ИРАКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИРАКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – произведения арабских писателей, поэтов и ученых, созданных на территории Ирака с середины 8 в. до наших дней. Иракская литература берет свое начало в эпоху правления династии Аббасидов (749–1258), когда Багдад стал центром арабского халифата. В этот период арабская письменность переживала взлет. Благодаря халифам-меценатам происходила письменная фиксация произведений эпохи джахилийа (эпоха неведения ислама), которые до этого в течение нескольких столетий передавались из уст в уста. Характерно, что здесь, в Багдаде, некоторые из аравийских сказаний приобрели иракские черты.
При Харуне ар-Рашиде (750–850) был основан «Дом мудрости», в котором трудились переписчики и переводчики (с греческого, пехлевийского, сирийского), собирались первые библиотечные собрания. При халифе Ма'муне (813–833) кроме литературы, посвященной Корану и хадисам, появились своды арабских преданий, обширные хроники, первые арабские географические и медицинские сочинения, произведения художественной прозы. Блестящих успехов добилась арабская поэзия, появились труды по филологии (грамматике и лексикографии), энциклопедические своды по отдельным отраслям науки, биографические сборники, в которых рассказывалось не только о персонажах раннего ислама, передатчиках хадисов, но и выдающихся военачальниках, чиновниках и даже поэтах, певцах и т.п.
Литературная жизнь арабского халифата 7–9 вв. была сосредоточена в Багдаде, но по мере роста феодальной раздробленности в других городах также возникли свои культурные центры, где каждый правитель стремился привлекать ко двору наиболее одаренных поэтов, летописцев, астрономов.
В 8–9 вв. арабская поэзия пережила период подъема, связанного с именами таких поэтов, как Башшар ибн Бурд (714–783), Абу Нувас (762–813), Абу-л-Атахийа (748–825), Валиб ибн Хубаб, Муслим ибн аль-Валид, Ибрахим аль-Маусили и его сын Исхак, Абу Таммам (805–846), аль-Бухтури (836–896), Ибн ар-Руми (836–896), Ибн аль–Му'тазз (869–908). Практически все они были связаны с Багдадом. Эти поэты и вводимые ими стихотворные ритмы были признаны далеко не сразу, но впоследствии им стали подражать.
Поэзия издавна была связана с исполнительским искусством – пением и музыкальным сопровождением. Появление в Багдаде талантливых представителей покоренных народов обогащало арабскую культуру. Начиная с 10 в. в городе не было недостатка в поэтах, обладавших высокой культурой слова. Среди них выделялся мудрец и философ аль-Мутанаби (915–965), достигший в своих произведениях высот изощренного мастерства. Крупнейшим поэтом и мыслителем был признан Абу-л-Ала аль-Маари (973–1057). Начав с подражаний аль-Мутанаби, он ввел в стихосложение усложненную двойную рифму. Содержание его цикла Лузум ма ла йалзам (Обязательность необязательного) свидетельствует о широте его взглядов и философском подходе к проблемам своего времени.
В 10–11 вв. в Багдаде прославилась группа поэтов, чей стиль так и называли «багдадским». Среди них – Ибн аль-Хаджжадж (941–1001). Выходец из семьи высокопоставленных чиновников, получивший традиционное образование, он в юности посещал литературный кружок. Однажды поэт написал панегирик в честь буидского эмира Изз ад-Даулы. Произведение правителю понравилось, и с тех пор Ибн аль-Хаджжадж постоянно находился при дворе, а затем получил должность мухтасиба – чиновника, под чьим контролем находилась торговля и ремесло на рынках города.
Перу Ибн Хаджжаджа принадлежит десятитомный диван разрозненных сочинений. Здесь в основном панегирики, но появляется и совершенно новый для арабской поэзии жанр, который он сам называл сухф (глупость). Это стихотворения, написанные с применением уличного жаргона, что вносит особенный колорит в описание бытовых сценок. Для него также было характерно своеобразное использование жанра пародии, в которой он вольно обращается как с библейскими, так и кораническими персонажами.
