ПОПЛАВСКИЙ, БОРИС ЮЛИАНОВИЧ
ПОПЛАВСКИЙ, БОРИС ЮЛИАНОВИЧ (1903–1935), русский поэт и прозаик. Родился 24 мая (6 июня) 1903 в Москве, выходец из родовитой польско-литовско-украинской семьи. Отец – выпускник Московской консерватории, один из учеников П.И.Чайковского. В доме Поплавских в арбатском переулке собирался литературно-музыкальный кружок, сестра поэта Наталья опубликовала в 1917 Стихи зеленой дамы.
В 1918 семья разделилась: Наталья с матерью остались в Москве, Поплавский с отцом переехали в Харьков, затем в Ялту. Одно из первых произведений Поплавского Ода на смерть государя императора относится к этому времени. В ялтинском Чеховском кружке он впервые выступил с чтением своих стихов. Первая публикация состоялась в 1920 в Ростове-на-Дону.
С 1920 Поплавский в эмиграции, сначала в Константинополе, затем в Берлине, наконец в Париже. Долгое время Поплавский не печатался. Его дебют в эмиграции состоялся в 1928 в журнале «Воля России», хотя в списках стихи, впоследствии составившие единственную прижизненно изданную книгу Флаги (1931), были известны парижским литературным кругам и раньше, а время от времени Поплавский принимал участие в вечерах молодой поэзии. С появлением подборок его стихов в журналах «Звено», «Современные записки», «Числа» за Поплавским установилась репутация «самого сильного голоса» из прозвучавших в поэзии изгнания (Г.Адамович), «самого взрослого, самого законченного» из «молодых поэтов» (К.Мочульский).
Своеобразие поэзии Поплавского, часто вызывавшей сравнения с Блоком, родство с которым, по мнению Адамовича, прорывалось «сквозь другие влияния, уклонения, подражания, привязанности», заключалось в том, что она была рождена не памятью об утраченной России, а исключительно опытом эмигрантской жизни. С юности испытав сильное тяготение к французской поэтической традиции и особенно к А.Рембо, Поплавский следил и за модернистскими веяниями западной культуры 1920-х годов. И по своим преобладающим мотивам, и по главным особенностям художественного языка стихотворения Поплавского выразили позицию и поэтику «Парижской ноты», основные устремления которой охарактеризованы в его статьях на страницах «Чисел».
Постепенно поэзия Поплавского все более отчетливо начала говорить об искании Бога, о боли и муках этого пути – поэтическая тема, которая занимает главенствующее место во многих стихотворениях, составивших посмертно изданные книги Снежный час (1936), В венке из воска (1938), Дирижабль неизвестного направления (1965).
Еще в Берлине Поплавский начал писать роман Аполлон Безобразов, завершенный им десять лет спустя в Париже (1932), публиковавшийся отрывками в журналах «Числа» и «Встречи», полностью напечатанный только в 1992. Идея романа была подсказана единственным крупным прозаическим произведением Э.По Повесть об Артуре Гордоне Пиме, где явь отступает перед страшными видениями моряка на гибнущем корабле. Смешение реальности и фантасмагории образует ткань построенного в виде фрагментов романа о мистике и стоике, фигура которого многим напоминала Александра Гингера – поэта, близкого «Парижской ноте».
Второй роман Поплавского Домой с небес остался в рукописи (фрагменты появились в 1936–1938, полное издание в 1993). Это автобиографическое повествование, лишенное фантастики и воссоздающее типичную для творчества Поплавского драму одиночества, непонятости, «глухонемоты», «беспамятства» и безнадежности, которой кончаются попытки выработать для себя последовательную жизненную позицию. Любовь к девушке, тщетно зовущей героя вернуться «с небес», то есть из книг, снов и видений, подогреваемых искусственными стимуляторами, в реальное пространство человеческих обязанностей и забот, кончается для него еще одной травмой, после которой надежды на духовное спасение не остается.
Поплавский вел дневники, после его смерти сохраненные другом писателя Н.Д.Татищевым и изданные в 1996. Они показывают глубину и постоянство интереса Поплавского к метафизическим проблемам большой сложности, его увлечение теософией и поисками критериев разграничения добра и зла. Частично дневниковые записи использованы в обоих романах Поплавского.
Первая публикация фрагментов этого текста (1938) вызвала отклик Н.Бердяева: отметив, что записи Поплавского «поражают отсутствием простоты и прямоты», он вместе с тем почувствовал в них «подлинное религиозное беспокойство и искание».
Умер Поплавский в Париже 9 октября 1935.
Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников. СПб – Дюссельдорф, 1993
Поплавский Б. Неизданное. Дневники. Статьи. Стихи. Письма. М., 1996
Поплавский Б. Стихотворения. Томск, 1997
Поплавский Б. Сочинения. СПб, 1999
Ответь на вопросы викторины «Мифология»