ПСИХОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ
ПСИХОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ.
Зарождение психологических идей.
До 19 в. психология не была независимой научной дисциплиной, ее трудно было отделить от философии.
Процесс становления психологии как науки прошел долгий путь, он начался в глубокой древности с первых мифологических представлений о душе, объединенных названием «анимизм» (от лат. anima – душа).
Общее для анимистических представлений – это вера в то, что мир насыщен душами-призраками, обитающими в телах людей, животных, растений и даже в неодушевленных предметах. Из древнейших анимистических представлений возник гилозоизм (от греч. hyle – вещество и zoe – жизнь) – учение о всеобщей одушевленности материи: весь мир (универсум, космос) – изначально живой, наделенный способностью ощущать, запоминать и действовать. В основе гилозоизма лежал принцип монизма (все сущее – порождение единой первичной праматерии). Гилозоизм впервые «поставил» душу (психику) под общие законы природы. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в природные процессы, о зависимости психического от материального мира.
Выдвигая общие вопросы о природе души, ее функциях, отношении к организму и макрокосму, древние мыслители внесли вклад не только в учение об основных проблемах данной области знания. Их попытки дать содержательный ответ на поставленные вопросы также не прошли бесследно, так как накопленные ими фактические сведения о деятельности человека стали отправным пунктом и предпосылкой последующей эмпирической работы.
Открытые две с половиной тысячи лет назад идеи организации (системности) Анаксагора, причинности Демокрита и закономерности Гераклита стали основой познания душевных явлений. Софисты и Сократ поставили акцент на исследовании самого человека как «меры всех вещей», заложили основу для создания техники диалога, – методики, которая впоследствии сыграет ключевую роль в психологических исследованиях мышления; Платон, родоначальник философии идеализма, обратил внимание на феномен «внутренней речи» и процесс интериоризации (от лат. internus – внутренний), впервые описал конфликт мотивов.
Многие из древних философов (Демокрит, Анаксагор, Гиппократ, Аристотель, Теофраст, Гален и др.) являлись естествоиспытателями в самом строгом смысле слова. Их суждения и гипотезы базировались на наблюдаемых фактах, на изучении организма (в доступных им пределах).
Аристотель.
Особый вклад в построение предмета психологии принадлежит Аристотелю. Вершиной античных психологических изысканий считается его трактат О душе – первое систематическое исследование по проблеме души. Впервые здесь дается исторический обзор мнений предшественников по этому вопросу. Сам Аристотель, будучи учеником Платона, отвергает идею отделенности идей от вещей, он исходит из того, что каждая вещь является единством формы и материи. Душа – форма живого органического тела, она заставляет тело осуществлять программу, заложенную в организме как цель его развития: растение стремится быть растением, животное – животным. Тело и все его органы – инструменты на службе у души, она – суть, причина и цель действий тела.
Аристотель выделял два начала души – душа как энтелехия, т.е. первопричина тела, уничтожающаяся при его разрушении, и душа как проявление божественной сущности, приходящей в тело и выходящей из него в момент смерти. Орган нахождения души в человеке – сердце.
Суммируя известные к тому времени точки зрения о функциях и проявлениях души, Аристотель дал собственное истолкование их в систематической форме в виде учений о познании, эмоциях и характере. Общие положения его систематики можно обнаружить и в современном психологическом знании (в учении о психических функциях). В учении о познании Аристотель выделяет следующие процессы – ощущение, которое происходит через уподобление воспринимаемому объекту посредством пяти органов чувств; общее чувство – восприятие общих качеств и объединение ощущений в образ. Орган общего чувства – душа.
Было выделено и три вида памяти: низшая, сохраняющая копии предметов; собственно память, присоединяющая к образам предметов временные характеристики и высшая память – воспоминание, в котором участвуют умозаключения. Из воспоминаний складывается опыт, на основании которого воображение образует представления.
Функция мышления – составление суждений на основании постижения общего в понятиях. Общее – это то, что есть всегда и везде. Орган мышления – нус – часть души, свойственна только человеку и не прикреплена ни к какому органу. Существует низшее мышление (мнение или предположение) и три вида высшего мышления: логическое, интуитивное и мудрость. Существуют два вида ума – теоретический (его задача – поиск истины о вещах), и практический, направленный на осуществление деятельности.
