МЕТРОПОЛЬ
МЕТРОПОЛЬ – литературно-художественный иллюстрированный альманах, работа над которым была завершена к началу 1979 года. В качестве составителей выступали А.Битов, В.Аксенов, Ф.Искандер, Вик. Ерофеев и Е.Попов.
Мысль о подготовке бесцензурного сборника объединила группу из 23 авторов, среди которых были как широко печатающиеся профессиональные литераторы (Б.Ахмадулина, А.Арканов, А.Вознесенский), так и авторы, по той или иной причине редко публиковавшиеся (С.Липкин, И.Лиснянская), более известные в других областях литературы (Ю.Алешковский, Б.Вахтин), либо те, чьи литературные произведения вовсе не могли пробиться в официальную печать (Ф.Горенштейн, В.Высоцкий, Е.Рейн, Ю.Карабчиевский, Ю.Кублановский, П.Кожевников). Кроме них, в альманахе были представлены работы М.Розовского и В.Тростникова, чья профессиональная деятельность напрямую с литературой не связана. Оформили альманах художники Б.Мессерер и Д.Боровский. Художник А.Брусиловский представил графическую серию, иллюстрирующую стихи Г.Сапгира.
В предисловии утверждалось: «…муторная инерция, которая существует в журналах и издательствах, ведет к возникновению раздутой всеобщей ответственности за «шутку» литературы, не только не умеющей быть такой, как надо, но даже такой, как вчера. Эта всеобщая «ответственность» вызывает состояние застойного тихого перепуга, стремление подогнать литературную «шутку» под ранжир. Внекомплектная литература обречена порой на многолетние скитания и бездомность…».
Намерение составителей опубликовать альманах, минуя официально установленный путь, который проходила любая рукопись, было резко раскритиковано литературным начальством. С составителями (за исключением В.Аксенова, который от встречи отказался), были проведены беседы в секретариате Московской писательской организации.
Пытаясь исправить положение, 19 января 1979 на имя Л.И.Брежнева и М.В.Зимянина было направлено письмо, подписанное Б.Ахмадулиной, А.Битовым, В.Аксеновым, Вик.Ерофеевым, Е.Поповым, Ф.Искандером, которые просили разобраться в сложившейся ситуации.
Официального ответа на письмо не последовало, однако 22 января 1979 состоялось совместное заседание секретариата правления и парткома Московской писательской организации, посвященное альманаху. Один из восьми первоначально скомплектованных экземпляров «Метрóполя», который находился в Союзе писателей, где с ним могли ознакомиться желающие, ажиотажа не вызвал, что объясняется не столько отсутствием интереса к самому альманаху, сколько осторожностью литераторов и боязнью навлечь на себя гнев официальных инстанций. Тем не менее, мнение, высказанное выступившими на совместном заседании писателями Ф.Кузнецовым, М.Алексеевым, Н.Грибачевым, А.Алексиным, Я.Козловским, Л.Гинзбургом, Ю.Друниной и др. было единодушным. Они осудили сам факт составления неподцензурного альманах. Присутствовавшие здесь же составители утверждали, что ими движет исключительно забота об обогащении советской литературы и они не намерены переправлять рукопись за границу. На следующий день, то есть, 23 января, они объявили, что не будут проводить ни представление альманаха, которое намечалось на январь 1979, ни пресс-конференцию, ему посвященную. Тем не менее, радиостанция «Голос Америки» в тот же день сообщила, что альманах уже переправлен на Запад и скоро будет издан.
Экземпляр «Метрóполя» был спешным порядком растиражирован американским издательством «Ардис», и выпущен сначала в виде репринта, а впоследствии и заново набранным. Таким образом, альманах перешел из разряда «самиздата» (исходные экземпляры даже напечатаны на разных машинках, что видно по различному шрифту) в разряд «тамиздата».
Союз писателей предпринял свои меры – в многотиражке «Московский литератор» появились материалы совместного заседания секретариата правления и парткома Московской писательской организации, некоторым авторам в индивидуальном порядке было предложено опубликовать свои произведения в советской печати.
Последовал ряд карательных мероприятий, различных по отношению к разным участникам альманаха. Незадолго до того принятые в Союз писателей, но еще не получившие членских билетов Е.Попов и Вик.Ерофеев были из Союза исключены. Не согласные с таким решением И.Лиснянская и С.Липкин в знак протеста из Союза писателей вышли. Большинство авторов попало под негласный запрет, и произведения их какое-то время в печати не появлялись. Тем не менее, многие участники «Метрóполя», активно издававшиеся за рубежом, стали более известны.
Авторы «Метрóполя», за малым исключением, в опубликованных произведениях реальных, политических проблем вообще не касались. Но обращение к тематике, которая не поощрялась (например, религия), использование ненормативной лексики, гротескные ситуации и ирония по отношению к известным фактам истории – вызвали широкий общественный резонанс, а намерение уйти из-под надзора государства стало вызовом существующей государственной системе.
После «перестройки» альманах был переиздан, были проведены посвященные ему литературные вечера.
Евгений Перемышлев
«Метрополь», Ann Arbor, 1979
«A Metropole White Book», Ann Arbor, 1985
«Метрополь», М., 1991
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»