БЕРЛИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ
БЕРЛИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ (Staatliche Museen zu Berlin, или SMPK), к которым относятся все здания Музейного острова, музеи Шарлоттенбурга, Далема, Культурфорума, а также группа художественных музеев, представляющих современное искусство) – один из обширнейших музейных комплексов Европы, который был разъединен в течение более чем 40 лет в результате разделения Берлина на Западный и Восточный.
Берлинские музеи возникли в начале 19 в. Идеи Просвещения, а также превращение парижского Лувра в общедоступный музей, навели реформаторов Прусского государства, принадлежавших кругу Вильгельма фон Гумбольдта (1767–1835) на мысль о создании подобного общедоступного музея в Берлине. С 1819 В. фон Гумбольдт возглавлял комиссию по созданию первого Королевского музея Пруссии.
С 1830, времени открытия Старого музея, по 1930 «Королевские Прусские музеи» превратились в самый большой взаимосвязанный музейный комплекс Германии, чему в особенности благоприятствовал выбор Берлина как столицы в 1871.
Местоположение коллекций.
Остров музеев является праматерью всех Государственных музеев Берлина, первым из которых стал Старый музей (Altes Museum) (1824–1830, арх. К.Ф.Шинкель), построенный в стиле неоклассицизма для королевского художественно-археологического собрания. Это второй после мюнхенской Пинакотеки публичный музей Германии, а Старым его назвали после того, как остров заняли под музеи целиком: в течение 100 лет, рядом с ним возникли здания еще 4 музеев. Все строения выдержаны в одинаковом антикизирующем духе – под стать хранящимся внутри коллекциям.
Новый музей (Neues Museum) был построен в 1843–1847 архитектором Фридрихом А.Штюлером, учеником Шинкеля (восстановлен в 1959). Открылся для публики в 1857. Музей окружала галерея с променадом, которую проектировал кайзер Фридрих Вильгельм IV. Музей предназначался для гипсовых слепков со знаменитых статуй, дающих представление о развитии истории искусства.
Старая Национальная галерея (Alte Nationalgalerie) (1864–1874) открылась в 1876. Здание было сооружено Иоганном Генрихом Штраком по проекту Штюлера и стилизовано под античный храм коринфского ордера. Открылась после реставрации в декабре 2001.
В 1897–1904 был построен музей кайзера Фридриха в стиле необарокко (арх. Эберхард фон Ине), в 1956 переименован в музей им. Боде (Bodemuseum). Задумывался как музей эпохи Возрождения, однако в экспозиции были представлены картины художников 17 в.
Последним зданием, построенном на острове, стал Пергамский музей (Pergamonmuseum), открытый в 1930, хотя к этому времени он не был достроен (1909–1930, арх. А.Мессель, завершение – Л.Гофман). Пергамон-музеум представляет собой комплекс из трех крыльев: в первом находятся образцы классической архитектуры и Пергама, во втором – древности Ближнего Востока, в третьем – Немецкий музей, включающий искусство Северной Европы.
Музеи Далема.
В конце 1920-х Вильгельм фон Боде, генеральный директор Острова музеев, предложил основать второй музейный центр для неевропейских культур в Далеме. Незаконченный музей по проекту Бруно Пауля стоял там уже со времен Первой мировой войны. Лишь в 1950-е Далем, вошедший в состав Западного Берлина, был отстроен как центр Государственных музеев Прусского культурного наследия, куда вошли: Этнографический музей (Мuseum fur Volkerkunde), Музей индийского искусства (Museum fur Indische Kunst) и Музей искусства Дальнего Востока (Museum fur Ostasiatisce Kunst).
Музеи Шарлоттенбурга
для многих коллекций в настоящее время являются временным пристанищем. В частности, для Музея древней и древнейшей истории (Museum fur Vor-und Fruhgeschichte) и для Египетского музея с собранием папирусов (Agyptisches Museum und Papyrussammlung) – одного из старейших королевских собраний Пруссии. Вскоре эти коллекции должны перебраться на Музейный остров, в отреставрированный Новый музей.
В Шарлоттенбурге останется Собрание и мастерская слепков (Gipsformerei), существующие уже почти 200 лет.
Коллекция берлинского маршана Хайнца Берггруэна «Пикассо и его время» (Sammlung Berggruen: Picasso und seine Zeit), которая получила музейный статус в 1996, будет находиться в Шарлоттенбурге как минимум еще 10 лет, дальше еt судьба будет решаться.
