ВЕРСАЛЬ
ВЕРСАЛЬ – дворцово-парковый ансамбль, в 1682–1789 – главная резиденция французских королей. В 1830 объявлен Национальным музеем Версаля и Трианонов.
Исторический очерк.
Поместье Версаль, Версай (Versailles), в 18 км от Парижа, впервые упоминается в сер. 11 в.
Генрих IV (1553–1610) приезжал сюда на охоту, Людовик XIII (1601–1643) в 1624 купил Версальский холм, где был построен охотничий замок из 5 комнат. В 1631–1634 здание было перестроено и расширено арх. Ф.Леруа.
С 1661 по приказу Людовика XIV (1638–1715) приступили к реконструкции и строительству дворца, с 1666 Версаль стал официальной резиденцией короля-Солнца. В реконструкции принимали участие Луи Лево (1612–1670) – «первый архитектор короля», Шарль Лебрен (1619–1690) – «первый живописец короля», Андре Ленотр (1613–1700) – «первый королевский садовник».
Основная композиционная ось Версаля ориентирована с востока на запад и проходит через центр дворца, где находится Спальня короля, окнами обращенная на восток. От входа во дворец идут три дороги, расходящиеся веером по трем направлениям: к Парижу, к королевским дворцам Сен-Клу и Со. Среднюю дорогу по другую сторону дворца продолжает главная Королевская аллея с бассейнами Латоны и Аполлона и с Большим каналом. К югу от Большого канал помещался Зверинец (не сохранился), к северу – дворцы, построенные на месте деревни Трианон (Большой Трианон Людовика XIV, Малый Трианон Людовика XV и Деревня Марии-Антуанетты).
Сохранив старый замок, Л.Лево обстроил фасады с трех сторон – южной, западной, северной, «заворачивая» в т.н. Конверт старый замок Людовика XIII, от которого остались на виду только фасады, выходившие во двор. Перед входом расположены два двора: Мраморный и Королевский. В 1835 на границе Королевского и Переднего (Министерского) двора установили конный памятник Людовику XIV (скульптор Л.-М.-Л. Птито (1794–1862)). Территорию дворца отделяет от города чугунная решетка (1678).
В 1678–1688 Жюль Ардуэн-Мансар (1646–1708) облицевал камнем фасады дворца со стороны двора, построил Северное и Южное крылья дворца, Министерские крылья, Капеллу (1689–1702), которая была завершена Робером де Коттом (1656/57–1735).
С 1730 по 1789 велись преобразования интерьеров дворца, в результате чего исчезли многие произведения 17 в. С 1763 по 1770 велось строительство Оперы, реконструкция правого крыла Королевского дворца.
19 июля 1801 Версаль становится памятником и музеем, допускается публика.
В 1820 закончено строительство левого крыла Королевского дворца. В 1837
Луи-Филипп (1773–1850) открывает Музей истории Франции. В 1871 в Версаль эвакуировались верховные власти, отдав Париж Коммуне. Пока строился зал для палаты депутатов в Южном крыле (1875), Сенат заседал в помещении Оперы.
Начиная с 1887, и в течение 20 в., проводились работы по воссозданию Версальского дворца. С 1925 на средства Фонда Рокфеллера началась реконструкция Версаля. В 1953 вышел закон об охране Версаля. Реставрационные работы проводились: в 1957 – реставрация Оперы, в 1965 – Большого Трианона, в 1975 – покоев королевы, в 1980 – спальни короля и Зеркальной галереи, в 1986 – апартаментов принцев, т.е. первого этажа Конверта.
Интерьеры.
Ансамбль строений, который «одел» старый замок в три здания с фасадами, смотрящими в стороны садов, принято называть Конверт. Он расширил Королевские апартаменты: король и королева имели апартаменты в старом здании (для частной жизни) и в Конверте (для приемов). Жилые королевские помещения Конверта называют Большими апартаментами, помещения старого дворца – Внутренними апартаментами.
Большие королевские апартаменты – парадные комнаты на втором этаже главного корпуса, окнами выходят на северный партер парка.