Чувства Аристотель рассматривал в тесной связи с общей активностью. Аффекты, считал он, сами по себе не являются ни добродетелями, ни пороками. О человеке судят по его делам, а в аффекте сказывается лишь манера поведения. Он не видел смысла в подавлении аффекта, т.к. без них невозможны и героические поступки, и наслаждение искусством. Страстям и аффектам противостоит по Аристотелю устойчивость характера, который выражает сущность человека. Аристотель ввел представление о катарсисе – очищении в страдании, которое мы испытываем при воздействии искусства трагедии.
Все действия человека бывают произвольными и непроизвольными в зависимости от того, где находится основание действия – вне субъекта или в нем самом. Волевыми являются действия на основе тщательного взвешивания мотивов и по разумному стремлению.
Аристотель дал описание душевных качеств и нравов людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией. Ученик Аристотеля Теофраст продолжает это начинание – в трактате Характеристики дает описание уже 30 характеров. Это стало началом традиции составления классификаций типов людей.
Философская мысль все более интересовалась этической составляющей человека, поиском путей к счастью.
Эпикур
(См. также ЭПИКУР) с его школой безмятежности духа, воспринимал чувства как помеху для разумного удовольствия, и призывал стремиться к достижению атараксии. Стоики, в свою очередь, насчитали 26 видов аффектов (чрезмерных движений души, связанных с неправильным представлением о вещах). Они разработали программу борьбы с аффектами: 1) не дать аффекту принять внешнее выражение; 2) не преувеличивать аффект воображением; 3) оттянуть его нарастание; 4) отвлечься; 5) разоблачить действия, на которые толкает аффект и т.д. Так были заложены основы самовоспитания – умения владеть собой и контролировать свое состояние. Наряду с отрицательным в целом отношением к аффектам, стоики отмечали существование добрых страстей: радость (разумное возбуждение), осторожность (разумное уклонение) и воля.
К наиболее существенным чертам характера стоики относили мужество, самообладание, спокойствие духа, справедливость. Главная роль в формировании характера принадлежит закаливанию духа долгими упражнениями, путем совершения поступков, а также путем наблюдения за поступками героев, размышления над ними. Каждый может и должен воспитывать в себе сильный характер. «Если что-нибудь тебе не по силам, то не решай, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе». (Марк Аврелий.) В целом в философии стоицизма человек предстает как свободное существо, действующее в соответствии с долгом. Он склонен к внутреннему созерцанию: «…должно неустанно наблюдать за собою» (Эпиктет). Идеал человека в стоицизме – независимость от внешних обстоятельств, автономность, самодостаточность (автаркия).
Одновременно проводились исследования в медико-биологических областях знания. Александрийские ученые Герофил и Эразистрат установили анатомо-физиологические различия между чувствительными нервами, идущими от органов чувств (глаза, уши, кожа и др.) к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам, кровоснабжение и морфологию оболочек головного мозга. Это открытие легло в основу важнейшего для психологии учения о рефлексах.
Позже древнеримский врач Гален (II век н.э.) в труде О частях человеческого тела, описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. Гален развивал, вслед за Гиппократом, учение о темпераментах.
Повсюду зарождение и эволюция научных представлений находились в зависимости от опытного изучения организма как части природы.
Общие закономерности развития психологических идей в странах древнего Востока и Запада – одни и те же. Между различными культурами издавна происходил обмен материальными и духовными ценностями, и в настоящее время невозможно выяснить первенство многих идей. Так, например, представление о кровообращении как главном факторе телесной и психической жизни разрабатывалось в Вавилоне, Египте, Китае, Индии, Греции, и кому принадлежит приоритет и пути распространения этого знания – остается невыясненным.
Первоначальная форма причинного объяснения природы в целом (а не только ее отдельных частных связей) зародилась и на Востоке, и на Западе в виде учения о том, что все объекты, включая человека, возникают путем смешения и перемещения основных частиц (причем на Востоке, возможно, это учение проявилось раньше). Вместе с тем на Востоке не сложилась механико-математическая модель мира как основа и прообраз модели живого организма и его различных функций, в том числе психических, развитие психологии в европейских странах пошло иным путем, чем на Востоке.
Однако, именно арабскому миру средневековая Европа, скованная диктатом христианской церкви, во многом обязана сохранением преемственности науки. Нетерпимость к «языческим» знаниям уже в 3 в. привела к уничтожению научного центра в Александрии, в начале 6 в. закрылась Афинская школа. Религиозные спекуляции и мистические взгляды в средневековых христианских странах сменили опытное изучение организма и его психической деятельности. В интеллектуальной жизни Европы постепенно воцарилась схоластика, которая сводилась к рациональному обоснованию христианского вероучения.