Культурный Форум
– это новейший музейный комплекс Берлина, который возник по инициативе Фонда прусского культурного наследия для показа памятников европейских культур. В 1968, в современном здании, построенном по проекту Людвига Мис ван дер Роэ, открылась Новая Национальная галерея (Neue Nationalgalerie). В этом же здании разместился музей художественных ремесел (Kunstgewerbemuseum), гравюрный кабинет (Kupferstichkabinett) и библиотека по искусству. В 1998 сюда же переехала Картинная галерея (Gemaldegalerie) с Острова музеев. Здание Картинной галереи построено по проекту мюнхенских архитекторов Хайнца Хильмера и Кристофа Саатлера – победителей конкурса 1986 на проект новой картинной галереи для картин старых мастеров.
Музей художественных ремесел впервые открылся в 1868, нынешнее название получил в 1879. Какое-то время музей находился в Мартин-Гропиус-Бау, потом перекочевал в Городской дворец, а после Второй мировой войны, как и большинство берлинских музеев, был разделен надвое. Та часть собрания, которая досталась ГДР, разместилась в барочном дворце Кёпеник, в настоящее время закрытом для обновления экспозиции. Часть, доставшаяся ФРГ, даже после раздела коллекции считалась одной из самых богатых коллекций прикладного искусства в мире, в 1985 переехала в новое здание на Культурфоруме.
Первые коллекции.
Прусский королевский дом располагал до основания музеев незначительными собраниями. Бранденбургские курфюрсты, прусские короли и германские императоры не скупились на субсидирование археологических экспедиций и на покупку вещей из раскопок. Собрание греческих и римских памятников итальянского археолога Беллори было приобретено еще в 1698.
Впоследствии собрания расширялись благодаря раскопкам в средиземноморских странах и на Востоке, а также путем закупок на европейском рынке произведений искусства.
В 1815 в Париже для Германии было куплено собрание Джустиниани, собиравшего картины Караваджо и его учеников. В 1821 собрание английского купца Эдварда Солли целиком поступило в распоряжение Пруссии. Оно состояло примерно из 3000 картин преимущественно эпохи итальянского кватроченто. Однако среди немногочисленных произведений нидерландской школы находились 6 досок знаменитого Гентского алтаря братьев ван Эйк.
В 1828 при кайзере Фридрихе Вильгельме III было сформировано собрание Египетских древностей, в т.ч. папирусов.
По повелению Фридриха Вильгельма III королевские собрания перенесли в здание Старого музея.
Поскольку коллекции подлинников были немногочисленны, пробелы в экспозиции восполняли гипсовые слепки со скульптурных памятников и копии живописных произведений. По возможности коллекции комплектовались подлинниками. Первым консультантом и собирателем музейной королевской коллекции Берлина был археолог и профессор теории искусства Берлинской Академии Алоиз Хирт (1759–1837). Он хотел собрать шедевры, сосредоточенные по дворцам и пригородам Берлина, и создать «школу хорошего вкуса для всей нации».
В 1830–1868 директором Старого музея был Густав Фридрих Вааген, который добился в 1842–1850 основания отдельного музея (Новый музей) для гипсовых копий античных и современных скульптур. Слепки подробно иллюстрировали процесс развития истории искусств.
Расцвет жизни Музейного острова приходится на директорство Вильгельма фон Боде (1872–1929), который в 1905 стал Генеральным директором. В 1911 весь раздел гипсовых копий был исключен из фондов музея и в качестве учебных пособий передан университету.
В. фон Боде занялся размещением коллекций: античная скульптура разместилась на первом этаже Старого музея, картины старых мастеров – на втором. Национальная галерея отводилась целиком для показа искусства 19 в. В новом музее кайзера Фридриха, Боде объединил живопись, скульптуру, художественное ремесло и архитектурные детали одной эпохи – 17 века: в музее находились полотна Франца Хальса, Рембрандта, Рубенса. Коллекции формировались только из подлинников, многие из которых были куплены под контролем Вильгельма фон Боде.
В 1907 Боде задумал, но только в 1930 смог создать Немецкий музей, который разместился в северном крыле Пергамского музея. Он был соединен переходом с музеем кайзера Фридриха. В этом музее находилась живопись Северного Возрождения и немецкое искусство 18 в.