Посольская лестница – состояла из двух пролетов, была разрушена в 1752 (проект Франсуа д'Орбе (1634–1697) и Ш.Лебрена (1674–1680)).
Салон Геркулеса (Геракла). Построен (1710–1730) по проекту Р. де Котта. Декор: разноцветный мрамор, бронзовые украшения, картины Паоло Веронезе (1528–1588): Трапеза Христа у Симона, Елиазур и Ревекка.
Салон Изобилия или кабинет Редкостей: хранилась нумизматическая коллекция короля. Плафон: Р.-А.Уасс (ок.1644–1710) Королевская щедрость. Декор: бронзовые бюсты, порфировые вазы, портреты И.Риго (1659–1743) Филипп V, Великий дофин и герцог Бургундский, Ж.-Б.Ванлоо (1684–1745) Портрет Людовика XV.
Салон Венеры. Плафон: Р.-А. Уасс Венера, владычествующая над божествами и державми. Декор: мрамор, античные бюсты, Ж.Варэна (1607–1672) Людовик XIV (1672).
Салон Дианы. Плафон: Г.Бланшар (1630–1704) Диана, покровительствующая охоте и мореплаванию. Декор: своды, стены украшены росписью из античной истории, мифологии, античные бюсты и скульптуры, Д.Л.Бернини (1598–1680) бюст Людовика XIV (1665).
Салон Марса или зал Гвардии. Плафон: К.Одран (1639–1684) Колесница Марса. Декор: изображения военных трофеев, И.Риго Портрет Людовика XIV в коронационном костюме, гобелены по картонам Ш.Лебрена Истории Людовика XIV.
Салон Меркурия (Гермеса) – спальня короля. Плафон: Ж.-Б.Шампень (1631–1681) Гермес в колеснице, запряженный двумя петухами, сцены из античной истории, мифологии.
Салон Аполлона – Тронный зал. Первоначально под балдахином стоял трон из литого серебра высотой 2,6 м (не сохранился), сейчас – деревянный позолоченный трон Людовика XV. Плафон: Ш.Лафосс (1636–1716) Аполлон в колеснице, запряженной конями, сцены из античной истории, жизни французского двора, аллегорические сцены. Декор: копия с картины И.Риго Портрет Людовика XIV (1701) (подлинник в Лувре), комоды Ш.Буля (1642–1732), деревянные позолоченные светильники.
Салон Войны – большой кабинет короля. Плафон: Ш.Лебрен Триумф Франции. Декор: мрамор, рельефы А.Куазевокс (Куазво) Переход через Рейн и Клио, пишущая историю короля, бюсты римских императоров.
Зеркальная галерея – зал для балов, торжественных мероприятий. Высотой 12,5 м, длиной 73 м, шириной 10,5 м, крытый коробовым сводом, зал построен Ж.Ардуэн-Мансаром и Ш.Лебреном (1678–1686). Стену со стороны парка прорезают 17 окон. На противоположной стене находятся огромные зеркала. Плафон: Ш.Лебрен панно с изображениями Голландской войны (1672–1678), сценами из жизни короля. Декор: мраморные пилястры с золочеными капителями, по сторонам от зеркал, перед пилястрами – мраморные торшеры 1770 (восстановлены по оригиналам в 1980), античные статуи, вазы, церемониальные люстры.
Салон Мира – большой кабинет королевы. Плафон: Ш.Лебрен Франция, коронованная Славой. Декор: мрамор, античные бюсты.
Далее идут Большие апартаменты королевы, состоящие из пяти салонов.
Спальня королевы – главное помещение в апартаментах королевы. В разное время здесь жили три королевы: Мария-Терезия (1638–1683) – супруга Людовика XIV; Мария Лещинская (1703–1768) – супруга Людовика XV; Мария-Антуанетта (1755–1793) – супруга Людовика XVI (1754–1793). Убранство менялось в зависимости от вкусов и моды, в настоящее время восстановлена обстановка 1789. Плафон: Франсуа Буше (1703–1770) Милосердие, Изобилие, Верность и Осмотрительность (1734). Декор: лепнина, живописные панно, тканые портреты Иосиф II и Мария-Терезия (1775), мебель, каминный гарнитур, стенные часы, ширма
Дворянский салон – зал для приемов иностранных послов. Плафон: М.Корнель Гермес, распространяющий свое влияние на искусства, в окружении Пенелопы, Сафо, Аспасии и Церизины. Декор: картины на мифологические сюжеты, камин с бронзовыми украшениями.