Его младший современник – аш-Шариф ар-Ради (910–1016), был коренным багдадцем, выходцем из семьи старинной арабской аристократии. В качестве алида (человека, возводящего свой род к Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммада) (см. ПРАВЕДНЫЕ ХАЛИФЫ), он пользовался уважением современников и после смерти своего отца возглавил ассоциацию потомков Али в Багдаде, за что был удостоен титула накиб аль-ашраф. Получив прекрасное богословское образование (он обучался праву и филологии), ар-Ради занимался толкованием отдельных мест Корана. Он также составил сборник Нахдж аль-балага (искусство красноречия), куда вошли речи, проповеди и изречения халифа Али. Уже тогда среди литераторов багдадского круга бытовало мнение о том, что эта книга написана самим ар-Ради для возвеличивания своего далекого предка, тем более что автор был известен своим высокомерием. Но в литературу он вошел как поэт, автор многочисленных поздравительных произведений, панегириков, а также произведений, восхваляющих алидов. Любимым жанром ар-Ради была риса, элегия религиозного или светского характера, характерная для поэтов – шиитов. История шиитов предлагает массу сюжетов, в которых оплакиваются шиитские мученики, список которых возглавляет четвертый праведных халиф Али ибн Абу Талиб.
Во второй половине 9 в. аль-Балазури, ад-Динавари, аль-Йакуби трудились над историческими хрониками, в которых прежде чем описать историю мусульманской общины, они пытаются дать обзор всемирной истории. Огромный свод исторических материалов собрал ат-Табари (839–923). Его книга по арабской историографии называется История пророков и царей. Тогда же создал свой труд географ и историк аль-Мас'уди (ум. в 956), а Ибн Кутайба (ум. в 889) закончил свою историческую энциклопедию.
Разрабатывался также жанр адаб, который восходил к персидским образцам Сасанидского времени. Этот жанр был обращен к «благородному сословию», в нем был очерчен круг знаний, который следовало знать выходцам из правящего класса. Поэтому среди произведений адаба так много дидактических наставлений. Среди авторов подобных сочинений – Ибн Кутайба, аль-Джахиз (771/781–868) и др. Впоследствии термин адаб стал толковаться несколько шире – как литература (беллетристика) вообще.
В 10 в. появляется в Ираке и Сирии возрождается старинный повествовательный жанр макама, возникший еще в период бедуинских кочевий (слово макама переводится как «стоянка» – араб.) Герой повествования, путешествуя из города в город, наблюдает и описывает различные ситуации. Как правило, это – жизнерадостный плут и бродяга, поведение которого невозможно охарактеризовать однозначно. Родоначальником этого жанра стал аль-Хамадани (ум. в 1008), а автором лучших макам считается аль-Харири (ум. в 1122).
Одновременно развивается биографический жанр сира, где героями являются, в первую очередь, персонажи раннего ислама или знаменитые люди – воины, суфии и т.д. Таким образом, впервые записывались старинные сказания, ибо до этого сира считалась простонародной литературой, воспринимаемой со слов сказителя, выступавшего на рыночной площади.
Среди прозаиков выделялся Абу Хаййан ат-Таухиди (ум. в 1023). Большая часть его жизни прошла в Багдаде, писал он по-арабски, хотя по некоторым данным, он был уроженцем Ирана. Изучив грамматику и фикх, он стал проявлять интерес к суфизму. Это нашло отражение в написанной им Китаб аль-ишарат аль-илахийя (Книге божественных указаний), которая содержит проповеди, назидания и психотехнические рекомендации для ритуалов зикра (от глагола заккара – «поминать», араб.). По оценкам современников, он был по своим взглядам близок к учению знаменитого суфия аль-Халладжа. Об этом якобы свидетельствовала другая его книга Китаб аль-Хаджж аль-'акли (Книга о духовном паломничестве). После того, как ат-Таухиди познакомился с высокопоставленным чиновником Ибн Са'даном, жизнь его резко изменилась. В окружении его покровителя были философы, историки, литераторы, которые оказали благотворное влияние на писателя. Его следующий труд уже был посвящен этике Рисала фи-с-садака ва-с-садик (Послание о дружбе и друге). После смерти своего покровителя (Ибн Са'дан был казнен), а также кончины своего наставника, философа ас-Сиджистани, ат-Таухиди покидает Багдад. В Ширазе он создает свои основные религиозно-философские сочинения: аль-Мукабасат (Приобретенные знания) – собрание бесед, которые он вел с багдадскими философами), а также Рисала фи-ль-хайат (Послание о жизни).