Коллекции Музейного острова пополнялись не только благодаря закупкам, огромную роль в приобретении истинных шедевров древности сыграли археологи Г.Шлиман, В.Дерпфельд, К.Хуман, производившие раскопки в Малой Азии и Египте.
Судьбы коллекций в военное и послевоенное время.
Германские собрания очень пострадали от войн и идеологической борьбы. В 1937 новое крыло Национальной галереи, где размещалось т.н. «дегенеративное искусство», было закрыто для посещений. А в 1938 началась кампания против «дегенеративного искусства» («Aktion entartete Kunst»), коллекция новейшего искусства была разгромлена, а 164 полотна уничтожены. В 1939, когда национал-социалистическая Германия начала войну, Остров музеев закрылся для публики. В последние годы войны здания большинства музеев были разрушены авиацией союзных войск, и фонды были складированы в бункере противовоздушной обороны во Фридрихсхайне – одном из парков Берлина. В 1944 – 45 большинство вещей, в основном крупноформатных (среди них – 1225 картин из Картинной галереи и 342 из Национальной галереи), были переправлены в штольни центральной Германии, где они в конце войны оказались в руках западных союзников. Т.о., большая часть произведений из Государственных музеев попала к американцам и англичанам. Те картины, которые остались в бункерах Берлина, в мае 1945 попали под советский контроль, а в 1945–1949 большая часть собраний отправлена военной администрацией в Москву и Ленинград (ныне – Санкт-Петербург).
На музейном острове в частично затопленных бомбоубежищах сохранялись неэвакуированные картины, коллекции рам, собрание миниатюр и почти все научные и архивные материалы.
В 1946 американская военная администрация отдала приказ об отборе шедевров для показа на передвижной выставке, однако в 1948 решено было передать трофеи западнонемецким властям. Только в 1957 коллекции были переданы в Фонд Прусского культурного наследия Федеративной Республики Германия и нашли пристанище в дачном предместье Далем, в этнографическом музее. В 1958 Советский Союз также вернул большую часть своих трофеев правительству ГДР. В Восточном Берлине воссоздание сильно разрушенного острова музеев шло с большим трудом. Поэтому, к 1963, когда были восстановлены «Государственные музеи Берлина», открылись для публики лишь 10 залов и кабинетов Картинной галереи музея кайзера Фридриха, переименованного в музей Боде. В результате Второй мировой войны собрания Германии лишились 593 картин из фондов Картинной галереи, 852 полотен 19 в. из Национальной галереи. Среди утраченных вещей – Воспитание Пана Луки Синьорелли, 3 картины Караваджо, 8 – Рубенса, 4 – Ван Дейка, Йорданса, Мурильо, Сурбарана, Лебрена, Курбе. Относительно многих вещей, не вернувшихся в германские собрания после войны, существуют неясности.
В 1950-е разъединенные коллекции были по отдельности восстановлены. С 1961 по 1989 Берлин был разделен надвое. Его западная часть была изолирована, а восточная окружена стеной. После разрушения Берлинской стены, в сентябре 1990 Совместное управление берлинскими музеями решало, каким образом разместить объединенные коллекции.
Выбрано было три пункта: Музейный остров в старом центре города (Восточный Берлин); Культурный форум (Западный Берлин), который в послевоенное время был запланирован как западный аналог музейного острова; комплекс зданий в западной части города в дачном предместье Далем. В разнообразных зданиях разместились музеи современного искусства.
Современные коллекции.
Остров музеев. В Старом музее в настоящее время экспонируются античные скульптуры, бронзовые и мраморные; вазы; ювелирные украшения; мозаики; фрески и фаюмские портреты.
В Старой национальной галерее сейчас выставляется европейская живопись и скульптура 19 в., со времен Французской революции до Первой мировой войны. В двух новых залах на первом этаже выставлена перевезенная из галереи в Шарлоттенбурге обширная коллекция работ немецких романтиков: Каспара Давида Фридриха, Карла Блехена, Филиппа Отто Рунге и Готлиба Шика. Там же – собрание работ импрессионистов: Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О.Ренуара, П.Сезанна.
До середины 2004 закрыто на ремонт здание музея Боде. Когда его откроют, там можно будет увидеть собрание скульптуры и прославленную коллекцию позднеантичного и византийского искусства.
