БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ
БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ (British Museum) – один из крупнейших музеев мира, хранящий произведения искусства Древнего Египта, Междуречья, Античной Греции, Античного Рима, изделия средневековых мастеров Европы и Азии, собрания монет и медалей, рисунков, гравюр, этнографические коллекции. Музейные коллекции занимают 94 галереи общей протяженностью более 4 км.
Основателем коллекции музея считают известного врача и натуралиста, президента Королевского общества (английская Академия наук) Хэнса Слоуна (1660–1753). Его коллекция монет, античных гемм, старинных манускриптов, скульптуры, а также чучел животных, птиц, гербарии и т.д. была завещана государству. Его последователи расширяли коллекцию.
В декабре 1753 был принят парламентский акт об основании Британского музея, а 15 января 1759 музей принял первых посетителей в Монтегю-хаус в районе Блумсбери.
Начало 19 в. – время быстрого расширения коллекции. 1802 – коллекция египетских древностей, захваченной английской армией у французов при взятии Александрии. 1805 – приобретены античные мраморы, 1814 – рельефный фриз храма Аполлона в Бассах (Пелопоннес), 1816 – скульптуры Парфенона, вывезенные из Афин английским послом в Турции лордом Элгином. Одновременно пополнялась библиотека, отделы графики и нумизматики. Огромный рост коллекции в первой четверти 19 в. потребовал новых экспозиционных площадей.
Здание музея, построенное в 1823–1847 по проекту архитектора Роберта Смёрка (1781–1867) в духе английского неоклассицизма, занимает участок почти в шесть гектаров и расположен на одной из центральных улиц Лондона Грейт Рассел стрит (Great Russell street). Для постоянно расширяющейся библиотеки в 1854–1857 был возведен круглый Читальный зал и примыкающие к нему книгохранилища. Зал перекрыт куполом высотой 32,2 м и диаметром 42,7 м.
В 1881–1883 огромные собрания флоры и фауны, геологические и палеонтологические коллекции, входившие в состав Британского музея, были перевезены в специально построенное здание Естественно-исторического музея (Natural History Museum).
В годы второй мировой войны экспонаты были эвакуированы. Здание музея пострадало от авианалетов: были разрушены несколько залов и поврежден купол читального зала библиотеки. В течение многих лет музей восстанавливал свои залы и экспозицию.
Коллекция музея.
Древнеегипетская коллекция музея
– одна из крупнейших в мире (свыше 66 тысяч экспонатов). Хронологически охватывает период 4–3 тыс. до н.э. до 7 в. Наиболее богатый раздел – монументальная пластика Нового царства (16–11 вв. до н.э.): Гранитная голова Тутмеса III, две Фигуры Аменхотепа III из черного гранита, огромная голова от его статуи (ок. 1400 до н.э.), Скульптура фараона Рамсеса II (ок. 1250 до н.э.), каменные саркофаги, изваяния богов.
При входе в один из залов выставлен Розеттский камень (ок. 196 до н.э.), с высеченным текстом декрета в честь царя Птолемея V. Черная базальтовая плита была найдена в 1799 французскими солдатами близ г.Розетта. Благодаря надписи, дважды повторяющей текст различными системами египетской письменности и переводом на греческий язык, Жан-Франсуа Шампольон (1790–1832) в 1822 расшифровал египетские иероглифы.
В египетской коллекции музея хранятся папирусы (ок. 800 документов), знакомящие мир с литературными произведениями, богословскими сочинениями, религиозными гимнами и мифами, научными трактатами, записями исторических событий, а также с деловой и личной перепиской, юридическими документами. Музей хранит так называемые Книги мертвых – свод магических заклинаний, включавший более 180 глав. Лучшие образцы украшались рисунками, заставками, миниатюрами: «Книга мертвых» жрицы Анхаи (ок. 1100 до н.э.), «Книга мертвых» Хунефера (ок. 1300 до н.э.).
В этом отделе представлены изделия ремесла, керамики, стеклянные и фаянсовые вазы, ювелирные украшения, скарабеи, росписи, снятые со стен фиванских гробниц и выполненные в технике темперы (15 в. до н.э.): Земледельцы с гусями, Охота на водяных птиц, Певицы и танцовщицы и др. – все датируются 1425–1379 до н.э.
Здесь же экспонируются около ста деревянных саркофагов, хорошо сохранившиеся мумии, в том числе мумии священных животных, коптские ткани и Фаюмские портреты (1–4 вв.). В собрании находится 31 портрет: Саркофаг с портретом Артемидора из Фаюма (нач. 2 в.), Портрет молодой женщины из Эр-Рубайят (2 в.), Портрет мужчины из Хавары (нач. 2 в.).
Отдел древностей Передней Азии
– это собрание произведений древних цивилизаций Ближнего Востока: Шумера, Аккада, Вавилонии, Хеттского царства, Ассирии, Урарту, Сирии, Палестины, Финикии, Южной Аравии, Древнего Ирана от 6–5 тыс. до н.э. до 7 в. Английский археолог Остин Генри Лэйярд (1817–1894) нашел Северо-западный дворец Ашшурнасирапала в Нимруде, построенный в 883–879 до н.э. и украшенный рельефами и скульптурой. Шеду, гигантские быки с орлиными крыльями и человеческими головами, парами стояли перед входом во дворец и призваны были оберегать священную особу царя.
