НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ в Лондоне (National Gallery) хранит более 2200 полотен западноевропейской живописи 13–20 вв., является одним из лучших художественных собраний.
В начале 19 в. в Великобритании произведения искусства были сосредоточены в трех центрах: в Британском музее, основанном в 1753 (см. также БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ); в Далиджской галерее, открытой в 1814 в Далидж-Колледже, частном музее, где была представлена живопись 17–18 вв.; в Королевской академии, основанной в 1768 как учебное заведение и место проведения выставок, не имеющей полотен крупных художников. Назрела необходимость создания национальной пинакотеки. В 1824 Палата общин выделила необходимую сумму для организации музея и для покупки коллекции Дж. Дж. Ангерстайна (38 картин), ставшей основой Национальной галереи.
В мае 1824 картинная галерея была открыта для публики в особняке Ангерстайна на улице Пэлл-Мэлл (Pall Mall). Коллекция нового музея расширялась за счет закупок, пожертвований частных лиц и организаций.
Новое здание музея было построено в 1834–1838 в неоклассическом стиле по проекту архитектора Уильяма Уилкинса на Трафалгар-сквер (Trafalgar Square). Первоначально музей делил помещение с Королевской Академией художеств, переехавшей в 1869 в Берлингтоун-хаус на Пикадилли (Piccadilli). Вслед за расширяющейся коллекцией разрасталось здание музея: постройки производились в 1876, 1887, 1911, в конце 20-х и начале 30-х, 1961, 1975, 1991.
Во время Первой мировой войны галерея не пострадала, но Вторая мировая война нанесла огромные разрушения: 9 авиабомб попали в здание. Картины были заранее эвакуированы. В январе 1946 Национальная галерея вновь открылась для публики.
При размещении экспозиции господствует научный исторический метод показа: картины размещены в хронологическом порядке.
КОЛЛЕКЦИЯ
Итальянская живопись
составляет самый большой раздел собрания. В середине 19 в. директор Галереи Чарльз Истлейк каждый год делал приобретения в Италии. В собрании находятся картины Мазаччо (1401–1428); Паоло Учелло (1397–1475); Фра Филиппо Липпи (1406/1407–1469; Пьеро Делла Франческа (ок. 1415–1492); Андреа Мантенья (1430/1–1506);
Сандро Боттичелли (ок.1445–1510); Пьетро Перуджино (ок. 1450–1524). Галерея обладает двумя картинами Леонардо да Винчи (1452–1519): Мадонна в гроте (ок. 1506) и Мадонна со св. Анной (1508); несколькими картинами Рафаэля Санти (1483–1520): Мадонна Ансидеи (1505–1506), Св. Екатерина Александрийская (ок. 1508), Сон рыцаря (1504–1505), Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем (1509–1510), Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами (Распятие Монд) (1503), Проповедь св. Иоанна Крестителя (ок. 1505) и Микеланджело Буонарроти (1475–1564): Погребение Христа (1497–1498), Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном (Манчестерская мадонна) (ок. 1495).
Достаточно полно представлена живопись 16 в.: Джорджоне (1477/1478–1510): Поклонение волхвов (1503–1504); Тициан Вечеллио (1477(?)–1576): Мужской портрет («Портрет Ариосто») (1509–1510), Семья Вендрамин (1545–1547), Явление Христа Марии Магдалине (ок. 1511–1612), Мадонна с младенцем, маленьким Иоанном Крестителем и св. Екатериной (1525–1530), Вакх и Ариадна (1523), Смерть Актеона (1570–1576), Аллегория Благоразумия (1565–1570); Парис Бордоне (1500–1571): Портрет молодой женщины (1549–1545), Дафнис и Хлоя (1538–1540); Паоло Веронезе (1528–1588): серия Коварство, Уважение, Презрение, Счастливый союз (ок. 1575); Семейство Дария перед Александром (1565–1568), Обращение Марии Магдалины (ок. 1550), Поклонение волхвов (1573); Тинторетто (1518–1594): Происхождение млечного пути (1578–1588), Св. Георгий с драконом (ок. 1555).
Среди итальянских картин 17 в. полотна Микеланджело да Караваджо (1573–1610): Встреча в Эммаусе (1601), Соломея с головой Иоанна Крестителя (1607–1610), Мальчик, укушенный ящерицей (1595–1600); Франческо Гварди (1712–1793): Дворец дожей. Венеция (ок. 1770); Антонио Каналетто (1697–1768); Мастерская каменотеса (1727–1728), Праздник св. Роха (ок. 1735), Итонский колледж (ок. 1754), Лондон: интерьер ротонды в Рейнлафе (1754); Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770): Святые Максим и Освальд (ок. 1745), Пир Клеопатры (1740–1750), Аллегория с Венерой и Временем (1754–1758).
