КАРАМЗИН, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
КАРАМЗИН, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1766–1826), русский писатель и историк. Родился 1 (12) декабря 1766 в деревне Михайловка Симбирской губернии. Сын отставного армейского офицера, он воспитывался в частном учебном заведении и некоторое время служил в Преображенском гвардейском полку. В 1784 или 1785 поселился в Москве, где в качестве автора и переводчика тесно сблизился с масонским кружком сатирика и издателя Н.И.Новикова. Четыре года спустя Карамзин отправился в долгое путешествие по Европе, которое описал в Письмах русского путешественника.
По возвращении в Россию Карамзин основал «Московский журнал» (1791–1792), литературно-художественное периодическое издание, где публиковал сочинения современных западноевропейских и российских авторов. Повесть Бедная Лиза (1792) принесла ему немедленное признание. В 1790-х годах он был главой российского сентиментализма, а также вдохновителем движения за раскрепощение русской прозы, находившейся в стилистической зависимости от церковнославянского богослужебного языка. Постепенно его интересы переместились из области литературы в область истории. После восшествия на престол в 1801 императора Александра I он основал новый журнал «Вестник Европы» (1802–1830) – первый из многочисленных российских литературно-политических журналов-обозрений. В 1804 ушел с поста редактора, принял должность императорского историографа и до самой смерти был занят почти исключительно сочинением Истории государства Российского, первый том которой появился в печати в 1816. Карамзин довел историческое повествование до начала 17 в., при этом он использовал многие первоисточники, прежде обойденные вниманием (некоторые до нас не дошли), и ему удалось создать интересную повесть о прошлом России. В 1810–1811 Карамзин по личному заказу Александра I составил Записку о древней и новой России, где с консервативных позиций московского дворянства резко критиковал внутреннюю и внешнюю российскую политику.
Карамзин занял важное место в истории русской культуры благодаря удачно сложившимся для него обстоятельствам, а также своему личному обаянию и эрудиции. Истинный представитель века Екатерины Великой, он сочетал западничество и либеральные устремления с политическим консерватизмом.
В журнале «Вестник Европы» ратовал за усвоение Россией цивилизационного опыта Запада и, в особенности, опыта новоевропейской философии (от Ф.Бэкона и Р.Декарта до И.Канта и Ж.-Ж.Руссо). В идеях Просвещения Карамзин видел окончательное преодоление догматизма и схоластики Средневековья. Критически оценивал крайности эмпиризма и рационализма, подчеркивая познавательную ценность каждого из этих направлений и решительно отвергая агностицизм и скептицизм. В 1790-е годы Карамзин обращается к проблемам исторического знания, методологии истории. Первоначально для него был характерен исторический оптимизм и вера в неизбежность социального и духовного прогресса. Но уже в Письмах Мелодора и Филалета (1795), сопоставляя концепцию исторического круговорота Дж.Вико и прогрессистскую модель И.Гердера, Карамзин ставит под сомнение идею автоматического прогресса и усматривает в истории «вечное смешение истин с заблуждениями и добродетели с пороком». Один из основных и принципиальных тезисов Карамзина: «Историк не летописец», он обязан стремиться к пониманию внутренней логики происходящих событий, должен быть «правдив», и никакие пристрастия и представления не могут служить оправданием искажения исторических фактов.
Умер Карамзин в Петербурге 22 мая (3 июня) 1826.
Карамзин Н.М. Избранные сочинения, тт. 1–2. М., 1964
Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. М. – Л., 1966
Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Повести. М., 1982
Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. М., 1982
Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983
Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры. – В кн.: Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1987
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»