Арабоязычная культура,
в недрах которой происходило философское мышление, основанное на эмпирических фактах, на позитивном знании о природе, явилась важным звеном, сохранившим наследие античности. Труды Аристотеля и Платона, Галена и Архимеда переводились и переписывались на арабском языке. Выдвинутые арабскими учеными идеи о том, что природа не сотворена, но вечна (совечна божеству), что ее законы не изменяются произвольно, что душа обусловлена деятельностью тела, что ее бессмертие в качестве индивидуальной сущности невозможно и т.д., были не совместимы ни с Кораном, ни со священным писанием.
Среди ученых того периода, воззрения которых сложились под влиянием аристотелизма, выделялись Ибн-Сина (Авиценна), и Ибн-Рушд (Аверроэс).
Авиценне принадлежало самое значительное после Галена учение о психофизиологических функциях. В своем медицинском сочинении Канон врачебной науки (Канун ат-тибб) он проводит мысль о зависимости психики в целом от мозга, и, с другой стороны, о воздействии психических (аффективных) состояний на глубинные органические процессы. Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные периоды жизни человека. При этом важное значение он придавал развитию теории воспитания.
Еще одно значительное открытие, связанным с психофозиологией, принадлежит Ибн-аль-Хайсаму (Альгазену). Он рассматривал механизм зрения как совокупность внешнего воздействия на глаз, с работой ума, который устанавливает сходство и различие видимых объектов (учение о «бессознательных умозаключениях»).
Изучение этих механизмов продолжил Ибн-Рушд (Аверроэс). Именно он дал новую трактовку аристотелевского учения о высшей способности души – разуме (нусе). Индивидуальная душа, считал он, обладает некоторыми особенностями, которые коренятся в чувственности и позволяют ей воспринимать божественный разум (нус). Вместе с тем индивидуальная душа разрушается вместе со смертью тела, но то, что было приобретено ею в процессе жизни, поглощается божественным универсальным разумом и продолжает пребывать в нем.
Европейская схоластика
(См. также СХОЛАСТИКА) адаптирует некоторые положения античного естествознания, и, прежде всего, Аристотеля. Это в первую очередь относится к учению Фомы Аквинского (томизму).
Его система становится официальной мировоззренческой доктриной католицизма. Основные ее положения следующие: нематериальная, индивидуальная душа, хоть и находится в теле, обладает отдельным от него бытием. Душа – источник движения тела, соотношение души и тела можно рассматривать как соотношение формы и материи. Различаются чистые формы в бестелесном мире и формы, существующие лишь в материи. Человеческая душа – низшая из чистых форм (поэтому она бессмертна) и высшая из форм второго рода (поэтому она – принцип всей органической жизни). Душа – узловой пункт в мироздании, через нее в человеке соединяются оба круга бытия – телесное и нематериальное.
В учении о познании Аквинский различает человеческое, «естественное» познание – естественный разум – и «сверхъестественное» божественное откровение – основу религиозной веры. Естественное познание – это познание истины посредством чувств и интеллекта. При этом в самом интеллекте различается ряд ступеней, на каждой из которых происходит все большее отвлечение от материального объекта, от пространственно-временной области бытия. Этот переход называется абстракцией и продолжается он до тех пор, пока не обнаружится область нематериальных субстанций – пространства божественного. Бог – высшая и конечная цель познания, познается через божественное откровение. Так разум приводит к вере – божественному откровению, оно венчает собой процессы абстрагирования. Важный механизм познания – интенциональность. Она означает направленность, определяющую акт восприятия и познания в целом и делающую процесс познания активным.
Постепенно благодаря естественнонаучным тенденциям жизнедеятельность организма (в том числе определенная группа ее психических форм) стала трактоваться как независимая от регуляции со стороны души.
Открытые законы оптики начали использоваться не только в биологических целях, но и в физике и математике. Использование схем и понятий оптики для объяснения того, как строится изображение в глазу (т.е. психический феномен, возникающий в телесном органе), ставило физиологические и психические факты в зависимость от общих законов физического мира. Трактовка живого тела (по крайней мере одного из его органов) как среды, в которой действуют физико-математические законы, была принципиально новым подходом, которого не знала античная наука.