Нидерландская живопись.
Наибольшей известностью пользуется полотно Яна ван Эйка (ок. 1390–1441): Портрет четы Арнольфини (1434). В собрании есть и другие его картины: Портрет молодого человека («Тимофей») (1432), Человек в красном тюрбане (1433).
Среди картин этого раздела выделяются полотна Рогира ван дер Вейдена (ок. 1399–1464): Читающая Мария Магдалина (ок. 1435), Обретение мощей св. Губерта (ок. 1440); Ганса Мемлинга (1435/1440–1494): Святой Иоанн Креститель (ок. 1475), Триптих Донна (Мадонна с младенцем, ангелами, святыми и донаторами)(ок. 1475); Иеронима Босха (ок. 1450–1516): Осмеяние Христа (1508–1510); Питера Брейгеля Старшего (1525/30–1569): Поклонение волхвов (1564).
Немецкая живопись.
Этот раздел украшают немногочисленные картины знаменитых мастеров 16 в.: Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553): Иоганн Фридрих Великий в возрасте шести лет (1509), Венера и Амур (ок. 1530), Святые Женевьева и Аполлония (1506); Альбрехта Дюрера (1471–1528): Портрет отца (1497); Ганса Гольбейна Младшего (1497–1543): Посланники (1533), Кристина датская, герцогиня Миланская (1538), Портрет дамы с белкой и дроздом (1526–1528).
Фламандская и голландская живопись
представлены картинами 17 в.: Питер Пауль Рубенс (1577–1640): Суд Париса (1631–1635), Пейзаж с замком Стен (1635–1636), «Соломенная шляпка» (Сусанна Лунден) (1622–1625), Самсон и Далила (ок. 1609), Минерва защищает Мир от Марса (Мир и война) (1629–1635); Якоб Йорданс (1592–1678): Говерт ван Сурпеле с женой (1636–1638), Мадонна с младенцем, святыми Захарией, Елизаветой и Иоанном Крестителем (ок. 1620); Антонис ван Дейк (1599–1641): Дама с ребенком (1625–1627), Дети Бальби (1625–1627), Уильям Фейлдинг, первый граф Денбиф (1633–1634), Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская (ок.1637).
К шедеврам собрания относится картина Яна Вермера Дельфтского (1632–1675): Дама за клавесином (ок. 1670).
Рембрандт Гарменс ван Рейн (1606–1669) представлен сразу несколькими полотнами: Женщина, купающаяся в ручье (1655), Саския в виде аркадской пастушки (1635), Пир Валтасара (1636–1638), Конный портрет (ок. 1663), Якоб Трип (ок. 1661), Маргарета де Гер (ок. 1661), Христос перед первосвященником (ок. 1617), Христос и грешница (1644).
В Галерее находятся картины Якоба ван Рейсдаля (1628/29–1682): Аллея в Миддельхарнисе (1689), Скалистый пейзаж с водопадом (1660–1670), Пейзаж с развалинами замка и церковью (1665–1670); Франса Хальса (ок. 1580–1666): Мужской портрет (1633), Дама с веером (ок. 1640), Молодой человек с черепом (1626–1628), Семья на природе (1647–1650).
Испанская живопись
также представлена картинами самых известных мастеров 17 в.: Эль Греко (1541–1614): Моление о чаше (ок. 1610).
Франсиско де Сурбаран (1598–1664): Молитва св. Франциска (1639), Св. Маргарита Антиохийская (1630–1634); Диего Веласкес (1599–1660): Христос в доме Марфы и Марии (1620), Христос после избиения, созерцаемый душой человеческой (Христос у колонны) (1626–1628), Св. Иоанн Евангелист на острове Патмос (ок.1618). Охота Филиппа IV на вепря (1632–1637), Филипп IV Испанский в коричневом и серебряном (1631–1632), Венера перед зеркалом (Венера Рокби) (1647–1651); Бартоломе Эстебан Мурильо (1618–1670): Исцеление паралитика (1667–1670), Крестьянский мальчик (1670–1680).
В собрании также находятся картины Франсиско Гойя (1746–1828): Портрет Исабель Кобос де Порсель (ок.1806), Портрет доктора Пераля (1795–1798), Насильно влюбленный (1798), Пикник (1785–1790).
Французская живопись
представлена в собрании, начиная с 17 в.
В первую очередь здесь следует отметить картины Клода Лоррена (1600–1682 и Никола Пуссена (1594–1665).
