ШИНКЕЛЬ, КАРЛ ФРИДРИХ
ШИНКЕЛЬ, КАРЛ ФРИДРИХ (Schinkel, Karl Fridrich) (1781–1841), немецкий архитектор и художник, лидер романтического историзма в немецком зодчестве.
Родился в Нойруппине (Бранденбург) 13 марта 1781 в семье архидиакона Лютеранской церкви. После смерти отца переселился в Берлин (1795), где учился у архитекторов Ф. и Д.Гилли, а также в только что основанной последним Академии архитектуры (1798–1800). Попутно служил художником на фарфоровой фабрике. В 1803–1805 побывал в Италии и Франции, а в 1826 – в Англии.
Первоначально работал в основном как живописец. Писал пейзажи, реже исторические сцены, создал немало ландшафтных диорам и панорам. В 1811 стал пионером местной литографии (листы Вечер и Утро). Под влиянием К.Д.Фридриха принципы классицизма со временем все активнее сочетались в его станковых работах с романтическими веяниями; историко-античная тема перемежалась национально-средневековыми мотивами. Среди типических картин Шинкеля – Собор над городом (1813, Баварские государственные собрания, Мюнхен), Взгляд на Грецию цветущей поры (1825, Национальный музей, Берлин). Внес яркий вклад в сценографию немецкого романтизма, создавая в 1815–1832 эскизы задников для спектаклей берлинских королевских театров (гуаши к постановке Волшебной флейты В.А.Моцарта, 1815, Графическое собрание Государственных музеев, Берлин; и др.). Оформлял торжественные церемонии (юбилейный Дюреровский праздник в Певческой академии, 1828; придворный «Праздник Белой Розы» в Потсдаме, 1829).
Деятельно занялся зодчеством с той поры, как его по предложению В. фон Гумбольдта назначили асессором Прусской строительной депутации (1810). Последовательно продвигаясь по служебной лестнице, сосредоточил в своих руках контроль над важнейшими строительными работами в королевстве. Реформировал поздний, ампирный классицизм, археологически уточнив его античные формы, а с другой стороны – придав им еще более свободную, гибкую вариативность. К числу наиболее значительных его сооружений, выполненных в «греческом стиле», относятся: Новая гауптвахта (1816–1818), Драматический театр (1818–1821), Дворцовый мост (со скульптурами по эскизам самого Шинкеля; 1819–1823), Старый музей (1822–1830) в Берлине; храм Николаикирхе (1830–1837), дворец Шарлоттенхоф (с 1826) и ряд парковых павильонов в Потсдаме. Изначально испытывая острый интерес и к готике, под воздействием своих английских впечатлений начал строить в неоготическом вкусе (чугунный памятник королеве Луизе в Гранзее близ Берлина, 1811; Вердерская церковь в Берлине, 1825–1828, не сохранилась; Николаевская часовня в парке Петродворца, 1831–1833; замок Бабельсберг близ Потсдама, с 1834).
Под руководством Шинкеля (по планам 1817 и 1833) была значительно модернизирована планировка Берлина (устройство новых улиц и бульваров в центре города; расширение его общей территории за счет присоединения ряда прилегающих районов). Шинкель внес большой вклад в развитие местной художественной промышленности, создавая эскизы мебели и светильников, стимулируя производство декоративного литья и керамики, а также витражей. Активно занимаясь реставрационными работами (в том числе надзором за достройкой Кёльнского собора), поставил дело охраны архитектурных памятников на широкую государственную основу: по его инициативе (с 1815) соответствующие службы были учреждены по всей Пруссии. Среди собственных произведений Шинкеля особое место занимают некоторые замыслы 1830-х годов (проекты магазина и библиотеки), а также здание Строительной академии (1831–1835; не сохранилось), где он отказался от каких бы то ни было исторических стилизаций, создав новаторские образцы протофункционализма.
Умер Шинкель в Берлине 9 октября 1841.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»