Багдад сохранял свое значение как центр арабской культуры до 1258, когда монгольские войска подвергли его опустошению. Библиотеки были разорены, а на поверхности вод реки Тигр плавали листы разоренных рукописей.
Но и после этой катастрофы в Багдаде появляются замечательные литературные произведения. Одним из них стал свод сказок Тысячи и одной ночи, который является примером жанра «обрамленной повести». Подобная форма позволяла объединить разнообразный и разнородный литературный материал в сплошное повествование. В этом произведении обнаруживается взаимовлияние фольклора Индии, Персии, арабских стран. Однако Тысяча и одна ночь была признана литературным памятником гораздо позже.
Период позднего средневековья отмечен упадком арабского поэтического искусства и литературы в целом, что можно объяснить политическими обстоятельствами, прежде всего, началом крестовых походов. Известный российский арабист И.Ю.Крачковский писал, что с 10–11 вв., «несмотря на блестящие единичные исключения», арабская поэзия представляла собой «безнадежный упадок», а «период 15–18 вв. для нее самое мрачное время». Что касается иракской литературы, то писатели, уроженцы Багдада, Куфы, Басры, в поисках заработка переселялись в более благополучные города. Например, Сафи ад-Дин аль-Хилли (1277–1351), уроженец города Хилы (на Евфрате) был придворным панегиристом египетского султана ан-Насира. Но и среди багдадцев оставались люди, способные создать замечательные произведения. Абд ар-Рахман ибн аль-Джаузи (1126–1200), написавший Китаб фи хабар аль-азкийа (Книга о хитроумных), в которой он собрал анекдоты, демонстрировавшие изобретательность ума. Однако таких авторов в Ираке было мало, поскольку арабская интеллигенция устремилась в Каир, где вокруг университета аль-Азхар сконцентрировались наиболее образованные люди.
Упадок ощущался во всей арабской культуре, особенно в научной сфере. В 17 в. изменился сам характер научных сочинений, в основном писались комментарии к комментариям, которые должны были обновить прежние признанные классическими труды. Среди преподавателей аль-Азхара своими знаниями выделялись кади Ахмад аль-Хафаджи (1571–1659) и его ученик Абд аль-Кадир аль-Багдади. Последний (уроженец Ирака) стал автором свода множества ценнейших историко-литературных сведений (биографий авторов, отрывков из утраченных произведений и др.).
Еще в середине 16 в. арабские страны попали под власть Османской империи, и с этого времени перестали быть самостоятельными. Можно сказать, что в культурном отношении наиболее отсталой провинцией Османской империи стал Ирак. Во многом это было связано с тем, что в отличие Сирии и Египта, где с давних пор существовали связи с Европой (в основном через христиан), Ирак оказался в стороне от тех процессов, которые происходили в районе Средиземноморья. Некоторые иракские поэты находили себе пристанище в Стамбуле, где сочиняли хвалебные оды султану.
Тем не менее, в стране литературная жизнь не замирала. В поэзии получила распространение мода на тахмисы и таштыры. Тахмис состоял из пяти полустиший. Например, тахмис-хамзийа (стихотворение, в котором все строки оканчивались на согласную хамза) Абд аль-Баки аль-Омари (1790–1862) Касыда плаща. Эта поэма считалась в ту пору одним из лучших подражаний египетскому поэту аль-Бусыри (1213–1295). Подобные произведения свидетельствовали о том, что старые стихотворные традиции не уходили, но обновлялись, в них находили свое отражение реалии нового века, хотя поэтические средства оставались прежними.
В литературе конца 18 – начала 19 вв. можно найти отголоски внутрирелигиозных разногласий. Иракский историограф Абу ль-Хасан Осман Бен Синд аль-Басри (ум. в 1827) демонстрировал в своих произведениях антиваххабитские настроения, в то время как Абд аль-Джалиль ат-Табатабаи аль-Хусни аль-Басри (1776–1854) разделял принципы ваххабизма.
Выдающимся поэтом своего времени был Абд аль-Гаффар аль-Ахрас аль-Багдади (1804–1874). Его перу принадлежит огромное число произведений, среди которых лирико-философские касыды. Он, вместе со своим современником поэтом Махмудом Абд аль-Гани аль-Джамилем (1780–1863) выражал возмущение поведением турецких чиновников в Багдаде и восхвалял благородство бедуинов, с которыми связывали надежды на освобождение Ирака. Оба поэта были прекрасными знатоками классической арабской поэзии, они тосковали по эпохе джахилийа, что отражалось в построении образов и композиции их произведений.
