КТОРОВ, АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ
КТОРОВ, АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ (1898–1980), русский актер театра и кино. Народный артист СССР (1963).
Родился 24 апреля 1898 в Москве. В 1919 окончил студию Театра им. В.Ф.Комиссаржевской (руководитель Ф.Ф.Комиссаржевский). Учителем Кторова, во многом определившим его творческую судьбу, был легендарный Илларион Певцов. Певцов начал преподавать в студии в 1916, когда Кторов был на первом курсе. Именно И.Певцов отстоял Кторова, когда его после первого курса пытались отчислить из студии за профессиональную непригодность (в молодости актер немного заикался). Кторов был оставлен в студии, а с 1917, параллельно с учебой, принимал участие и в спектаклях театра им. Комиссаржеской.
В 1920 А.Кторов перешел в труппу театра Корша, где играл самые разноплановые роли. Уже в те годы критика отмечала большую одаренность актера, стремление к сложному психологическому рисунку роли и к отточенности формы. Театр Корша (которому в 1925 был присвоен статус государственного и дано название Театр Комедии) пользовался в Москве большой популярностью. Постоянной партнершей Кторова была его жена, ведущая актриса этого театра, В.Попова, признанная критиками одной из лучших театральных актрис того времени. Спектакль Бесприданница (с В.Поповой в главной роли), поставленный В.Сахновским на сцене бывшего театра Корша в 1932, стал для Москвы настоящим театральным событием. Кторов играл в этом спектакле роль Карандышева.
С 1925 Кторов снимался в молодом советском кинематографе, и очень скоро стал звездой экрана. В его работах удивительно сочетались утонченное изящество и салонный блеск с ярким комедийным дарованием. Его роли одинаково пользовались оглушительным успехом у зрителей и в мелодраме, и в комедии. Ленты Закройщик из Торжка, Процесс о трех миллионах, Праздник святого Йоргена, в которых блистали А.Кторов и И.Ильинский, стали классикой кинематографа. Вершиной кинематографического творчества Кторова в то время была роль Паратова в фильме Я.Протазанова Бесприданница. Обаяние и притягательность этого образа сделала Кторова эталоном мужской красоты. Кстати, именно о Кторове говорили как о последнем советском артисте, безукоризненно умеющем носить фрак и цилиндр.
В 1933, после закрытия бывшего театра Корша, Кторов перешел в труппу МХАТа, где работал до конца своей жизни. Однако во МХАТе его творческая судьба сложилась трудно. В первые годы он играл преимущественно вводы и эпизодические роли: Сэм Уэллер (Пиквикский клуб), Шервинский (Дни Турбиных), Джозеф Сэрфес (Школа злословия), Долгоруков (Последние дни), Скроботов (Враги). В послевоенное время ролей было больше: Серебряков (Дядя Ваня), Автолик (Зимняя сказка), Суслов (Дачники), Забелин (Кремлевские куранты) и др. И ни одна из этих ролей не стала театральным событием. Перерывы между ролями были огромными, актер неоднократно пытался уйти из театра. Почти на три десятилетия прервалась и работа Кторова в кинематографе.
Казалось, что его творческая судьба завершена. Тем более ошеломляющим стал огромный успех работы Кторова в сложнейшей роли Бернарда Шоу (Милый лжец), в спектакле, практически лишенным сюжета и внешнего действия. Спектакль продержался на МХАТовской сцене четырнадцать лет, с 1962 по 1976, и все это время пользовался горячей любовь зрителей. К несчастью, других равноценных ролей Кторову в театре сыграть уже не довелось.
Та же ситуация повторилась и в кинематографической судьбе артиста: в 1965–1967 Кторов блистательно сыграл старика Болконского в фильме Война и мир (постановка С.Бондарчука). Однако и это, поистине триумфальное, возвращение на экран осталось лишь разовой работой.
Несмотря на прискорбно малое количество сыгранных ролей, имя А.Кторова стало легендарным. Оно неотъемлемой составляющей входит в славную когорту «мхатовских стариков», олицетворяющих высочайший профессионализм, талант и истинное служение Театру.
Умер А.Кторов в Москве 30 сентября 1980.
Фильмография: Его призыв (1925), 1925 Закройщик из Торжка (1925), Шахматная горячка (1925), Процесс о трех миллионах (1926), Кто ты такой? (По ту сторону щели) (1927), Праздник святого Йоргена (1930), Марионетки (1934), Бесприданница (1936), Школа злословия (1952), Война и мир (1967), Посол Советского Союза (1969).
Татьяна Шабалина
Эфрос А. Профессия: режиссер. М., «Искусство», 1979
Юзовский Ю. О театре и драме. Соч. в 2-х тт. Т. 2. Из критического дневника. М., «Искусство», 1982
Марков П. Книга воспоминаний. М., «Искусство», 1983
Ответь на вопросы викторины «Мифология»