САХНОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
САХНОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1886–1945), русский режиссер, театровед, педагог. Народный артист РСФСР (1938), доктор искусствоведения (1939). Родился 17 февраля (1 марта) 1886 на станции Дорогобуж Александровской (ныне Белорусской) дороги в семье инженера-путейца. В 1904 окончил гимназию в Москве, три года учился на философском факультете Фрейбургского университета (Германия), после чего окончил историко-филологический факультет Московского университета (1910). В студенческие годы читал лекции по литературе для рабочих на Пречистенских курсах, в Пушкинской аудитории и других местах. После окончания университета вел специальные курсы по театру и русскому искусству в Дорогомиловском и Чистопрудном отделениях Общества Народных Университетов. С 1914 по 1920 – педагог Университета А.Л.Шанявского (история русского театра, история драмы, задачи современного театра). Публиковал рецензии в газетах «Русские ведомости» и «Утро России» (с 1907), в журналах «Студия» (1911–1912) и «Маски» (1912–1914) на спектакли Художественного театра, театра Незлобина, статьи исторического и проблемного характера (о народных потехах в Москве 18 в., о приемах театральной критики). Выпустил книгу рассказов Захолустье (1915).
Знакомство в редакции журнала «Студия» с режиссером Ф.Ф.Комиссаржевским направило интересы молодого ученого-театроведа к режиссуре. В 1912 Сахновский начал работу в его студии (с 1914 – Театр им. В.Ф.Комиссаржевской) в качестве лектора, но вскоре перешел к постановочной практике. В 1914 совместно с Комиссаржевским выпустил Димитрия Донского В.А.Озерова, в следующем году самостоятельно поставил спектакль Ванька Ключник и паж Жеан Ф.К.Сологуба. Далее последовали Скверный анекдот по Ф.М.Достоевскому (1916), Реквием Л.Н.Андреева (1917; по словам П.А.Маркова, «один из лучших образцов символического театра»), Лулу Ф.Ведекинда (1918) и другие. Большинство этих спектаклей было создано в русле театрального романтизма, которым увлек Сахновского Комиссаржевский.
В 1918, собрав актеров ряда московских театров, Сахновский сделал решительный шаг от камерности и студийности в сторону большой сцены. На подмостках «Дворца Октябрьской революции» (бывший «Театр Суходольских» в «Эрмитаже») ставятся Стенька Разин В.В.Каменского и Карманьола Г.И.Чулкова по драме П.Эрвье. В 1919 Сахновский создает Государственный показательный театр, где заведовал художественной частью и работал режиссером. Репетировал Короля Лира У.Шекспира и Лес А.Н.Островского с И.Певцовым – Лиром и Аркашкой Счастливцевым (спектакли не увидели света рампы). В труппе состояли А.Кторов, В.Массалитинова, М.Блюменталь-Тамарина и другие. В сезон 1919–1920 театр, продолжая поиск героического начала и синтетической зрелищности, выпускает спектакли, тяготеющие к экспрессионизму: Ариана и Синяя Борода М.Метерлинка, Памела-служанка К.Гольдони, Мера за меру У.Шекспира, Разбитый кувшин Г.Клейста, Собачий вальс Андреева и другие. Во время гастролей Показательного театра летом 1920 на Кавказском фронте Сахновский задержался в Баку на сезон 1920–1921 годов, репетировал Алхимика Б.Джонсона и Дядюшкин сон по Ф.М.Достоевскому. Показательный театр тем временем был ликвидирован (17 октября 1920).
По возвращении в Москву Сахновский был назначен А.В.Луначарским главой Московского драматического театра, чья труппа была составлена преимущественно из актеров бывшего Показательного театра. В числе постановок Сахновского сезона 1921–1922 в Драматическом театре Великая Екатерина Б.Шоу, Самое главное Н.Н.Евреинова, Полубарские затеи А.А.Шаховского, Благочестие П.Мериме, Гроза Островского. Театр быстро распался. Сахновский начал режиссировать в театре Комедии (бывшем театре Корша) (Дон Карлос Фр.Шиллера, Дух Земли Ведекинда, Волки и овцы Островского) и во вновь возникшем в 1924 по его инициативе Театре им. В.Ф.Комиссаржевской (Женщины в Народном Собрании Аристофана, возобновление Скверного анекдота по Достоевскому, собственная инсценировка Мертвых душ Н.В.Гоголя). Театру им. В.Ф.Комиссаржевской также не было суждено долгого существования (в сезон 1925–1926 он распался). Сахновский взялся ставить фильм в Госкино и спектакль Шейлок по Венецианскому купцу Шекспира в Государственном Еврейском Белорусском театре, продолжая одновременно репетировать Вишневый сад А.П.Чехова у себя на квартире с ядром труппы распавшегося театра им. В.Ф.Комиссаржевской.
