МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ, АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ, АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (р. 1937), русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист России (1980). Родился 20 августа 1937 в Москве. В 1957–1959 учился в Московской Государственной консерватории. В 1965 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.Ромма) и начал работать как режиссер на «Мосфильме». Первая самостоятельная полнометражная постановка – Первый учитель по Ч.Айтматову (премия за лучшую женскую роль Международного кинофестиваля в Венеции, 1966; премия МКФ в Йере, 1967), реалистично и вместе с тем экспрессивно отобразившая конфликт новых веяний и патриархальных традиций в киргизской деревне. С этого времени Михалков-Кончаловский плодотворно работает как сценарист, создавая сценарии к своим фильмам, а также к картинам других режиссеров (в частности, к Андрею Рублеву А.Тарковского).
В 1967 Михалков-Кончаловский поставил в стилистике «документального реализма» деревенскую драму История Аси Клячиной, героиней которого стала незадачливая одинокая колхозница по прозвищу Ася-хромоножка. Фильм, не совпадавший с шаблонной трактовкой жизни советской деревни, подвергся многочисленным цензурным поправкам и был положен «на полку» (его прокат в оригинальном варианте состоялся более двадцати лет спустя). После столь разочаровывающего опыта с фильмом на современную тему режиссер обратился к экранизации русской литературной классики и создал яркие кинематографические аналоги произведений И.С.Тургенева (Дворянское гнездо) и А.П.Чехова (Дядя Ваня, приз МКФ в Сан-Себастьяне, 1971).
В 1970-е годы в творческой эволюции режиссера происходит резкий поворот. По сценарию Е.Григорьева он ставит поэтическую драму о современной молодежи Романс о влюбленных (главный приз МКФ в Карловых Варах, 1974). Непростой по жанровым координатам фильм, основанный на противопоставлении «романтической» и «реалистической» частей, пользуется большим зрительским успехом. Вслед за этим Михалков-Кончаловский несколько лет работает над эпопеей Сибириада (приз жюри МКФ в Канне, 1978), события и герои которой – жители глухого сибирского села Елань – прослеживаются с дореволюционных времен до 1970-х годов. Эпический строй картины нашел выражение не только в судьбах героев нескольких поколений, но и во впечатляющих звукозрительных пассажах (оператор Л.Пааташвили, композитор Э.Артемьев). Примечательно, что обоим фильмам был присущ гражданственно-патриотический пафос, который воспринимался скорее как органичный элемент их стилистики, чем следствие вынужденного компромисса с властью. Режиссер был удостоен звания народного артиста РСФСР. Тем не менее после постановки этих картин Михалков-Кончаловский проявляет несговорчивость в отношениях с руководством Госкино СССР и вскоре становится первым советским режиссером, выехавшим для работы в Голливуд.
В США Михалков-Кончаловский был вынужден работать в традициях голливудского «мейнстрима», отдавая приоритет сюжетной занимательности перед «психологией», социальным типам – перед характерами, однако в некоторых фильмах (Любовники Марии, Гомер и Эдди – Гран-при МКФ в Сан-Себастьяне) он сохранил приметы европейского стиля. После конфликта с продюсерами на съемках фильма Танго и Кэш режиссер был вынужден досрочно расторгнуть контракт.
По возвращении в Россию новым героем фильма Михалкова-Кончаловского (поставленного в копродукции с США и Италией) стал киномеханик, обслуживающий просмотры Сталина и его ближайшего окружения (Ближний круг). Затем режиссер вновь обратился к теме и героям фильма Асино счастье (Курочка-Ряба), сделав попытку ввести их в контекст социальной ломки 1990-х годов. В конце 1990-х годов Михалков-Кончаловский экранизировал для американского телевидения древнегреческий эпос Одиссея, выпустил две книги мемуаров, занимался постановкой масштабных театрализованных действий и оперных спектаклей (Евгений Онегин и Пиковая дама в «Ла Скала»). В 2002 снял фильм Дом дураков, а в 2007 вышла картина Глянец.
Михалков-Кончаловский А. Свобода стоит недешево. – Искусство кино, 1989, № 9
Богомолов Ю. Андрей Михалков-Кончаловский. М., 1990
Кончаловский А. Низкие истины. М., 1998
Кончаловский А. Возвышающий обман. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»