ДХАРМАКИРТИ
ДХАРМАКИРТИ (санскр. ), индуистский логик, вторая по значимости фигура в буддийской логике после Дигнаги. Деятельность Дхармакирти приходится на 7 в. Родился он в брахманской семье на юге Индии и получил традиционное образование, вступил в местную буддийскую общину, продолжил изучение буддизма в Наланде и поступил в ученики к непосредственному преемнику Дигнаги – Ишварасене. Большую часть жизни провел в писании философских трудов, преподавании, публичных диспутах и проповеди; скончался в Калинге в основанном им монастыре. Дхармакирти – автор семи трактатов.
Основной труд Дхармакирти – стихотворный трактат Прамана-варттика (Истолкование источников знания) в четырех главах, формально претендовавший лишь на уточнение концепций Дигнаги, но фактически ставший творческим завершением буддийской реформы логики и эпистемологии. Порядок глав трактата – об умозаключении (написана с прозаическим автокомментарием), о достоверности источников знания (их всего два – восприятие и умозаключение; третий, признаваемый брахманистскими системами, – словесное свидетельство – вообще таковым не является), о чувственном восприятии и силлогизме. Здесь подробно разрабатывается дигнаговская концепция радикального номинализма апоха-вада («коровность» не только не означает реальной вещи, но есть лишь ограничение – «не не-коровность»), а также доктрина причинности (кшаника-вада) и основанная на ней концепция существования как «действенности» (артхакриякаритва) – по Дхармакирти длящиеся вещи отвечать этому критерию не могут и потому являются фиктивными объектами.
Остальные сочинения Дхармакирти осмыслялись в Тибете как шесть дополнительных «ног» или опор его системы. Хетубинду (Капля аргумента) – исследование аргумента как основного компонента умозаключения, а также причинности и ряда других проблем. Ньяябинду (Капля логики) – учебное пособие, в котором уже последовательно излагаются чувственное восприятие, умозаключение-для-себя и умозаключение-для-других (силлогизм). Самбандхапарикша (Исследование отношений) – обоснование нереальности любых отношений. Ваданьяя (Правила диспутов) – применение новой логической теории к «практической диалектике», в которой подвергается критике теория аргументации наяиков. Праманавинишчая (Определение источников знания) – тщательно отделанный трактат (в стихах и прозе), посвященный тем же предметам, что и Ньяябинду, в определенном смысле финальная версия эпистемологии и логики Дхармакирти. Сантанантарасиддхи (Обоснование чужой одушевленности) по содержанию полностью соответствует своему названию; обсуждение проблемы осуществляется в виде полемики виджнянавадина (которого и представляет автор) с сарвастивадином.
Дхармакирти в большей мере, чем Дигнага, выходил за границы решения собственно логико-эпистемологических задач. Реальным источником знания и гарантом истинного познания и основанной на нем практики является сам Будда, о котором, в свою очередь, свидетельствуют «обычные» источники знания. Дигнаговская реформа логики получает у него онтологическое обоснование: он исследует не только формальную связь понятий в умозаключении, но и ее «материальную» референтность: средний термин как причина («здесь огонь, потому что здесь дым»), как «собственная природа» («это дерево, потому что оно шимшапа») и как невосприятие («тут нет кувшина, потому что он тут не наблюдается»). Понятия, содержащиеся в выводных отношениях, сами по себе не обладают реальностью (каковая принадлежит только дхармам), но имеют лишь практическую значимость. Универсалии – лишь воображаемые конструкции (кальпана), не имеющие реальных референтов. Познание Атмана, на котором настаивают брахманистские школы, ведет лишь к себялюбию, а то, в свою очередь, – к желанию продлить собственное существование, следовательно, к тому, чтобы увековечить сансару. Никаких перманентных сущностей нет, и разрушение сущего является естественной характеристикой, точнее процессом (поскольку сущее есть «поток»). Эта доведенная до логического завершения буддийская картина «мира без надежд» вполне объясняет тот глубокий пессимизм, которым проникнуто все мироощущение Дхармакирти. Даже свою Праманаварттику он сравнивал с красавицей, для которой не находится подходящего жениха.
Формальным преемником Дхармакирти был Девендрабуддхи, реальным – Дхармоттара (8–9 вв.), наиболее авторитетный его комментатор. Вторым по значимости толкователем Дхармакирти следует считать Винитадэву (8 в.). Школа Дигнаги – Дхармакирти просуществовала в Индии в целом до 11 в.
См. также АТМАН; АБХИДХАРМИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ; БУДДА И БУДДИЗМ; ДИГНАГА; ДХАРМЫ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; САНСАРА; САРВАСТИВАДА; ТРИПИТАКА.
Дармакирти. Обоснование чужой одушевленности с толкованием Винитадэва. Пг., 1922
Кузнецов Б.И. Проблемы гносеологии в трактате Дхармакирти «Обоснование чужой одушевленности». – В кн.: Страны и народы Востока, вып. 8. М., 1969
Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988
Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1–2. СПб, 1995
Ответь на вопросы викторины «Философия»