Антиосманские настроения сквозили и в богословской литературе того времени. Особенно ярко это проявлялось у поэтов-суфиев. Среди них выделялись выходцы из семьи Казвини. Шиитский имам сейид Мехди Казвини и четверо его сыновей славились умением слагать стихи. Два его сына Джаафар (ум. в 1880) и Хусейн (ум. в 1906) увлеклись суфизмом и много писали в жанре «исповеданий». Существовали литературные кружки, в которых собирались молодые поэты-суфии. Аналогичные религиозно-литературные объединения возникали даже в простонародной среде. Но в основном, ценители изящной словесности придерживались литературных вкусов средневековья.
Процесс политического, социального и культурного развития Ирака происходил очень медленно, ибо в рамках Османской империи страна оказалась захолустьем, куда новые идеи проникали с опозданием. И только после того, как в самой Турции был принят имперский рескрипт «хатт-и-гумаюн», ознаменовавший начало реформ в стране (1856), общественная жизнь в Ираке пришла в движение. Появилась периодическая печать, которая стала не только сообщать новости, но и печатать поэтические произведения. Когда между Европой и Индией (через Ирак) проложили телеграф, иракские поэты ответили на это новым жанром баркиййат (от баркиййа – телеграмма, араб.), характерными чертами которого были образность и лаконизм.
Естественно, что изменение общественно-политической ситуации вызвало подъем националистических настроений, стремление воспеть славную историю арабов, их бедуинские традиции. Обращение к арабскому культурному наследию пропагандировали и христианские авторы, проживавшие в Ираке, например, Анастас Мари аль-Кармели (1866–1947). Под его руководством с 1911 стал выходить журнал «Люгат аль-араб» («Язык арабов»), где много страниц было посвящено истории, археологии, фольклору Ирака. Одновременно в страну стала проникать переводная литература из Европы, а вместе с нею просветительские идеи турецких и арабских публицистов, находившихся под влиянием европейской культуры.
В 1917 англичане оккупировали Ирак, в стране начался новый период, характеризовавшийся тем, что население оказывало сопротивление английской администрации, отказывалось платить налоги, люди уклонялись от трудовой повинности и препятствовали экспроприации общинных земель и имущества. В 1920 в стране вспыхнуло восстание, ставшее одним из важнейших этапов национально-освободительного иракского движения.
В 1920 году на конференции в Версале Великобритания получила мандат на управление Ираком. Патриотические силы Ирака усилили сопротивление иностранному порабощению. Среди них были и иракские литераторы. Тема борьбы против иностранных оккупантов нашла свое отображение, прежде всего, в поэзии. Среди тех, кто участвовал в восстании 1920, был поэт Мухаммед Мехди аль-Басыр (род. в 1896). После восстания многие поэты были подвергнуты репрессиям и даже высланы из страны.
События 1919–1920 оказали огромное влияние на иракскую поэзию. Многие впоследствии выдающиеся поэты начали свою деятельность с выступлений на митингах и демонстрациях. Возникла малочисленная разночинная интеллигенция, но уже тогда ее критическое мышление подрывало устои средневекового миросозерцания. Характерной чертой поэзии того периода был революционный пафос, простота языка и стиля, что способствовало большой популярности стихов среди широких народных масс.
В период между 1920–1940 в Ираке не было социальной основы для широкого развития литературы, так как подавляющее большинство населения оставалось неграмотным. Однако рост городов, расширение учебных заведений, все возраставший приток книг и периодических изданий способствовали становлению национальной литературы. В начале 1920-х в Ираке уже существовали четыре литературных объединения. Тогда же стали издаваться литературные журналы «Аль-Хурриййа» (араб. свобода) – и «Аль-Вамид» (араб. блеск молнии), в литературных материалах которых были заметны тенденции романтизма.
