ГЕЙНСБОРО, ТОМАС
ГЕЙНСБОРО, ТОМАС (Gainsborough, Thomas) (1727–1788) – английский живописец, крупнейший мастер 18 в., работавший в жанре портрета и пейзажа.
Гейнсборо жил в годы бурного развития Англии, подъема ее экономического и политического могущества, что дало мощный всплеск расцвета искусства. Он родился в семье суконщика в местечке Садбери в Суффолке (восточная Англия), с детства проявил способности к рисованию, и в 13 лет был отправлен на учебу в Лондон. Первым его учителем был известный французский рисовальщик Юбер Гравело (1699–1773), работавший в Лондоне. Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708–1776) в художественной школе, известной под названием академия св. Мартина, которой руководил Хогарт (1697–1764). В 1746 он возвращается в Садбери, где пишет портреты и пейзажи. Портреты этого времени очень живые, непринужденные: Автопортрет (1754, Хогтон, частное собрание). В ранних пейзажах Гейнсборо видно влияние реалистических голландских пейзажей 17 в., тщательная проработка деталей: Корнардский лес (1748), Вид Дедэма (нач. 1750-х). Поздние пейзажи художника написаны свободнее, красочный слой стал прозрачным и невесомым, передавая изменчивую игру света и тени, что дает возможность считать Гейнсборо одним из зачинателей романтизма в пейзаже.
В начале 50-х Гейнсборо пишет своеобразные «портреты в пейзаже», дающие новое решение взаимоотношения фигуры и окружающей природы. Такая форма портрета встречалась тогда у многих художников, но именно Гейнсборо смог достичь удачного равновесия фигур и пейзажа, дать точное изображение английской природы. Со временем в его работах природа, будучи фоном для портрета, становится идеальной средой, созвучной с настроением портретируемого. Одним из шедевров такого жанра была картина Супруги Эндрюс (ок. 1748–1749, Лондон, Национальная галерея). Фигуры на ней сдвинуты влево, давая место скромному, непритязательному пейзажу, одному из лучших в творчестве Гейнсборо.
Перебравшись в 1759 в модный курортный город Бат, Гейнсборо приобретает широкую известность и успех. Меняется стиль его работ. Если раньше он писал небольшие портретные группы на пейзажном фоне, то теперь фигура получает первенствующее значение, пейзаж отступает на второй план. Сначала Гейнсборо пишет поясные или поколенные изображения, потом появляются портреты в рост, в натуральную величину. Композиционное решение у Гейнсборо простое - он располагает фигуру посередине холста. Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого. Единственная его работа, находящаяся в России, Портрет герцогини де Бофор (1770-е, С.-Петербург, Эрмитаж), поражает не только внешней эффектностью, но и поэтичностью и одухотворенностью. Картина Голубой мальчик (ок. 1770, Калифорния, галерея Хантингтон) интересна тем, что в это время Гейнсборо, обращаясь к творчеству Ван Дейка, пишет ряд мужских портретов, изображающих модель в костюме 17 в. Колорит портретов покоряет гармонией, благородством, тончайшими переливами. Гейнсборо передает характерный для Англии рассеянный свет, несколько туманную атмосферу, смягчающую очертания предметов. Мазки кисти точные и динамичные, он растворяет один цвет в другом при помощи отдельных мазков иного тона.
С 1761 Гейнсборо посылает свои работы в Лондон на выставки Общества художников. В 1768 он стал членом-учредителем только что организованной академии художеств, с 1769 регулярно участвует во всех выставках.
Его пейзажи этого периода пронизаны поэтическим настроением, где человеческая фигура включается в эмоциональную игру природы. Легкость мазка, тонкость красочной гаммы дополняет настрой пейзажей. Одним из главных приемов Гейнсборо в пейзажах – изображение солнечного света, соединяющего фигуры с окружающей средой и дающего картине изменчивую трепетность жизни: Водопой (1777, Лондон, Национальная галерея), Возвращение с жатвы (ок. 1767, Бирмингем, Институт Барбера), Повозка, едущая на ярмарку (1786, Лондон, галерея Тейт).
В 1774 Гейнсборо переезжает в Лондон, в 1777 среди его работ, высланных на выставку академии, фигурируют портреты членов королевской семьи. В начале 80-х меняется палитра художника: краски становятся светлее, мазок легче, прозрачный, создающий иллюзию того, что фигуры словно купаются в воздухе, еще больше сливаясь с окружающей средой. Пердитта (Портрет Мэри Робинзон) (1781–1782, Лондон, Коллекция Уоллес) – пример этой новой манеры художника. Лицо с тонко выписанными чертами, платье, пейзаж, собака рядом с моделью – все, построенное на тонких переливах, поражает смелостью письма, предвосхищающей технику импрессионистов.
1780-е, последний период творчества Гейнсборо, время его наибольшей художественной активности. Живя в Лондоне, он пишет портреты. Среди них известный Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), на котором актриса в элегантном городском платье предстает человеком большой интеллектуальной глубины, страстного темперамента, волевого характера. На полотне Портрет госпожи Шеридан (ок. 1783, Вашингтон, Национальная галерея) художник изображает жену драматурга Шеридана. Она показана среди пейзажа, погруженная в свои мысли. Ее мечты, тишина вечера, лучи заходящего солнца передают мягкую прелесть картины, поэтичность образа. Картина удивительно музыкальна, что является дополнительным штрихом к показу внутреннего мира женщины, которая была известной музыкантшей.
Гейнсборо часто обращался к парным портретам. Одним из лучших таких работ является Утренняя прогулка (1785, Лондон, Национальная галерея), изображающую молодую чету Хэллет.
Гейнсборо считается самым блестящим рисовальщиком английской школы 18 в. Его рисунки легкие, свободные, полные тонкой выразительности. Это видно в его рисованных пейзажах, выполненных пером с размывкой, или в смешанной технике угля, белил, цветных мелков, иногда с использованием акварели.
В 1784 Гейнсборо разрывает отношения с академией художеств и выставляет свои картины на персональных выставках у себя дома. О его творческих исканиях этого периода можно говорить по новым темам в его творчестве. Он обращается к изображению обнаженного тела: Купание Дианы (ок. 1784–1785, Англия, Букингэмский дворец). Тогда же он пишет животных, собак, показав себя прекрасным анималистом. С начала 80-х создает серию больших картин, на которых обращается к крестьянской теме: Девочка с кувшином (1785, Англия, собрание Бейта), Деревенские дети (1787, Нью-Йорк, Метрополитен музей). Работы поражают своими размерами, фигуры даны в натуральную величину, что было не принято тогда для «низких» жанров. Подавая крестьян носителями поэтического идеала, естественности и красоты, Гейнсборо выступает как выдающаяся фигура английского сентиментализма, представлявшего в тот период прогрессивное направление.
Он умер в расцвете творческих сил 2 августа 1788.
Нина Байор
Томас Гейнсборо. М., «Изобразительное искусство», 1963
История зарубежного искусства. М., Изобразительное искусство, 1984
Некрасова Е.А. Томас Гейнсборо. М., Изобразительное искусство, 1990
Некрасова Е. Томас Гейнсборо, журнал «Художник», 1990, № 2
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»