КУПЧЕНКО, ИРИНА ПЕТРОВНА
КУПЧЕНКО, ИРИНА ПЕТРОВНА (р. 1948), драматическая актриса. Народная артистка РСФСР (1989).
Родилась 29 февраля 1948 в Вене, в семье военнослужащего. Росла в Киеве, где занималась в школьном театральном кружке, и уже тогда обратила на себя внимание незаурядными способностями. Поступила в Киевский Университет на романо-германское отделение, но, несмотря на отличную учебу, не закончив его, поступила в Театральное училище имени Б.Щукина в Москве. С 1970 – актриса театра имени Е.Вахтангова.
Еще студенткой снялась в нескольких фильмах А.Михалкова-Кончаловского, принесших ей большую известность: роль Лизы Калитиной в Дворянском гнезде, Сони Войницкой в Дяде Ване. Она по-своему сумела понять и воплотить хрестоматийные образы тургеневской и чеховской девушки, внеся в них современную ноту. Это были сильные духом женщины зрелого ума и твердого характера, помогающего противостоять жизни, в которой для них нет места личному счастью. Строгость северных акварельных оттенков сочеталась в ее исполнении с душевной открытостью и жизнерадостностью созданных характеров. Эти качества помогали ей по иному трактовать итог судеб каждой из героинь. Лиза уходила в монастырь, Соня погружалась в беспросветье серых бесконечных буден. Однако, на этом жизнь не кончалась. С самого начала ей удавались роли, где все неоднозначно и порой невысказанно, роли с тайной, с глубоким подводным течением.
В театре ее востребованность оказалась менее интенсивной. Но и там утверждала свою индивидуальность, играя такие роли, как Донна Анна (Каменный гость А.С.Пушкина), в спектаклях по пьесам У.Шекспира – Октавия (Антоноий и Клеопатра), леди Анна (Ричард III), а в конце 1990-х Гертруду в откровенно осовремененном Гамлете, где актриса выходила в черном брючном костюме, нисколько не теряя королевского величия. Природный утонченный аристократизм ее героинь был очевиден и в ролях простых женщин, и там, где это качество диктуется высоким положением.
Из ролей театральных, с особой проникновенностью сыграла роль скромной, внешне совсем будничной, неяркой Долли (Анна Каренина Л.Н.Толстого), наиболее близкой ее индивидуальности. В характере Долли ей удалось раскрыть и нежную кротость, и жертвенность материнства и колоссальную житейскую и женскую мудрость. Очевидно, что образы из русского классического репертуара Купченко особенно близки, как, например, роль Атуевой из Дела А.В.Сухово-Кобылина, женщины только начавшей стариться, и это начало актриса показывает, используя утонченно-комические краски – порывы флирта «по инерции» Атуевой смешны, и она сама как будто над собой смеется. Здесь актриса тонко ощущает жанр трагифарса и острохарактерность своей героини.
С 1990-х начала активно участвовать в различных театральных антрепризах. Это не только проект шекспировского Гамлета П.Штайна, но и спектакль В.Фокина Последняя ночь последнего царя, где сыграла исторический образ последней императрицы Александры не только царственной особы, но Женщины. Она одна из немногих актрис, которым подвластно на сцене и экране воплощение идеального женского образа.
В 1970–1980-е героинь И.Купченко часто называли «странными» (имелся в виду фильм с участием актрисы Странная женщина, завоевавший большую популярность). Слово «странная» применительно к ее образам несло в себе многозначную оценку, прежде всего, скрытого восхищения их душевной чистотой, человеческими качествами. Ее героини действительно отличаются некоей загадочностью, непостижимостью, несовпадением внешней закрытости с обнаженностью внутренней жизни. Одна из лучших ролей последних лет – лирико-комедийная роль в Старых клячах Э.Рязанова.
Фильмография
Дворянское гнездо (1968); Дядя Ваня (1970); Романс о влюбленных (1974); Звезда пленительного счастья (1975); Чужие письма (1975); Странная женщина (1977); Обыкновенное чудо (1978); Поворот (1978); Отпуск в сентябре (1979); Путешествие в другой город (1979); Назначение (1980); Последний побег (1980); Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей (1981); Домой! (1982); Без свидетелей (1983); Берега в тумане/«Мглистые берега» (1985); Одинокая женщина желает познакомиться (1986); Последняя дорога (1986); Забытая мелодия для флейты (1987); Николай Вавилов (1990); Хомо новус (1990); Вне (1991); Ближний круг (1992); Танцующие призраки (1992); Будулай, которого не ждут («Цыганский остров» ТВ, 1994); Дом на камне (1994); Жестокая фантазия (1994); Роман «Alla Russа» (1994); Летние люди /Дачники (1995); Старые клячи (2000), Приходи на меня посмотреть (2000).
Екатерина Юдина
Актеры советского кино. М., 1975
И.Купченко. Очерк творчества. М., 1977
Звезды московской сцены. Театр имени Евг.Вахтангова. М., 2001
Ответь на вопросы викторины «История в фактах»