Опираясь на оптику, мыслители и естествоиспытатели преодолевали телеологический способ объяснения. Движение светового луча в физической среде зависит от свойств этой среды, а не направляется заранее данной целью, как это предполагалось в отношении движений, совершающихся в организме. Новый способ мышления в естествознании изменял характер трактовки психических явлений. В противовес принятым схоластикой приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и ее сил, для действия которых нет других оснований, кроме воли божьей, складывалась другая методология, основывающаяся на опытном и детерминистском подходе.
«Оптический» детерминизм подготовил почву для механистического и, несомненно, оказал на него влияние, о чем свидетельствует этимология термина «рефлекс» (отражение), ставшее краеугольным камнем детерминистской трактовки поведения.
Достижения и проблемы психологических учений средневековья принесли новое по сравнению с античностью, став необходимой предпосылкой последующего развития позитивного знания о человеке, подготовили представления, направляющие научные искания психологов Возрождения и Новейшего времени.
16–17 века.
В астрономии, механике, физике, биологии, во всех естественных науках происходила научная революция, разрушавшая традиционную картину мира. Телезио, Вивес, Леонардо да Винчи занимались опытным изучением природы, включая природу человека.
Появился трактат А.Везалия (1514–1564) О строении человеческого тела, 1543. Сочинения Коперника Об обращении небесных сфер, 1543, Дж.Бруно О бесконечности, Вселенной и мирах (De l'infinito, universo e mondi, 1584), Трактат по механике (Le Meccaniche, 1594) Галилея произвели переворот не только в астрономии, но и в мировоззрении людей.
Выдающимся пропагандистом опытного знания выступил английский философ Френсис Бэкон. В предисловии к своему труду Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы (Novum Organum, 1620) Бэконом был сделан набросок «великого плана восстановления наук», в котором природа и человек предстают как механизмы, подлежащие вычислениям, наблюдениям, экспериментам с помощью различных приборов.
17 век – переломная эпоха в развитии взглядов на психику. Своеобразие психологической мысли 17 в. раскрывается в разработке учений: а) о живом теле (в том числе человеческом) как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах; б) о сознании как присущей индивиду способности путем внутреннего наблюдения иметь достоверное знание о собственных психических состояниях и актах; в) о страстях (аффектах) как заложенных в теле в силу его собственной природы регуляторах поведения, направляющих человека к тому, что для него полезно, и отвращающих от того, что вредно; г) о соотношении физического (физиологического) и психического.
У истоков этих учений стоят Декарт, Гоббс, Спиноза, Лейбниц, Локк.
Наряду с механистическим детерминизмом появляется рационализм с убеждением в превосходстве умственного (интуитивного и дискурсивного) знания над эмпирическим, сенсорно-ассоциативным. Однако именно чувственное знание, считавшееся в ту эпоху наименее совершенным, оставалось по существу единственным объектом детерминистских объяснений. Только оно выводилось из общих начал природы. Важнейшие детерминистские теории в области психического, и прежде всего теория ощущений, рефлекторных действий и ассоциаций, определялись принятым механикой способом объяснения динамики материальных тел. Что касается высших форм мыслительной активности, то никто из философов 17 в., кроме Гоббса, даже не пытался поставить вопрос о том, каким образом можно объяснить эту активность из принципа механического взаимодействия, определяющего жизнь природы.
Учение Декарта.
Принцип действия простых технических устройств все больше привлекал научную мысль для объяснения функций организма по их образу и подобию.
Рене Декарт создал свою психологическую теорию, ориентируясь на объяснение принципов Галилея, новой механики Ньютона и открытие Гарвеем системы кровообращения.
Понятие о рефлексе.
Крупнейшим открытиям Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Появление этого понятия – результат внедрения в психофизиологию моделей, сложившихся под влиянием принципов оптики и механики. Распространение на деятельность организма физических категорий позволило понять ее детерминистски, «устранить» причинное воздействие души как особой сущности. Труды Гарвея утверждали этот принцип применительно к одной из внутриорганических функциональных систем, «устраняя» душу из разряда ее внутренних регуляторов, – Декарт распространил его на взаимоотношение живых существ с внешним миром, на процесс поведения на уровне целостного организма.
Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления... совершаются в этой машине как движения часов». По Декарту, взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано мозгом (центр) и нервными «трубками», расходящимися радиусами от него, по образцу гарвеевского процесса кровообращения. Внешние предметы действуют на периферическое окончание расположенных внутри нервных «трубок» нервных «нитей», которые, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. По этим каналам «животные духи» направляются в мышцы, которые в результате «надуваются». Тем самым утверждалось, что первая причина двигательного акта лежит вне его: то, что происходит в результате этого акта, определяется материальными изменениями «на входе».
Учение о душе.
Одно из важнейших для психологии сочинений Декарта называется Страсти души.
Декарт считал, что сущность тела, – в протяженности. Тело является протяженной субстанцией. Душа также является субстанцией, состоящей из непротяженных явлений сознания – «мыслей». Работа внутренних органов, и взаимодействие с другими внешними телами не нуждается в душе как организующем принципе. Оно нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции. «Под словом мышление... – пишет Декарт, – я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить». К мышлению отнесены не только традиционные интеллектуальные процессы (разум), но и ощущения, чувства, представления – все, что осознается. Единство души достигалось за счет сознания, перед которым все психические феномены равны. Из этой концепции вытекало, что бессознательных форм душевной деятельности не существует. Иметь представление или чувство и сознавать его в качестве содержания мысли – одно и то же. Поскольку мышление (в декартовском понимании) – единственный атрибут души, –постольку душа всегда мыслит. Для нее перестать мыслить – значит перестать существовать (cogito ergo sum – «Я мыслю, следовательно, я существую»).
Декарт – дуалист: душа и тело – самостоятельные субстанции (машина тела и занятое собственными мыслями, идеями и желаниями сознание – это две независимые друг от друга сущности). Объяснение того, как же они сосуществуют в человеке, названное психофизическим взаимодействием, состояло в следующем: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая его действовать. Орган, где эти две субстанции общаются, – одна из желез внутренней секреции – «шишковидная» (эпифиз).
Дуализм прослеживается и в различении душевных актов. В сочинении Страсти души, он разделяет эти акты на два разряда: а) активные, деятельные состояния, б) страдательные состояния (страсти души). «Страстями можно вообще назвать все виды восприятий или знаний, встречающихся у нас, потому что часто не сама душа наша делает их такими, какими они являются, а получает их всегда от вещей, представляемых ими». Стало быть, несмотря на свою субстанциальность, душа определяется (детерминируется) не только собственной активностью субъекта, но и воздействием внешних вещей на тела.
Освободив тело от души, Декарт «освободил» и душу (психику) от тела; тело может только двигаться, душа – только мыслить; принцип работы тела – рефлекс (т.е. мозг отражает внешние воздействия); принцип работы души – рефлексия (от лат. – «обращение назад», т.е. сознание отражает собственные мысли, идеи, ощущения).
Результатом стала концепция «двух психологий» – объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями организма, и описательной, состоящей в том, что только тело мы объясняем, тогда как душу – понимаем.
Декарт пытался объяснить многообразие стилей поведения человека «диспозицией органов», понимая под этим состояние и изменение анатомической нервно-мышечной конструкции. Оно происходит в силу того, что поры мозга, меняя под действием центростремительных нервных «нитей» свою конфигурацию, не возвращаются (из-за недостаточной эластичности) в прежнее положение, а делаются более растяжимыми, придавая току «животных духов» новое направление.
Он предпринимает попытку, исходя из рефлекторного принципа, объяснить такую фундаментальную особенность поведения живых тел, как их обучаемость.
Через столетие предположение о том, что связи мышечных реакций с вызывающими их ощущениями можно изменять, переделывать и тем самым придавать поведению желательное направление, ляжет в основу ассоциативной психологии Гартли.
Аффекты.
Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определенные эмоциональные состояния. У Декарта же его значение совсем иное: оно охватывает не только чувства, но и ощущения и представления (т.е. явления, которые сейчас относятся к категории образа). Если в качестве первоисточника активных состояний души выступал сам субъект, то страсти трактовались как продукт работы телесного механизма. В зависимость от деятельности тела ставились не только мышечные реакции, но и ощущения, представления, чувства. По Декарту, без участия души они не могут возникнуть, но душа в этом случае выступает не как порождающее, а как «нечто» осознающее, созерцающее то, что производится в организме внешними воздействиями.
Согласно Декарту, воспринимать, представлять, желать – и иметь непосредственное знание об этих психических процессах и их результатах — одно и то же. Иначе говоря, психику Декарт приравнял к сознанию, а сознание отождествил с рефлексией как знанием о непространственных феноменах.
Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания, предпринял целый ряд великих мыслителей 17 в. Гоббс и Спиноза отвергли постулат о субстанциальности сознания. В качестве единственной субстанции у них выступила природа, в понимании которой они стояли на общей для всего 17 в. почве механицизма. Различия между ними касались воззрений на место и значение психического, а не на законы мироздания.
Спиноза
в своем сочинении Этика попытался построить психологическое учение о человеке как целостном существе. Согласно ему, психическое (мышление) столь же реально, как и физическое (протяжение). Оба – атрибуты бесконечной единой и вечной субстанции – Бога, или Природы, с бесконечным множеством атрибутов. Только они (протяженность и мышление) открыты человеческому разуму. Из этого следует, что бессмысленно представлять человека как место встречи двух субстанций: человек – целостное телесно-духовное существо.
Основанием этого единства является духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества духовных сущностей – монад (от гр. monos – единое). Каждая из них «психична», т.е. не материальна (как атом), но наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» – неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт – апперцепция. Она включает внимание и память. Это представление Спиноза воспринял от немецкого философа и математика Лейбница, который, в сущности, ввел в обиход понятие бессознательной психики.
Спиноза пытается объяснить все многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждал, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. Из этих фундаментальных аффектов выводит все многообразие эмоциональных состояний.
Гоббс
считал, что в материальном мире нет ничего, кроме движущейся материи. Психические качества – это своего рода призраки, эпифеномены, не имеющие реального влияния на ход вещей во Вселенной.
До него в психологических учениях царил рационализм (от лат. racio – разум). Гоббс противопоставил рационализму эмпиризм (от лат. empirio – опыт). Так возникла эмпирическая психология.
Гоббс одним из первых выдвинул тезис о «естественном человеке». Он утверждал, что человек от природы наделен неистребимым стремлением к самосохранению и к собственной выгоде. Естественное состояние – это «война всех против всех», которая вынуждает людей передать ему свои права искусственно созданному государству.
Коренной сдвиг в понимании природы психического, произведенный Гоббсом и Спинозой, выражали их идеи:
о принципиальной неотделимости души от тела и о неправомерности трактовки души как самостоятельного по отношению к телу «начала»;
о том, что предметом психологического познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как целостная сущность (или субстанция);
об учении о психике как части общего учения о материальном мире.
Последующее развитие представлений о психике выдвинуло понятие о бессознательной психике. Учению о том, что объектами сознания служат имманентно присущие ему явления, стал противопоставляться принцип изначальной направленности сознания на внешний объективный мир. Эти принципы 17 в. стали методологической предпосылкой всего последующего развития конкретнонаучных знаний о психической деятельности.
Локк.
Учение Локка о сознании с декартовским роднится на предположении, что единственным предметом разума (понимания) служат не внешние объекты, а находящиеся «внутри нас» идеи. Вместе с тем не может быть мыслей (образов, представлений и т. д.), о которых сам человек не имел бы знания. Локковская «идея» являлась внутренним психическим объектом, эквивалентным декартовским «мыслям». Природу психического оба понимали идентично. От Декарта к Локку перешел постулат «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме». Опыт, согласно Локку, образуется из двух источников: ощущений и рефлексии. Термин «рефлексия» обозначал «внутреннее восприятие деятельности нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями».
Лейбниц
выступил против отождествления психики и сознания, одним из важнейших нововведений явилось понятие о бессознательном. Он разделил психическое явление и его представленное на уровне сознания. И при отсутствии сознания, считал он, непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил. Правда, писал Лейбниц, нелегко представить, чтобы какая-нибудь вещь могла мыслить и не чувствовала этого, но ведь люди не сознают и реальность корпускул.
Исходя из идеи непрерывной градации представлений, Лейбниц внес важное разграничение. Он различал перцепцию и апперцепцию, понимая под первой презентацию какого-либо содержания («многого в едином»), под второй – его осознание, представляющее такой же динамический процесс, как и все остальное во внутреннем развитии монады. Осознание (апперцепция) включает внимание и память. Понятие о бессознательных представлениях (перцепциях) противостояло картезианскому взгляду на сознание, согласно которому за пределами того, что дано интроспективно, могут быть только материальные, физиологические процессы.
Лейбниц, доказывая, что существующее в сознании обусловлено не физиологическими, а бессознательными психическими актами, стал родоначальником учения о психической причинности. Он поставил вопрос о реальной динамике психических явлений, существующей независимо от того, что и как представляется рефлексирующему сознанию.
