы его существования, хотя он тревожно отреагировал на начало «великого перелома» в СССР.
Ухудшившееся положение русской диаспоры в Чехословакии, постепенно сближавшейся с СССР и отказавшейся от многих форм поддержки культурных начинаний эмиграции, привело к закрытию журнала.
Литературная энциклопедия Русского Зарубежья 1918–1940, т. 2. М., 2000
Ответь на вопросы викторины «Мифология»