Пергамский музей
– самый популярный музей Берлина: ежегодно его посещают 600 тыс. человек. Это даже не один музей, а целый конгломерат: в центральном зале находится знаменитый Пергамский алтарь – алтарь храма Зевса из Пергама (180–160 до н.э.), рельефы которого изображают битву богов и титанов. Посвященный Зевсу и Афине, покровительнице города Пергама в Малой Азии, он уже в древности причислялся к чудесам света. Алтарь был найден археологом Карлом Хуманом при раскопках Пергама, столицы малоазийского эллинистического государства. В соседнем зале находятся ворота Милетского рынка (120 н.э.), образец римской архитектуры императорской эпохи из соседнего с Пергамом города.
В южном крыле Пергамона размещается Музей Ближнего Востока. Главный его экспонат – вавилонские ворота времен библейского царя Навуходоносора II (605–652 до н.э.), посвященные богине Иштар. В этом же музее можно увидеть ассирийские рельефы, происходящие из царского дворца, с изображением воинских процессий и скульптурные изображения священной дворцовой стражи, мифических крылатых быков шеду. Если смотреть на них спереди, кажется, что они стоят, а если сбоку – что идут. Там же помещаются находки из Месопотамии, Урука, Персии.
Культурный форум.
В пожарах весны 1945 Картинная галерея – тогда еще Кайзер-Фридрих музеум – пострадала больше других собраний. Погибло около 400 произведений, среди них лучший Караваджо за пределами Италии и лучший Курбе за пределами Франции. Собрание европейской живописи 13–18 вв., разделенное после войны между западным музеем Берлин – Далем и восточным Музеем Боде, воссоединилось только в 1998 в новом, специально построенном здании. 1 300 картин занимают 53 зала на двух этажах, общей площадью 7 тыс. кв. метров. В основе собрания – коллекция курфюрста Фридриха Вильгельма (1640–1688) и прусского короля Фридриха II Великого (1740–1786), а также полотна, принадлежавшие директору берлинских королевских музеев Вильгельму фон Боде. На первом этаже находится собрание художников Северного Возрождения: А.Дюрера, Ханса Бальдунга Грина, Гольбейна Младшего, Кранаха Старшего. В особом восьмиугольном зале разместилась жемчужина собрания – 16 полотен Рембрандта. Голландская и Фламандская коллекции выставляются по жанрам живописи: отдельно экспонируются портреты, интерьеры, натюрморты, пейзажи, бытовые сценки. Среди последних – Бокал вина Яна Вермера Дельфтского (ок.1661–1662), Портрет четы Арнольфини Яна ван Эйка.
Небольшое собрание итальянского Возрождения украшает вариант Рождения Венеры Сандро Боттичелли. Три зала посвящены английской, французской и немецкой живописи 18 в., где есть и картины Томаса Гейнсборо, и Антуана Ватто.
Новая национальная галерея
является собранием искусства 20 в. и включает произведения, ранее принадлежавшие Старой национальной галерее и бывшей Галерее искусства 20 в. Последняя возникла сразу после окончания Второй мировой войны благодаря усилиям берлинского муниципалитета, намеревавшегося компенсировать урон, причиненный современной художественной культуре нацистами. Собрание охватывает период от французских кубистов начала века, таких как Пабло Пикассо, экспрессионистов из объединения «Мост» (Кирхнер, Шмидт-Роттлуфф и Хеккель), Отто Дикса и Георга Гросса («Новая вещественность»), сюрреалистов Макса Эрнста, Дали и Миро, художников «Баухауза», абстракционистов Василия Кандинского и Пауля Клее, до 1960-х (более поздние вещи переданы в Музей Гамбургского вокзала).
Кабинет графики
как музей основан прусским королем Фридрихом Вильгельмом III в 1831, но история собрания старше примерно на двести лет.
В середине 17 в. две с половиной тысячи рисунков и акварелей были куплены для личной библиотеки прусских монархов, в том числе работы Дюрера, Ботичелли, Питера Брейгеля Старшего, Рембрандта, Альтдорфера. После воссоединения берлинских музейных коллекций в Кабинет графики были переданы вещи 19–20 вв. из Национальной галереи.
