ГАНГЕША УПАДХЬЯЯ
ГАНГЕША УПАДХЬЯЯ (санскр. ), основатель школы навья-ньяя (новая ньяя), которую считают высшим достижением индийской логики. Гангеша, творивший в 13 в., родился близ Дарбханги, столицы североиндийского государства Митхилы (совр. Тирхут). Основное сочинение – Таттвачинтамани (Жемчужина истины) – трактат в четырех разделах (кханды). Каждый из них посвящен одному из четырех признаваемых в ньяе источников знания: восприятию (пратьякша), включающему и то, что можно назвать интеллектуальной интуицией; умозаключению (анумана) – дедукции в силлогистической и других формах логического следования; сравнению (упамана) и словесному свидетельству (шабда). Важнейшим является второй раздел, где за общими положениями следует теория вьяпти (букв. «заполнение», «проникновение») – самогó механизма выведения, а именно одной из основных логических проблем наяиков и их оппонентов: на каком основании мы констатируем, что наличие на холме дыма «обеспечивает» наличие там и огня? Гангеша последовательно опровергает 21 концепцию вьяпти, предлагая собственную дефиницию. Предыдущие определения вьяпти базировались, по Гангеше, на ее отождествлении с «неотклонением» (авьябхичара) и оперировали терминами «обоснование» (садхана) и «обосновываемое» (садхья), что приводило к логическому кругу. Выведение осмысляется Гангешей в рамках общих моделей причинности – как результат «взаимодействия» инструментальной причины выводного знания: «Дым, „проникаемый" огнем» (аналогичной причиной горшка будет гончарный стержень) и оперативной: «Вот гора, обладающая дымом, „проникаемым" огнем» (в случае с горшком таковой будет контакт стержня с глиной). Окончательное определение вьяпти у Гангеши: «проникновение» есть общность места, солокальность двух терминов умозаключения (саманадхикарана). В приведенном примере общее суждение «Везде, где есть дым, есть огонь» преобразуется вначале в эквавалентное отрицательное суждение «Никакой случай дыма не встречается в месте, которое не есть место огня», а затем в суждение типа: «Постоянное отсутствие, противоположность которого ограничена дымностью, в месте постоянного отсутствия, противоположность которого ограничена огненностью». В Таттвачинтамани исследуются и такие проблемы, как, например, доказательство бытия Бога.
Гангеша написал и другие сочинения, из которых известны Лакшанаманджари (Гирлянда определений) и Лакшанататтва (Истина определений).
Критическое и систематическое исследование вьяпти означало новую ступень в истории индийской логики, так как предыдущая ньяя осмысляла механизм логического следования преимущественно эмпирически, индуктивно. Среди других важнейших достижений Гангеши – новый уровень работы с абстракциями, переосмысление концепции небытия, использование символического (хотя и не искусственного) языка.
Половину всех сочинений последующей навья-ньяи составляли комментарии к основному труду Гангеши: полностью его комментировал Рагхунатха Широмани (15–16 вв.), частично – Джагадиша и Гададхара (17 в.), отдельные «сутры» – множество других логиков. Его концепции были переосмыслены Матхуранатхой (17 в.) – крупнейшим представителем школы после Гангеши.
См. также БХАСАРВАДЖНЯ; ДИГНАГА; ДХАРМАКИРТИ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; НЬЯЯ-СУТРЫ.
Инголлс Д. Г. Х. Введение в индийскую логику навья-ньяя. М., 1974
Ответь на вопросы викторины «Философия»