Высочайшим достижением ассирийского искусства был монументальный рельеф, расцвет которого пришелся на 9–7 вв. до н.э. Каменные панели украшали интерьеры дворцов ассирийских царей. Сюжетами являлись сцены многочисленных битв и походов, кровопролитные сражения: Осада города, Атака колесниц, Беглецы, переплывающие реку – рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде (883–859 до н.э.). Ритуальные сцены в честь богов: Крылатое божество с орлиной головой, Крылатое божество, Ритуальная сцена – рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде (883–859 до н.э.). Монументальные сцены охоты, любимого развлечения ассирийских владык: Царь на колеснице поражает львов стрелами, Раненная львица, Мертвый лев, Охота на диких ослов, Лев, выходящий из клетки – рельефы из дворца Ашшурбанипала в Ниневии (669–635 до н.э.). Всего около 250 рельефов.
Отдел древностей обладает самой большой в мире коллекцией глиняных табличек с клинописными текстами, охватывающей все стороны жизни Месопотамии 3–1 тыс. до н.э. (более 150 тысяч). Гордостью музея является всемирно известная Ниневийская библиотека царя Ашшурбанипала (7 в. до н.э.) – 20 тыс. табличек различного содержания.
Искусство Древней Греции и Древнего Рима
представлено в музее коллекцией начиная с памятников Эгейского мира (3–2 тыс. до н.э.) и завершая произведениями, созданными на закате Римской империи.
Греческая архаика (7–6 вв. до н.э.) представлена монументальными Скульптурами из святилища Аполлона в Дидимах, Аполлоном Стрэнгфорда, рельефами с парапета Памятника гарпий – гробницы из Ксанфа (ок. 480 до н.э.).
Особенно полно экспонировано искусство греческой классики (5–4 вв. до н.э.). В 1801 британский посол в Турции лорд Джеймс Брюс Элгин (1811–1863) привез в Лондон прославленные скульптурные украшения Парфенона, созданные Фидием (ок. 490 до н.э.– 431 до н.э.) в 447–432 до н.э. Сейчас в музее хранятся 15 метоп (квадратные панели, помещавшиеся на внешней стороне здания), 17 сильно пострадавших статуй с фронтонов и 75,3 м ленты фриза, шедшего по внутреннему периметру храма: Битва лапифов с кентаврами (метопы), Панафинейская процессия (фриз). Экспонируется одна из Кариатид южного портика Эрехтейона (421–406 до н.э.), называемого портик кариатид.
Обширна коллекция керамики Древней Греции: Чернофигурная амфора Эксекия (ок. 525 до н.э.), Краснофигурное блюдо Эпиктета (525–520 до н.э.), Панафинейская амфора (конец 5 в. до н.э.), Афинский краснофигурный кратер, расписанный «Берлинским мастером» (ок. 490 до н.э.).
Среди произведений поздней классики выделяются архитектурные фрагменты и скульптурные украшения одного из семи чудес света – гробницы царя Мавсола в Галикарнасе, получившего название «Мавсолей». Сохранились плиты фриза, архитектурные фрагменты, статуи: Статуя Мавсола (ок. 350 до н.э.), Битва греков с амазонками (плиты восточного фриза Мавсолея) (ок. 350 до н.э.), выполненные скульптором Скопасом (380–330 до н.э.).
Среди произведений искусства Древнего Рима в музее хранятся скульптурные портреты римских императоров: Голова императора Августа (нач. 1 в.), Бюст императора Адриана (117–138). Выставлены: настенная роспись из виллы Боскореале близ Помпей (ок. 30 до н.э.) и мозаичный пол (1 в. до н.э.) римского дома из Помпей или Геркуланума.
Экспонируется декоративно-прикладное, ювелирное искусство античного мира, геммы, стеклянные сосуды, терракотовые статуэтки. Среди шедевров – Портлендская ваза из двухслойного непрозрачного стекла (ок. 25). Сложнейшая техника резьбы по стеклу напоминает приемы работы ювелиров над камеями.
См. также ДРЕВНИЙ РИМ.
Отдел доисторических древностей и памятников Римской Британии
охватывает период от создания примитивных орудий труда до эпохи римского господства в Британии (5–1 вв. до н.э.): Бронзовые сосуды (5–4 вв. до н.э.), Двурогий шлем (1 в.), Бронзовое зеркало из Десборо (1 в.), Бронзовый щит (1 в.), уникальный Клад серебра из Милденхолла (4 в.), состоящий из 34 предметов, воинские доспехи и т.д.