Сейчас собрание насчитывает около 80 тыс. рисунков и 520 тыс. произведений печатной графики от Пизанелло до Пикассо. Особую ценность представляют собой 57 рисунков Боттичелли к Божественной комедии Данте, четыре рисунка Матиаса Грюневальда, а также рисунки Клода Лоррена и Антуана Ватто. Графика, особенно акварель, очень чувствительна к свету, поэтому вещи появляются в экспозиции на недолгий срок в составе тематических выставок. Как специалисты, так и любители могут заказать в хранении любое произведение, в данный момент не выставленное, и ознакомится с ним в специальной комнате.
Музеи Шарлоттенбурга.
Коллекции Египетского музея и Собрания папирусов – были основаны еще в 1828 при Фридрихе Вильгельме Ш благодаря стараниям В. фон Гумбольдта. Рельефы из царских гробниц, мумии, погребальные маски, папирусы попали в Германию в результате археологических исследований, с 1842 щедро субсидировавшихся прусскими королями, а затем и германскими императорами. Археологические экспедиции в Тель-эль-Амарну – столицу Египта при фараоне-реформаторе Эхнатоне, пополнили музей удивительными вещами, в том числе – полихромным портретным бюстом жены Эхнатона – Нефертити. К шедеврам собрания относятся портрет царицы Тейе и знаменитая Берлинская зеленая голова (500 до н.э.).
До 1945 Египетский музей входил в комплекс Музейного остова, но после того как многие экспонаты погибли при пожаре, часть коллекций была увезена в СССР. В 1958 египетская коллекция была возвращена и выставлена в Музее Боде. Сейчас в состав собрания входят более 2 тыс. предметов (с 3 тыс. до н.э. до римской эпохи). Шарлоттенбург для этих вещей – временное пристанище. Очередной переезд воссоединенной коллекции в отреставрированное здание Нового музея планируется в ближайшие годы.
Вместе с Египетским музеем в Новый музей на Музейный остров собирается переезжать Музей древней и древнейшей истории (Museum fur Vor-und Fruhgeschichte), где в настоящее время представлена экспозиция, посвященная древним временам, от каменного века до раннего Средневековья. В это собрание входили вещи из раскопок на месте легендарной Трои, воспетой Гомером, обнаруженные в 1870-х археологом Генрихом Шлиманом (1822 (26)–1890). Часть коллекции Шлимана осталась на месте, часть - после войны экспонируется в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве.
На трех этажах музея «Пикассо и его время» размещены более 80 работ Пабло Пикассо (в т.ч. «голубого» и «розового» периодов), африканская ритуальная скульптура, сильно на Пикассо повлиявшая, а также произведения П.Сезанна, В.Ван Гога, Ж.Брака, А.Матисса, богатая коллекция Пауля Клее периода между двумя войнами.
Музеи Далема.
В Этнографическом музее собрано более полумиллиона вещей со всего мира: скульптура, керамика, предметы быта, индийские куклы и марионетки, маски из Бирмы и Бали, китайские ширмы, музыкальные инструменты. В разделе «Археология Америки» – доиспанские культуры, от 2 тысячелетия до н.э. до середины 16 в.: рельефная стела из Гватемалы, золотые изделия инков, майя и ацтеков, колдовские куклы. В экспозиции североамериканских индейцев – вигвамы и томагавки.
Коллекция искусства Индии, Индокитая и Центральной Азии была обособлена от Этнографического музея в 1971 и составила Музей индийского искусства. Музей знаменит индийской и индокитайской бронзовой и каменной скульптурой, а также комплексом экспонатов, происходящих из пещерных буддийских монастырей и храмов Шелкового пути: стенные росписи, живопись по ткани, каменная и деревянная скульптура 2–12 вв.
Музей искусства Дальнего Востока
представляет искусство Китая, Японии и Кореи от каменного века до произведений современных ремесленников. Отдельные экспонаты происходят еще из собрания герцогов Бранденбургских – как, например, фарфоровая чаша начала 17 в.
В разделе Китая специальная комната отведена для одного-единственного предмета потрясающей сохранности и качества – императорского трона с ширмой, лакированного, из палисандрового дерева, с перламутровой инкрустацией и позолотой. Среди залов Японии один отведен чайной комнате, интерьер которой выполняли японские мастера.
Художественные музеи.
Несколько музеев Берлина не входят в исторические комплексы, а существуют отдельно. Это Баухауз-архив – Музей дизайна (Bauhaus-Archiv – Museum fur Gestaltung), Гамбургский вокзал – Музей современности (Hamburger Bahnhof – Museum fur Gegenwart), Гугенхайм-Берлин (Deutsche Guggenheim Berlin), Музей группы «Мост» (Brucke Museum), Музей Брёэна (Brohan-Museum).