Франсуа Буше (1703–1770): Пан и Сиринга (1759), Пейзаж с водяной мельницей (1755); Жан-Оноре Фрагонар (1732–1800): Психея показывает сестрам дары Амура (1753); Антуан Ватто (1684–1721): Праздник любви (1715–1718); Жан-Батист-Симеон Шарден (1699–1779): Карточный домик (1736–1737), Бак для воды (1733–1740) представляют искусство 18 в.
Особенно полна и разнообразна коллекция французской живописи 19 в.: Эжен Делакруа (1798–1863): Портрет барона Швитера (1827), Овидий среди скифов (1859); Жак-Луи Давид (1748–1825): Якобус Блаув (1795), Виконтесса Виллен XIV с дочерью (1816); Жан-Огюст-Доминик Энгр: (1780–1867): Портрет госпожи Муатесье (1856), Господин де Норвен (1811–1812), Мадам Муатесье (1856); Густав Курбе (1819–1877): Натюрморт с яблоками и гранатами (1871), Пляж (1874), Девушки на берегу Сены (ок. 1857); Жан-Батист-Камиль Коро (1796–1875): Римская Кампанья с акведуком эпохи Клавдия (1826), Склоненное дерево (1855–1860), Пейзаж в Арле-дю-Нор (1871–1874), Телега (Воспоминание о Сентри) (1874).
Большинство картин импрессионистов поступили в начале 20 в. из частных коллекций: Эдуард Мане (1832–1883): Портрет Евы Гонзалес (1870), Музыка в саду Тюильри (1862), Уголок кафе (1878–1880), Казнь Максимилиана (1867–1868); Клод Моне (1840–1926): Пляж в Трувиле (1870), Темза, Вестминстер (1871), Вокзал Сен-Лазар (1877), Пти-Бра на Сене в Аржантее (1872), Пруд с кувшинками (1899); Пьер-Огюст Ренуар (1841–1919): «Зонтики» (1883–1884), В театре (Первый выход) (1876–1877), Купальщица (1885–1890), Лодка на Сене (1879–1880), Мися Серт (1904); Эдгар Дега (1834–1917): Упражнения молодых спартанцев (1860), Елена Карафа (ок. 1875), Танцовщицы (1890–1900), После купания (1888–1892); Камиль Писсаро (1830–1903): Вид Лувесьенна (1869–1870), Бульвар Монмартр ночью (1897), Кот-де-Беф в Эрмитаже (1877).
Картина Анри Руссо (1844–1910): Тигр в тропическую бурю пробудила интерес к примитивизму.
Галерея обладает несколькими картинами Винсента Ван Гога (1853–1890): Стул Ван Гога (1888), Луг с бабочками (1890), Пшеничное поле с кипарисами (1889); Поля Сезанна (1839–1906): Старуха с четками (конец 1890-х), Автопортрет (ок. 1880), Купальщицы (1900–1906), Склон холма в Провансе (1886–1890); Пабло Пикассо (1881–1973): Ваза с фруктами, бутылка и скрипка (1914); Анри Матисса (1869–1954): Грета Моль (1908).
Английская живопись.
Основное собрание национальной живописи хранится в Галерее Тейт.
Две картины Уильяма Хогарта (1697–1764) из серии Модный брак (1743–1745): Свадебный контракт, Утро в доме молодых происходят из собрания Ангерстайна.
Джошуа Рейнолдс (1723–1792), первый президент Королевской Академии художеств, представлен картинами: Портрет адмирала Хисфилда, коменданта Гибралтарской крепости (1787), Портрет леди Кокберн с детьми (1773), Капитан Роберт Орм (1756), Анна, графиня Олбмарль (1759–1760), Полковник Бэнестр Тарлтон (1782), Томас Гейнсборо (1727–1788) – полотнами: Водопой (1777), Лес Корнард (1748), Рыночный воз (1786), Портрет Сарры Сиддонс (1785), Дочери художника, бегущие за бабочкой (конец 1750-х), Портрет четы Халлет («Утренняя прогулка») (1785), Портрет четы Эндрьюс (ок. 1750).
Развитие английского пейзажа можно проследить по картинам Джона Констебла (1776–1837): Уэймутская бухта (1816), Телега для сена (1821), Кукурузное поле (1826) и Джозефа Маллорда Уильяма Тернера (1775–1851): Гибель «Смелого» (1839), Снежная буря (1842), Дождь, пар и скорость – Большая западная железная дорога (1844), Одиссей, дразнящий Полифема (1829), «Темерер» идет к последнему причалу (1838).
Нина Байор
Кузнецова И.А. Национальная галерея в Лондоне. – «Художник» № 9, 1966
Кузнецова И.А. Национальная галерея в Лондоне. – М., 1968
Национальная галерея. Лондон. – М., 1971
Аугусто Джентили, Уильям Бархем, Линда Уатли. Лондонская Национальная галерея. – «Слово», Италия, 2000
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»