Иракский читатель интересовался событиями в соседних арабских странах, читал в переводе на арабский язык европейскую литературу. Таким образом, шло знакомство с жанрами, до сих пор не известными в Ираке. Наибольшее влияние на культурную жизнь иракского общества в этот период по-прежнему оказывала национальная поэзия, откликавшаяся на важнейшие события современности, прежде всего, на Ближнем Востоке. В первой трети 20 в. наибольшего авторитета среди иракских поэтов добился Абд аль-Мухсин аль-Кязыми (1865–1935), которого называли «Ша'иру ль-араб» (Поэт всех арабов). Он писал в четырех традиционных жанрах: любовная лирика, панегирики, «самовосхваления», элегии. Для него было характерно обращение к бедуинским архаизмам, само употребление которых свидетельствовало о его глубоких знаниях арабской филологии. Сохранилось предание о том, что аль-Казыми написал цикл стихов Ыракиййат (от арабского Ырак – Ирак), но после его переезда в Каир этот цикл был утрачен.
Современником аль-Казыми был Джамиль Садыки аз-Захави (1863–1936), который одним из тех, кто понимал необходимость нововведений в литературе и первым отказался от касыды. Создавая философско-лирические и эпические стихи, поэт обращался к новым метрам, применял внутреннюю рифму, иногда отказывался от моноритма и даже писал белыми стихами. Аз-Захави можно назвать поэтом-демократом, революционером, ибо в его стихах можно было обнаружить призывы к равенству, к уничтожению классового общества, к ликвидации эксплуатации, к распределению земли между теми, кто ее обрабатывает. В 1924–1928 аз-Захави был избран в сенат, но одновременно он продолжал заниматься журналистикой, пропагандировал буржуазно-демократические свободы. В 1926 он создал журнал «аль-Исаба». Широкую известность на арабском востоке получила поэма аз-Захави Революция в аду (1929), пронизанная революционными и атеистическими настроениями. На художественно-образное выражение его поэмы отчасти повлиял Трактат о прощении великого арабского поэта-философа аль-Маарри (973–1057). Скрытый в поэме призыв к борьбе бедняков против богатых вызвал недовольство правителей и короля Ирака Фейсала. Обвиненный реакционерами в ереси и атеизме, аз-Захави был вынужден покинуть страну.
Основателем «социальной школы» в новой арабской поэзии называют поэта Мааруфа ар-Русафи (1875–1945). Тематика его стихов разнообразна: лирико-философская, социально-критическая в жанровых формах васф (описание), фахр (самовосхваление), элегии. В поэзии он видел средство служения народу и провозглашал свое единение с ним. В 1930–1932 он был избран в парламент страны. Но уже в 1933 за то, что он разоблачал проанглийскую политику короля Фейсала и парламента, он был осужден на пожизненную ссылку в глухой деревушке на Евфрате, где затем написал патриотические поэмы Мы и международное положение (1942), Послание к аль-Джавахири (1944).
Темам антиимпериалистической борьбы и сопротивления внутренней реакции посвящено творчество выдающегося иракского поэта Мухаммеда Мехди аль-Джавахири (р. 1905). В своих касыдах он восславил восстание 1920 в Ираке, восстание в Сирии (1925–1927), рисовал картину бедствий трудящихся и особенно крестьянства, страдавшего от гнета феодалов, призывал народ к сопротивлению. Аль-Джавахири писал классическим языком в духе средневековой поэзии, поэтому его произведения насыщены традиционными образами. Русский арабист Крачковский отмечал, что язык поэзии аль-Джавахири «настолько высоко «литературен» в архаичном смысле слова, что если бы не современные сюжеты, имена и факты, его можно было бы счесть относящимся к давно прошедшим годам средневековья. Силы выражения и поэтического таланта у автора никак нельзя отрицать, и такое противоречие – между новым содержанием и антикварной формой – является вообще одним из свойств современной арабской поэзии». Когда после государственного переворота 1936 у власти в течение нескольких месяцев находилось правительство «национальных реформ», аль-Джавахири печатал в своей газете «Переворот» стихи, в которых призывал к революционным преобразованиям. В поэме Феодализм (1939) он ставил вопрос об аграрной реформе и ликвидации власти феодалов. Касыды аль-Джавахири Севастополь (1942) и Сталинград (1943), были перепечатаны большинством арабских газет и журналов.
Появление художественной прозы в Ираке связывают с выходом произведения, написанного с просветительских позиций, под названием Пробуждающая пьеса (1919); его автором был политический деятель и журналист Сулеймана Фейды (1885–1951). Его пьесу сравнивали с Недорослем Фонвизина, ибо автор говорил о необходимости приобщения иракцев к образованию. Одновременно Фейды стремился пробудить у современников чувство национального самосознания.