Отдел памятников средневековья и нового времени
знакомит с произведениями декоративно-прикладного искусства от раннего христианства до 19 в. Сокровища из Саттон-Ху (Англия), где была найдена деревянная погребальная ладья англосаксонского короля 7 в., знакомит с золотыми украшениями, оружием, серебряными сосудами, кубками из рога, каменным скипетром, увенчанным фигурой оленя, и многим другим. Гемма из горного хрусталя Кристалл Лотаря (сер. 9 в.), образец искусства углубленной резьбы, была исполнена по приказу короля франков Лотаря (954–986). Еще один образец искусства языческих саксонских племен – Ваза Эденского замка (конец 5 – начало 6 в.). Коллекция раннехристианских памятников: Золотой кубок французских и английских королей (ок. 1380), Шахматные фигурки с о.Льюис (12 в.) из моржовой кости, Эсквилинский клад (4 в.) серебряных изделий (большой позолоченный изнутри свадебный сундук, кувшины, блюда, броши, украшения конской сбруи), средневековое оружие и рыцарские доспехи, церковная утварь (Реликварий св.Евстафия (ок.1210), Реликварий Терния (15 в.) и др.). Собрание керамики и стекла – это прежде всего коллекция ваз работы Веджвуда (конец 18 в. – начало 19 в.). Еще один раздел – крупнейшая в мире коллекция часов: крепостные часы Страсбурга (1589), часы в виде корабля из Праги (1580), серия золоченых настольных часов (16–19 вв.), карманные, каминные, настенные и другие часы.
Отдел восточных памятников
экспонирует произведения искусства ближневосточных стран: керамика, стекло, резная кость 8–19 вв. – бронзовый кувшин из Мосула (1232), Стеклянная бутыль паломника из Сирии (ок. 1250), керамическая лампада из мечети в Иерусалиме (1549), турецкие фаянсовые чаши (16 в.). Художественную культуру Индии представляют собрание скульптур, рельефные плиты, храмовые статуи: Голова Будды из Гандхары (3 в.), рельеф из Ориссы (12–13 вв.), статуэтка богини Парвати (15–16 вв.), Сидящий бодхисатва (8 в.), бронзовые фигурки (4–11 вв.). Искусство Китая – это бронзовые ритуальные сосуды (2–1 тыс. до н.э.), изделия из кости, золота, нефрита, резного лака, знаменитая коллекция фарфора: ваза Цветущая слива (11–12 вв.), Лаковая туалетная коробка (1в.), Бронзовый колокол (ок. 500 до н.э.) и др. Искусство Японии представлено разнообразной и большой коллекцией гравюр, живописных ширм, нэцкэ, сосудов из красного лака, фарфора.
Отдел монет и медалей
знакомит с историей нумизматики от первых монет (7 в. до н.э.) до современности: греческие монеты (ок. 650–600 до н.э.) из электра (естественный сплав золота и серебра), в 1438 Пизанелло (ок. 1380–1455) была отлита первая портретная Медаль императора Византии Иоанна Палеолога. Экспонируется Медаль с изображением Елизаветы I (1589), Медаль с изображением Генриха VIII (ок. 1565), а также серия медалей, посвященных важнейшим историческим событиям Англии.
Отдел гравюр и рисунков
по величине и художественной ценности стоит в одном ряду с крупнейшими собраниями Лувра, Уффици: большой картон Микеланджело Святое семейство (ок. 1550), огромная ксилография Дюрера Триумфальная Арка (1515), Изобилие (1444/5–1510) Сандро Боттичелли, гравюры, рисунки, наброски всех известнейших европейских художников 15–20 вв.(Андреа Мантенья, Андреа Верроккио, Ханса Гольбейна Младшего, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти, Клода Лоррена, Антониса ван Дейка, Питера Пауля Рубенса, Джона Констебла, Томаса Гейнсборо, Дж. У.Тернера, Антуана Ватто, Рембранта ван Рейна, Винсента Ван Гога и многих других).
Отдел этнографии
представляет предметы быта, материальной и духовной культуры племен и народов Африки, Азии, Австралии, Океании и Америки. В залах музея можно видеть декоративные ткани, украшения, оружие, ритуальные маски, вазы. Америка представлена лучшими творениями народов майя, ацтеков, пуэбло и др.: Маска бога Шипе-Тотека, Статуя бога Шочипилли, выполненные из бирюзы Маски бога Тлалока, Маска бога Кецалькоатля, Орел с острова Ванкувер (14–19 вв.). Интересен Африканский раздел: Декоративная маска, Статуэтка музыканта, Голова царицы (16–17 вв.), церемониальный топор из нефрита с головой фантастического существа (конец I тыс. до н.э.), собрание тканей. Основные фонды коллекции Океании были заложены еще во время путешествия капитана Кука: деревянные коробки для хранения птичьих перьев из коллекции Кука, плащи и головные уборы из перьев, две каменные фигуры с о.Пасхи и др.
Нина Байор
Ривкин Б. Британский музей. Лондон. М., 1980
Ривкин Б. Британский музей. – «Художник», 1984, № 4
Сокровища Британского музея. М., 1984
The British Museum (London). London, 1995
Лондон. Путеводители по всему миру. Лондон, 1998
David M. Wilson. The Collection of the British Museum. – London, 2001
David M. Wilson. The British Museum. A History. London, 2002
Ответь на вопросы викторины «Мифология»