Музей Брёэна
представляет искусство рубежа веков: модерна и функционализма. Все его экспонаты имеют отношение к оформлению интерьера: декоративно-прикладное искусство ар нуво и ар деко, от ваз Эмиля Галле и мебели Гектора Гимара до богатой коллекции фарфора – берлинского, мейссенского, севрского, – занимает весь первый этаж музея. На втором – интерьерная живопись и графика художников берлинского югендштиля. На третьем этаже две комнаты отведены под персональные экспозиции бельгийского мастера ар нуво Анри ван де Вельде и Йозефа Хоффмана, одного из лидеров венского югендштиля.
Школа искусств и ремесел, организованная в 1919 в Веймаре Вальтером Гропиусом, получившая название «Баухауз», стоит у истоков дизайна. Однако дизайн – лишь малая часть интересов художников, которые считали своей задачей реформу всех искусств, в т.ч. архитектуры. Школа существовала до прихода к власти нацистов.
В Баухауз-архиве отдельные экспозиции посвящены преподавателям: Василию Кандинскому, Паулю Клее, архитекторам Гропиусу и Людвигу ван дер Роэ, а также отдельным мастерским школы – керамической, кузнечной, рекламной, фотографической. Материалы взяты из Баухауз-архива, основанного в Дармштадте в 1961, в 1971 переведенного в Берлин, а спустя восемь лет занявшего нынешнее здание, построенное специально для музея по проекту В.Гропиуса.
Гамбургский вокзал
– самый старый из существующих в Берлине вокзалов (1845–1847). Однако в качестве вокзала он существовал около сорока лет и, подобно парижскому Орсе, превратился в музей. Сначала, в 1906 это был Музей транспорта. После войны он долгое время пустовал, с 1987 был приспособлен под выставки. После одной из них, на которой демонстрировалось современное искусство, судьба его была решена: в ноябре 1996 здесь открылся музей с белыми стенами и зелеными неоновыми огоньками по фасаду, громко названный Музеем современности – первый специализированный музей постмодернистского искусства конца 20 в. с постоянной экспозицией. Сюда были переданы вещи из Национальной галереи, а также частное собрание берлинского коллекционера Эриха Маркса. На площади 8 тыс. кв. метров выставлены произведения художников второй половины 20 в.: Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Ансельма Кифера, Роя Лихтенштейна, Брюса Наумана, Гюнтера Юккера, Ричарда Лонга, минималистов, «арте повера» и т.п. Первый этаж восточного флигеля целиком отдан Йозефу Бойсу Самое популярное его произведение – Конец 20 века: 21 базальтовая глыба, часть которых разбросана на полу, а часть – передвигается на тачках. Крупноформатные инсталляции расположились в бывшем депо. В этом помещении проходят скандальные выставки, вроде «Sensation», где молодые британские художники делились интимными воспоминаниями и заспиртовывали свиней.
Фонд Соломона Р.Гуггенхайма (Гуггенхейма) и «Дойче Банк» существуют в одном здании. Гуггенхайм – не музей и не выставочный зал, а офис, тем не менее три – четыре раза в год здесь проходят солидные выставки искусства 20 в. из музейных коллекций.
Музей дрезденской группы «Мост»
– первого модернистского объединения в Германии и второго в Европе (после французских фовистов) – один из самых маленьких в Берлине. Он занимает всего 500 кв. м. и располагается в одноэтажном здании недалеко от комплекса Далем. Музей возник после того, как один из лидеров группы, Карл Шмидт-Роттлуфф завещал свое наследие Берлину. В дальнейшим в музей влились произведения Эрнста Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля, Макса Пехштейна.
Ольга Морозова
Гайсмайер Ирена. Дискуссия вокруг проблемы: берлинская картинная галерея – история и будущее. – «Творчество», 1991, № 10
Йохимидес Алексис, Бернау Николас. Берлин и его музеи. Перевод В.Терехова. – «Творчество», 1991, № 10
Staatliche Museen zu Berlin – Preußischer Kulturbesitz. Dokumentation der Verluste. Berlin, 1995–2002
Колин Эйслер. Музеи Берлина. М., Слово/Slovo, 2002 – XV
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»