Эпоха Просвещения – 18 в.
Эпоха Просвещения дала науке
1. трактовку психики как функции высокоорганизованной материи – головного мозга, что способствовало экспериментальному изучению тех явлений, которые считались порождением бестелесной души
2. учение, согласно которому индивидуальная психика определяется социальными условиями, нравами, обычаями, духовным миром людей.
Новая механика Ньютона была воспринята современниками как образец и идеал точного знания, как торжество разума. В соответствии с ньютоновским пониманием природы английский врач Гартли (1705–1757) объяснял психический мир человека. Он представил его как продукт работы организма – «вибраторной машины», когда вибрация внешнего эфира посредством нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые приводят к вибрации мышц. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические производные вибраций – от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона ассоциаций. Гартли считал, что психический мир человека складывается постепенно, в результате усложнения первичных сенсорных элементов путем ассоциаций смежности элементов во времени. К примеру, поведение ребенка регулируют два элемента – удовольствие и страдание.
Задача воспитания, по его мнению, сводится к закреплению у людей таких связей, которые бы отвращали от безнравственных дел и доставляли удовольствие от нравственных.
Выдающимися мыслителями эпохи Просвещения были К.Гельвеций, П.Гольбах, Д.Дидро. Отстаивая идею возникновения мира духовного из мира физического, они представляли наделенного психикой «человека-машину» как продукт внешних воздействий и естественной истории. Врач-философ П.Кабанис (1757–1808) выдвинул положение, согласно которому мышление – это функция мозга.
Итальянский мыслитель Д.Вико в трактате Основания новой науки об общей природе вещей (1725) выдвинул идею о том, что каждое общество проходит последовательно через три эпохи: богов, героев и людей. Что касается психических свойств человека, то они, согласно Д.Вико, возникают в ходе развития общества. В частности, появление абстрактного мышления он связывал с развитием торговли и политической жизни. С именем Д.Вико связано представление о надындивидуальной духовной силе, свойственной народу в целом и составляющей первооснову культуры и истории.
19 век.
В начале 19 в. открытия в области физиологии придали новый импульс развитию психологических знаний. Психические функции человека исследовались с учетом анатомии. Были описаны различия между чувствительными и двигательными волокнами периферической нервной системы, рефлекторная дуга; было доказано, что никакой другой энергией, кроме известной в физике, нервная ткань не обладает. Ф.Галь, австрийский анатом, указал на извилины коры больших полушарий головного мозга как место, где локализованы «умственные силы».
Огромную роль в превращении психологии в самостоятельную науку, сыграло открытие закономерной, математически исчисляемой зависимости между объективными физическими стимулами и производимыми ими психическими эффектами – ощущениями. Это помогло найти объективные методы изучения целостного поведения. Так, физиолог Эрнст Вебер (1795–1878) занимался экспериментальными исследованиями кожной и мышечной чувствительности, определением абсолютной силы мышц, изучением механизмов ходьбы и других видов двигательной активности. Он экспериментально исследовал зависимость между физическими стимулами и сенсорными реакциями – способность органов чувств дифференцировать силу внешнего воздействия – например, насколько должен отличаться вес одного объекта от другого, чтобы сенсорный аппарат человека смог уловить эти различия. Вебер не только показал упорядоченный характер зависимости ощущений от внешних воздействий, но и сделал методологически важный для будущей психологии вывод о подчиненности всей области психических явлений (в их обусловленности физическими) числу и мере. Значение этого вывода (в дальнейшем названного психофизический закон Фехнером – Э.Вебера) было огромно.
Феномен «едва заметных различий» был положен Г.Фехнером в основу закона, утверждающего, что для роста интенсивности ощущения сила стимула (звука, давления и т.п.) должна возрастать в геометрической прогрессии. В 1860 Фехнер разработал ряд методов психофизических измерений, создавших ему репутацию основоположника школы экспериментальной психологии. Организационно эта школа оформилась благодаря В.Вундту, который открыл и возглавил первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете.
Крупнейшим экспериментальным психологом, внесший огромный вклад в построение психологии как науки в 19 в. стал Г.Гельмгольц. Среди его достижений – трехкомпонентная теория цветового зрения, эмпирическая теория восприятия, теория слуха, теория «бессознательных умозаключений», открытие скорости прохождения импульса по нерву, закон сохранения энергии. До середины 19 в. физиологический процесс возбуждения в нерве считался не только протекающим с огромной быстротой (порядка скорости света), но и вообще недоступным измерению. В 1850 Гельмгольц изобрел аппарат – кимограф, который позволил ему определить скорости мышечной реакции при раздражения участков нерва, отстоящих от мышцы на различном расстоянии.
