МЕДВЕДЕВ, СИЛЬВЕСТР
МЕДВЕДЕВ, СИЛЬВЕСТР (в миру Симеон Агафонникович) (1641– 1691) – русский духовный писатель просветитель, переводчик, педагог, первый русский библиограф.
Родился в Курске, где поначалу и служил подьячим, оттуда уехал в Москву. В 1665 году начал обучение в школе, где отучился 3 года, изучил латинский и польский языки, риторику и пиитику, историю, богословие, философию. Стал ревностным учеником и последователем Полоцкого.
В 1660-х сопровождал боярина А.Л.Ордина-Нащокина в Курляндию, а потом в Андрусово; присутствовал при заключении мира с Польшей.
В 1674 принял постриг в Путивле.
В 1677 году вернулся в Москву, так как был назначен справщиком и книгохранителем Московского печатного двора. Принимал участие в исправлении церковных книг на закате церковного раскола.
В 1680 Сильвестр, назначенный настоятелем Заиконоспасского монастыря в Москве, стал главой малорусских ученых в столице. Принадлежал к той части московских интеллектуалов, которая обслуживала придворное искусство и состояла, главным образом, из сотрудников Посольского приказа, Оружейной палаты, Печатного двора, литераторов, художников, музыкантов (к ней принадлежали также композиторы Николай Дилецкий, Иоанникий Коренев, Тихон Макариевский, Василий Титов). Сильвестр занимал должность придворного стихописца, написав, в частности, Приветство брачное по случаю бракосочетания царя и «плач» о его смерти, надгробный Епитафион Полоцкому, который был высечен на надгробном камне его учителя.
В 1681, с появлением в столице поляков-католиков (в частности, Яна Белободского), стал поначалу их обличителем (составил по поручению патриарха ответ на Wyznanie Wiary Белободского). В это время сложились и философские взгляды Сильвестра – под воздействием западной схоластики, особенно этики Фомы Аквинского (его концепции добродетели и естественного закона). В своих трудах различал три теологические добродетели (вера, надежда, любовь) и четыре моральные (мудрость, целомудрие, правда, мужество).
В 1682 основал школу в Заиконоспасском монастыре, которая, как и школа Полоцкого, отличалась глубиной знаний, дававшихся на латинском языке, «науках гражданских и духовных», в частности – в «философии разумительной, естественной и правной». Сильвестр думал превратить свою школу в академию и в 1685 году представил царевне Софье стихотворный «привилей» – обоснование необходимости утверждения академии. Однако появление в столице братьев Лихудов и открытием ими Славяно-греко-латинской академии лишило Сильвестра возможности продолжать образовательную деятельность. В то время и многие другие школы в Москве прекратили свое существование.
Став свидетелем бурным событий в русской столице в 1682, Сильвестр написал Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся в гражданстве – записки о стрелецком бунте 1682. В 1680-е им составлено и Оглавление книг, кто их сложил – первый в русской историографии научный библиографический труд, дающий возможность считать Сильвестра отцом славяно-русской библиографии.
В 1689 положение Сильвестра пошатнулось. Его уволили с должности справщика на печатном дворе. Противники всего «латынского» в столице пустили слух что он – «неук», грубый честолюбец, возмутитель, но и утверждали, будто он замышлял убить патриарха («Злоковаренъ бо бе от юностна возраста и многоречив, остроглаголивъ и любоприв, уста имеяй бездверна и изъ гортани изрыгающ яд душегубителный всякаго лжесловія и коварства; языкъ же не премолчно блядущ…»).
Замешанный в заговоре Шакловитого, Сильвестр бежал из Москвы, но был схвачен в Дорогобуже и отправлен в Троице-Сергиевский монастырь, где и было произведено дознание. Там его лишили иноческого статуса, подвергли пыткам и приговорили к смертной казни «за воровство и измену и за возмущение к бунту». Однако же после суда Сильвестра казнили не сразу: «до пролития крови» его отдали «в твердое хранило» (в тюрьму в Троицком монастыре). Там его настойчиво подвергали увещеваниям признать еретичность своих взглядов. Сохранившееся Покаянное отречение от ереси, приписываемое Сильвестру, вызывает сомнения в подлинности документа.
В 1691, после двухлетнего заключения, Сильвестр был казнен.
Сочинения: Письма Сильвестра Медведева. – В кн.: Памятники древнейшей письменности искусства, т. 144. СПб, 1901; Известие истинное. – Чтение в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1885. Кн. 4 (Приложения); Вручение благородной и христолюбивой великой государыне Софии Алексеевне привилея на академию. – Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн.3. М., 1994.
Наталья Пушкарева
Ундодьский В.С. Медведев, отец славяно-русской библиографии. – Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских. 1846, № 3
Аристов Н. Московские смуты в правление царевны Софьи Алексеевны. Воронеж, 1871
Браиловский С. Кто же был первый русский библиограф? – Русский филологический вестник. 1896, № 3–4
Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко Вторая половина XVII – начало XVIII века. М., 1991
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»