Первым крупным прозаиком, обратившегося к жанрам рассказа и повести, стал Махмуд Ахмед ас-Сейид (1901–1937). Его повести Ради женитьбы (1921), Участь слабых (1922) и др. вызвали большой резонанс. В авторских отступлениях, вводимых им в художественные произведения, ас-Сейид выступал как просветитель, призывая не скрывать перед остальным миром недостатки страны, а искоренять их. Убежденный сторонник просветительского движения в Ираке, ас-Сейид изучал опыт европейских буржуазных революций и призывал своих соотечественников к буржуазно-демократическим реформам. Его последователем стал Зу-н-Нун Аййуб (род. в 1908), написавший в 1937– 1945 девять сборников рассказов. Аййуб приобрел в Ираке широкую известность благодаря своему таланту сатирика. Мишенью его сатиры становились чиновники, реакционное духовенство, ростовщики, а также представители интеллигенции, защищавшие тезис о национальной исключительности иракцев. Среди наиболее известных произведений Аййуба – роман Доктор Ибрахим (1940) и сборник рассказов Инфекционные болезни (1941). Творчество Аййуба во многом способствовало распространению революционно-демократических идей в иракском обществе. После смерти ас-Сейида он стал наиболее крупной фигурой среди прогрессивных иракских беллетристов.
Просветительское течение в иракской литературе возглавлял Джаафар аль-Халили (р. 1902). Педагог, журналист, популяризатор географических знаний, он был противоречивой фигурой, его призывы к преобразованию общества, овладению знаниями сочетались с глубокой религиозностью. Подобно многим классическим арабским просветителям, аль-Халили пытался примирить науку и религию. Первым его произведением, оставившим глубокий след в истории иракской литературы, была повесть Пропавший (1937), в которой рассказана история мальчика, бежавшего из дома и долгие годы странствовавшего с мудрым дервишем-бессребреником по Ираку и Ирану. Под влиянием идей Руссо, аль-Халили придавал большое значение воспитанию чувств. В повести В поселениях духов (1945) писатель концентрирует внимание на политико-экономическом устройстве некоего вымышленного государства. Произведение представляет собой социальную утопию, облеченную в форму сказки. Повесть Аль-Халили создавалась во время Второй мировой войны, когда свирепствовала цензура. Сказочно-фантастический сюжет был призван, по-видимому, с одной стороны, заинтересовать читателя, с другой – закамуфлировать критику современного общества.
Одновременно аль-Халили пропагандировал свои взгляды в издававшейся им в Неджефе консервативной газете, сменившей несколько названий. Раз в неделю номер целиком посвящался литературе и искусству, а раз в год издавался выпуск, в котором были представлены образцы иностранной художественной прозы.
В этой же газете печатался известный иракский юморист Халяф Шауки ад-Дауди (1898–1939). Он известен как автор юмористических рассказов и политических статей, написанных с прогрессивных позиций, с вкрапленными в текст юморесками. Популярным был и Ибрахим Салих Шукр. Мишенью его сатиры нередко становились члены правительства. Пародируя жанровую форму арабской классической поэзии мадх (восхваление, панегирик), Шукр создал ряд сатирических портретов политических и общественных деятелей того времени. Но после неоднократных конфискаций своей газеты «Время» (за антиправительственные материалы) Шукр был вынужден прекратить ее выпуск.
Похожая судьба была и у юмориста Михаила Тэси (1895–1962), который начал публиковаться в 1921 под псевдонимом «Подметальщик улиц». Таким образом, Тэси пытался подчеркнуть, что писатель в Ираке, желая остаться независимым, может заработать себе на жизнь, лишь подметая улицы. Под этим же названием с 1925 он издавал собственный юмористический еженедельник. Начав с безобидных юморесок, он уже скоро стал выступать с памфлетами и фельетонами по актуальным политическим вопросам. После того, как Тэси резко высмеял выборы в иракский парламент, на него было совершено покушение. Вероятно, это стало причиной того, что в 1939 Тэси отошел от литературы.