Вестибюль королевы – зал для совместных обедов короля и королевы. Плафон: росписи с античными персонажами, олицетворяющими добродетели.
Зал гвардейцев. Плафон: росписи на сюжеты античной истории и мифологии. Декор: мрамор с бронзовыми золочеными накладками.
Коронационный зал – один из залов, открытого в 1837 по приказу Луи-Филиппа Музея истории Франции. Плафон: А.-Ф.Калле (1741–1823) 18 брюмера (1806), аллегорические изображения военных побед периода Директории и Консульства. Декор: Жак-Луи Давид (1748–1825) Коронация Наполеона (1808–1822) (первый вариант картины находится в Лувре). Среди сохранившихся залов Музея: зал 1792 года, зал Империи, галерея Сражений.
Внутренние кабинеты королевы – несколько комнат, выходящих во двор.
Малый салон или полуденный кабинет – предназначался для полуденного отдыха. Декор: лепнина, зеркала.
Библиотека – бывшая молельня Марии-Антуанетты, затем художественная мастерская Марии Лещинской.
Внутренний кабинет. Декор: лепнина, панно Ж.-Б.Удри (1686–1755) Ананас.
Малые апартаменты короля занимали старый замок Людовика XIII.
Лестница Королевы – соединяла апартаменты короля и королевы. Построена (1679–1681) по проекту Ж.Ардуэн-Мансара. Декор: разноцветный мрамор, барельефы из позолоченного металла, настенные росписи.
Зал королевской гвардии. Декор: картины с батальными сценами.
Первый вестибюль или салон «Большой прибор» – зал, в котором король ужинал, здесь проходили встречи с подданными.
Второй вестибюль или салон «Бычий глаз» – назван по окну овальной формы, выходящему во двор. Декор: скульптурный фриз над окном с изображением играющих путти, лепнина, портреты членов королевской семьи.
Спальня Короля – расположена в центре старого замка, окна выходят в Мраморный двор. Обстановка: кровать, два кресла, двенадцать складных стульев, обитых парчой с золотой и серебряной вышивкой. Главный предмет: постель короля под шелковым балдахином установлена так, что ее центр был точкой схода осей трех городских проспектов. Отделялась низкой серебряной балюстрадой от допущенных в спальню короля при его пробуждении и отходе ко сну. Декор: А.Куазевокс бюст Людовика XIV, хрустальная люстра, персидский ковер, лепнина, живописные панно.
Кабинет Королевского совета – с 1755 здесь проходила политическая и официальная жизнь двора. Декор: лепнина, наддверные панно, скульптура, зеркала.
Далее идут Комната отдыха короля, Часовой кабинет, Собачий кабинет, Столовая, Внутренний кабинет короля, Задний кабинет короля, Комната Золотой посуды, Библиотека короля, Фарфоровый зал, Бильярдная, Игральный салон.
Королевская Капелла Сен-Луи (архитекторы Ж.Ардуэн-Мансар, Р. де Котт) соединялась с парадными залами дворца Салоном Капеллы. Состоит из двух помещений: верхней и нижней капелл. Верхняя капелла предназначалась для короля и членов его семьи. Декор: коринфская колоннада из белого мрамора с позолоченными капителями, росписи, орган. Нижняя капелла, более сдержанная в декоре, предназначалась для придворных.
Королевская опера построена архитектором Ж.-А.Габриэлем в Северном крыле дворца (1765–1770). Декор: основной отделочный материал – дерево, что обеспечивало отличную акустику, имитационные материалы (рисованный мрамор, лазурит, имитация золоченой бронзы).
Первый этаж дворца – апартаменты герцога и герцогини Орлеанских, ванная комната Людовика XIV, дофина и его супруги, Марии-Антуанетты, дочерей Людовика XV. В результате реставрации интерьеры восстановлены.
