ЛИПКИН, СЕМЕН ИЗРАИЛЕВИЧ
ЛИПКИН, СЕМЕН ИЗРАИЛЕВИЧ (1911–2003), русский поэт, прозаик, переводчик, мемуарист. Родился 6 (19) сентября 1911 в Одессе в семье кустаря-закройщика. С 1929 живет в Москве, тогда же без особого успеха выступил со стихами, по его позднейшему признанию, «лишенными самостоятельности», «написанными под влиянием жадно прочитанных Лескова, Мельникова-Печерского, Хомякова, Ивана и Константина Аксаковых, Н.Я.Данилевского».
С начала 1930-х годов, освоив персидский язык, занимался переводами, параллельно учась в Московском инженерно-экономическом институте (окончил в 1937). В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на юге России, что нашло отражение как в его стихах (В бинокле, Правый берег, оба 1942, и др.), так и в прозе (кн. очерков Сталинградский корабль, 1943). В 1956 опубликовал подборку стихов в «Новом мире» А.Т.Твардовского, изредка выступал в альманахах (в т.ч. «День поэзии», 1969; «Метрополь», 1979), издал сб. Очевидец: Стихотворения разных лет (1967). Тонкое чувство природы, изящная образность («К сердцу дождик прижал молчаливо /Потемневшую воду залива» – В экипаже, 1941), аура тонкого настроения сменяются в поэзии Липкина серьезной, информативной событийностью (поэмы Техник-интендант, 1963, написанная свободным стихом, – об отступлении летом 1942 в составе кавалерийской дивизии; Литературное воспоминание, 1974, – о посещении в компании друга юности, Э.Г.Багрицкого, дачи наркома внутренних дел СССР Н.И.Ежова), историко-литературными реминисценциями (стихотворение Молдавский язык, 1962, где звуки романской речи вызывают в воображении поэта сначала древнеримских каторжан, ссылавшихся в молдаванские степи, затем «нового Овидия», О.Э.Мандельштама), политическими инвективами (поэма Нестор и Сария, 1962, – об убийстве политического и государственного деятеля Абхазии Н.А.Лакобы его сподвижником Л.П.Берией), размышлениями о собственной судьбе (Вячеславу. Жизнь переделкинская, 1982, – о «диссидентском» повороте судьбы Липкина: в 1980 вместе с женой, поэтессой И.Л.Лиснянской, он в знак протеста против разносной критики «Метрополя» вышел из СП СССР) и о возможности и обязанности поэта смягчить жестокость нашего мира («Дамы внимают советнику Гете, / Оптики он объясняет основы, / Не замечая в тускнеющем свете, / Что уже камеры смерти готовы», – стихотворение В часе ходьбы от Веймара, 1985).
Целый пласт стихов Липкина опирается на мощный и разноязычный культурный фундамент, живо отзываясь при этом на острые и необычные явления в мире (стихотворения Моисей, 1967; Союз, 1968, – о южнокитайском племени «И»; Годовщина армянского горя, 1972), особенно выделяя проблему национального самосознания и межнациональных взаимоотношений (цикл поэм под общим названием Вождь и племя: Туман в горах (1953) – «кавказская быль» о чеченце, скрывшемся от депортации; Тбилиси в апреле 1956 (1958) – о массовом побоище, вызванном национальным противостоянием; Поездка в Ясную Поляну (1952) – о лично пережитом эпизоде национального унижения). Эта «больная» для Липкина тема делает поэта обостренно чутким ко всем проявления национального ущемления – будь то трагедия сожженных гитлеровцами евреев (стихотворение Зола, 1967), депортированных калмыцкого (поэма Техник-интендант) или малого кавказского («летописная повесть» Декада, 1980, опубл. в 1981 в США, в 1989 в СССР) народов. Поэт проводил четкую грань между «прекрасным» национальным самосознанием культуры и «отвратительным» национальным самосознанием крови.
Подобное восприятие национального многоцветия мира было закономерно для Липкина, творческое лицо которого с наибольшей силой проявилось в переводах с языков народов бывшего СССР. Ему принадлежат хрестоматийные переводы эпосов – калмыцкого Джангар (1940), киргизского Манас (1941) и героической повести Манас Великодушный (1947), кабардинского Нарты (1951), поэм Лейли и Меджнун (1943) и Семь планет (1948) А.Навои, Сказание о Бахраме Чубине (1952) и Шахнаме (1955) А. Фирдоуси, Гуль и Навруз (1959) Лутфи, произведений Мирмухсина, М.Турсун-заде, Г.Тукая, Х.Алимджана, Айбека и др.
Как прозаик Липкин выступил с психологическими, более или менее автобиографичными повестями Записки жильца (1962–1976; опубл. в 1992), с мемуарной прозой (воспоминания об А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштаме, Э.Г.Багрицком, Н.А.Клюеве, П.Н.Васильеве и др.; кн. Жизнь и судьба Василия Гроссмана, 1984, опубл. в 1990; первонач. опубл. в США, 1986, под назв. Сталинград Василия Гроссмана).
Автор повестей для детей по мотивам народных сказаний Приключения богатыря Шовшура (1947) и Царевна из Города Тьмы (1961).
Умер 1 апреля 2003 в Санкт-Петербурге.
Липкин С. Кабардинская эпическая поэзия: Избранные переводы. Нальчик, 1956
Липкин С. Голоса шести столетий. Ташкент, 1960
Лейтес А. Искусство поэтического перевода. – Литературная газета, 1961, 21 сентября
Липкин С. Воля. Анн-Арбор, 1981
Рассадин Ст. «Кровь» рифмуется с «любовь». – Вопросы литературы, 1990, № 2
Липкин С. Письмена: Стихотворения. Поэмы. М., 1991
Немзер А. Простор рассказа: «Записки жильца» Семена Липкина. – Независимая газета, 1992, 1 декабря
Липкин С. Квадрига: Повесть. Мемуары. М., 1997
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»