Весною 1926 Сахновский принял приглашение вступить в труппу МХАТа в качестве режиссера. По мнению П.А.Маркова, «МХАТ стал его главной радостью и главным мучением». Осталась незавершенной работа над Смертью Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина, не имел успеха два года репетировавшийся Унтиловск Л.М.Леонова (1928). Прочие режиссерские прочтения Сахновского корректировались руководителями театра: Дядюшкин сон по Достоевскому (1929, худ. рук. постановки В.И.Немирович-Данченко); Мертвые души М.А.Булгакова по Гоголю (1932, худ. рук. постановки К.С.Станиславский), Егор Булычов и другие М.Горького (1934, худ. рук. постановки Немирович-Данченко), Анна Каренина по Л.Н.Толстому (1937, совместно с Немировичем-Данченко), попытка возвращения к идеям романтического театра Половчанские сады Леонова (1939, худ. рук. постановки Немирович-Данченко). Был поставлен не слишком примечательный спектакль Взлет Ф.А.Ваграмова (1930) и осуществлено руководство постановками Трудовой хлеб Островского (1940, реж. А.Н.Грибов и Н.А.Подгорный) и Школа злословия Р.Б.Шеридана (1940, реж. Н.М.Горчаков и П.С.Ларгин). Уходы из жизни сначала Немировича-Данченко, а затем и Сахновского прервали репетиции Гамлета Шекспира. В числе спектаклей, выпущенных в этот период вне мхатовских стен, Последняя жертва Островского с Д.Зеркаловой в роли Тугиной (театр Красной Армии, 1935).
В разные годы Сахновскому довелось работать с такими художниками, как И.М.Рабинович, В.В.Дмитриев, Н.П.Крымов, Г.Б.Якулов, П.В.Кузнецов, Ю.П.Анненков и др.
С 1932 Сахновский являлся заместителем директора МХАТа по художественной части, с 1937 – заведующим его художественной частью, с 1940 – заместителем художественного руководителя МХАТа, с 1943 – членом художественно-режиссерской коллегии театра и художественным руководителем созданной при нем Школы-студии им. В.И.Немировича-Данченко. Сосредоточенный на режиссерской и административной деятельности, он, однако, не оставлял трудов в области театроведения, воплотившихся в ряде монографий, посвященных Художественному театру, крепостным усадебным театрам, драматургии А.Н.Островского, теоретическим размышлениям о режиссуре. Немало сил и времени Сахновский уделял преподаванию: в 1926 руководил группой молодых режиссеров и художников при ГАХН; с 1933 возглавлял режиссерский факультет ГИТИСа, где собрал и объединил ведущих московских режиссеров (среди них А.Д.Попов, Ю.А.Завадский, И.Н.Берсенев, И.Я.Судаков, Н.В.Петров, Б.Е.Захава, Горчаков); участвовал в создании Школы-студии МХАТ.
Творчество Сахновского было весьма разносторонне; в его архиве остались план написания истории русской и советской режиссуры, черновики книг по методике преподавания режиссуры и актерского мастерства, книги Эстетические основы искусства МХТ и монографии об актере Л.М.Леонидове.
В первый год войны Сахновский был арестован с мотивировкой, что его отказ от эвакуации в силу болезни связан с желанием дождаться гитлеровцев. Вызволил его Немирович-Данченко, написавший 18 декабря 1942 письмо И.В.Сталину, и Сахновский был незамедлительно освобожден.
Умер Сахновский в Москве 26 февраля 1945.
Сахновский В.Г. Художественный театр и романтизм на сцене (Письмо К.С.Станиславскому). М., 1917
Сахновский В.Г. Театр А.Н.Островского. М., 1919
Сахновский В.Г. Крепостной усадебный театр. Л., 1924
Сахновский В.Г. Мысли о режиссуре. М. – Л., 1947
Виленкин В.Я. Памяти В.Г.Сахновского; Горчаков Н.М. В.Г.Сахновский. Жизнь и творчество. – В сб: Ежегодник МХТ, 1945, т. 1. М., 1948
Марков П.А. Василий Григорьевич Сахновский. – Театр, 1976, № 5
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»