Парки.
По приказу Людовика XIV придворный садовый архитектор А.Ленотр спроектировал грандиозный парк, в который входят: Большой канал, Швейцарское озеро, фонтаны, бассейны, ансамбль Трианон. Сады состояли из партеров (открытых участков земли, покрытых газонами, цветами, прорезанных дорожками) и боскетов (небольших рощиц в виде каре из деревьев и кустарников). В партерах и среди боскетов располагались бассейны, фонтаны, статуи, архитектурные постройки.
Перед главным корпусом дворца симметрично расположены два прямоугольных бассейна – Водный партер (1672). Далее следует Большая лестница, два зеленых партера и круглый фонтан Латоны (1668–1670), Зеленый ковер или Королевская аллея (1680), протяженностью 335 м, фонтан Колесница Аполлона (1671), Большой канал длиной 1520 м.
Возле здания дворца располагаются Южный и Северный партеры. Южный партер, протянувшийся под апартаментами королевы, разбит диагональными дорожками, украшен скульптурой, декоративными вазами. Далее идет Оранжерея (1684) (архитектор Ж.Ардуэн-Мансар), Швейцарское озеро (1678–1682).
Симметрично Южному расположен Северный партер, украшенный аллеей Воды, скульптурой, бассейнами Корона и Сирены, фонтаном Пирамида (1679), бассейном Дракона, Бассейном Нептуна (1678–1738).
В парке были построены Колоннада (1684), из разноцветного мрамора (архитектор Ж.Ардуэн-Мансар), Бальный зал в форме амфитеатра (1681–1683) (архитектор А.Ленотр).
Сады и парки Версаля украшены скульптурой, декоративными вазами, гермами.
Большой Трианон.
В глубине парка расположился дворец – Большой Трианон.
Деревня Трианон была приобретена в 1668, где по приказу Людовика XIV Ж.Ардуэн-Мансаром был построен Фарфоровый Трианон (1670) – небольшой домик в китайском стиле. Здание снаружи было покрыто фаянсовыми плитками белого и голубого цвета из Делфта. Предназначался для отдыха, для тайных свиданий.
Позже на этом месте архитекторами Ж.Ардуэн-Мансаром и Р.де Коттом был сооружен Мраморный или Большой Трианон (1687–1688), состоящий из двух одноэтажных корпусов, соединенных перистилем – прямоугольным двориком с садом. Здание отделано цветным мрамором, фасад дополняется вазами, скульптурой, изображающей военные трофеи. Среди внутренних помещений, расположенных анфиладой, интересны: Зеркальный салон или Большой кабинет Зеркал, Спальня короля, Малахитовый салон, Круглый салон.
Двухэтажное здание Малый Трианон (1763–1768) был построен по приказу Людовика XV архитектором Ж.-А.Габриелем из светлого камня. Главный фасад украшен четырьмя мощными коринфскими колоннами. Рядом с дворцом был разбит сад в английском стиле, в котором были возведены Французский павильон (1750) – архитектор Ж.-А.Габриель (1698–1782), Бельведер (1778–1779) и храм Любви (1777–1778) – архитектор Р.Мик (1728–1794).
По приказу Марии-Антуанетты вслед за призывом Ж.-Ж.Руссо «возвратиться к природе», в парке Трианона соорудили деревню (1783–1788), воспроизводящую настоящую деревню. В ней архитектор Р.Мик расположил мельницу, голубятню, ферму, рыбацкий домик, крытое гумно, в котором устраивались балы, домики с соломенной крышей, башню Мальбрука, имитирующую средневековую башню. Главной постройкой деревушки был домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда.
Нина Байор
Абеляшева Г.В. Фонтенбло. Во-ле-Виконт. Версаль. – Искусство, М., 1995
Констанс К. Версаль. Полное описание дворца и парка. – EDITIONS MANE S.A., 1995
Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. – «Весь мир», М., 1999
Перуз де Монкло Ж.-М. Версаль. – Слово, М., 2001
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»