С 1927 в Ираке издавалась газета «аль-Кярх». Ее главным редактором был поэт и мулла Аббуд аль-Кярхы, писавший на багдадском диалекте. Собственные материалы (в основном стихотворные произведения) аль-Кярхы посвящал жизни простого народа, широко используя при этом народные песни, фольклор. В этой же газете начинал свой творческий путь сатирик Нури Сабит (ум. в 1938), писавший под псевдонимами Ходже-хан и Хабаз-буз. Широчайшее распространение в самых различных слоях общества получили тогда крылатые слова и выражения из его рассказов и анекдотов.
Иракская проза развивалась довольно медленно. Даже к началу 50-х повествовательные жанры не были достаточно четко дифференцированы. Например, книга Джаафара аль Халили (р. 1902) Тисвахин (женское имя) была определена автором как «беглые заметки о пении, танце и красоте Ирака». Также как Малиха Исхиййик (р. 1925), автор сборника Прекрасные ночи, автор Тисвахин обращается к судьбам иракских женщин, хотя в нем есть и чисто автобиографические фрагменты. В дальнейшем все произведения аль-Халили отражали просветительские взгляды своего автора. В этом направлении работали и другие иракские писатели: Абд ар-Раззак аль-Захир (р. 1927), Абдалла Ниязи (р. 1926) и др.
Большим авторитетом пользовался поэт Мухаммед Хабиб аль-Убейди (1882–1963), но уверовав в свою миссию наставника, он так не смог отказаться от чувства национального превосходства и религиозной исключительности, ибо сам был выходцем из семьи Хусейна, внука пророка Мухаммада. Приверженность исламу демонстрирует и Мухаммад Реза аш-Шабиби (1889–1965), хотя нередко он высмеивал недостойное поведение духовенства. В его произведениях парадоксально сочетаются идеи арабских просветителей и консерватизм. Он был стойким сторонником ношения женщинами паранджи и ограничения роли женщины в обществе, хотя и утверждал, что проблема женского неравноправия связана с социально-экономическим положением арабской нации.
Иракская литература в значительной степени представлена писателями, происходившими из богословских кругов, ибо именно в этом социальном слое долго сохранялась любовь к родному языку, стремление дать детям классическое (религиозное) образование, которое крепко привязывает человека к исламской морали. Одним из таких писателей был Аль аш-Шарки (1892–1964), выходец из Неджефа – священного города шиитов. В своих произведениях аш-Шарки (сначала поэтических, затем публицистических), затрагивал вопросы современности, положение крестьянства. Впоследствии он стал автором трудов по литературоведению, истории, географии, политологии, морали, педагогики и социологии. В 1963 он создал этнографическое сочинение Арабы и Ирак, котором попытался обосновать территориальные притязания Ирака на часть территорий Ирана и Кувейта. Таким образом, его работа предвосхитила события 1980–1990-х, а может быть и стимулировала Саддама Хусейна на попытку захвата этих территорий.
Преемственность литературных поколений в Ираке практически никогда не прерывалась, однако процессы развития литературных тенденций были крайне замедлены. Очевидно, что замкнутость, сосредоточенность на своем прошлом и собственных проблемах создали в Ираке некий идеологический анклав, куда с трудом проникали новые идеи. Сначала в рамках Османской империи, затем Британского мандата, а вслед за этим в чехарде государственных переворотов, закончившихся установлением власти партии БААС и личной диктатуры президента Хусейна, Ирак так и не смог выйти из замкнутого круга. По сравнению с ливанской и египетской литературой, иракская выглядит несколько архаичной. Отсюда и преобладание в ней поэзии над прозой, причем в поэзии до сих пор доминируют старинные жанры. Впрочем, для демократически настроенной интеллигенции Ирака до недавнего времени было только две возможности заниматься творчеством: внутри страны или за ее пределами. В первом случае нужно было приспосабливаться к тем условиям, которые сложились в стране.
Ольга Бибикова
Литература народов Востока. М., «Наука», 1970
Арабская поэзия средних веков. М., Издательство «Художественная литература», 1975
Литература Востока в новейшее время. М., Издательство московского университета. 1977
Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века VIII–IX. М., «Наука», 1978
Ибрагимов Н. Арабский народный роман. М., «Наука», 1984
Фильштинский И.М. История арабской литературы V-начало X века. М., «Наука», 1985
Фильштинский И.М. История арабской литературы X–XVIII века. М., «Наука», 1991
Чуков Б.В. Стать с веком наравне. История арабской литературы в Ираке. М., Издательство ИВ РАН, 1997
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»