Его опыты указывали, что возникающий в сознании образ внешнего предмета порождается независимым от сознания телесным механизмом. Так намечалось разделение психики и сознания.
Герман Эббингауз впервые разработал количественный подход к изучению памяти. Его главным вкладом в психологию стало исследование принципов заучивания и забывания, которое он осуществил, используя длинный список бессмысленных слогов.
Из учения Чарльза Дарвина следовало, что естественный отбор отсекает все, не способствующее приспособлению, а, значит, изменяются и психические функции. Это позволило рассматривать психику как элемент адаптации организма к внешней среде.
В психологии рождается новый системный стиль мышления, рассматривающий соотношение «организм – среда» (вместо отдельного организма). Предметом психологии становится не только сознание индивида, а его поведение во внешней среде, детерминирующей его психический склад.
Дарвинизм стимулировал изучение психики в животном мире, и стал основанием зоопсихологии, широкого изучения (с помощью объективных экспериментальных методов) механизмов психической регуляции поведения животных.
Одновременно с Ч.Дарвином идеи эволюционной психологии развивал английский философ Герберт Спенсер (1820–1903). В своем труде Основы психологии (1855) он определил жизнь как непрерывное приспособление «внутренних отношений к внешним».
В разграничении психики и сознания большое значение имели исследования гипноза. Явление гипноза иллюстрировало представление о бессознательной психике, демонстрируя психически регулируемое поведение с выключенным сознанием. Предшественником научной гипнологии следует считать португальского аббата Фариа (1756–1819). Именно он впервые ввел методику словесного погружения в гипноз. Он утверждал, что тот не связан ни с какими сверхъестественными силами и его природа кроется в психике человека.
В 1770-х немецкий врач Ф.Месмер использовал этот метод в своей лечебной практике. Позднее его способ проведения гипноза был назван «месмеризмом».
С конца 1870-х широкую популярность имели лекции об истерии и гипнозе французского невропатолога Жана Мартена Шарко. Многие из его идей впоследствии были признаны ошибочными, однако эти работы сохранили свое значение и стали научной базой для развития современной психиатрии. Одним из его учеников Шарко был Зигмунд Фрейд.
Русский физиолог и психолог И.М.Сеченов (1829–1905) под предметом психологии понимал различные виды психической деятельности субъекта, представленные в истории их развития и в системе связей друг с другом. Основной метод психологии – объективное наблюдение развития психических процессов, которые проходят путь от внешних форм (рефлексы) до внутренних, на самом деле являющихся «свернутыми» формами действий (мысли).
Сеченов проводил эксперименты над мозгом, в ходе которых открыл эффект «центрального торможения» (прежде нервная физиология знала только один процесс – возбуждение), который рассматривал как основу произвольного поведения человека. Это открытие не только начинало новую главу в физиологии головного мозга, но и изменяло всю систему представлений о функциях этого органа. Вместе с понятием торможения в физиологическое мышление вошел обширный комплекс проблем нейродинамики, касающихся соотношений между торможением и возбуждением.
Последующий ход развития психологического знания показал смысл переворота, произведенного Сеченовым. Он состоял в радикальном перемещении отправного пункта анализа с непосредственно данных феноменов сознания, веками считавшихся для познающего ума первой реальностью, – на объективное, психически регулируемое поведение, познаваемое, подобно другим явлениям науки, только опосредованно.
Он радикально преобразовал понятие рефлекса. Под «мозговой машиной» он понимал не простое передаточное устройство внешнего раздражителя на двигательные органы, а механизм, снабженный несколькими центральными придатками, от деятельности которых зависит конечный эффект внешнего импульса. Один придаток – это тормозной центр, который ставит барьер на пути импульса к исполнительным органам. Другой придаток усиливает движение и служит субстратом чувств, побуждений. Третий позволяет сохранять следы прежних воздействий. Это память «мозговой машины». И наконец, четвертый выполняет «предуведомительную роль»: он улавливает и усиливает раздражители, с тем чтобы отреагировать на них, прежде чем они успеют нанести ущерб организму. Наделенная такими свойствами «машина» способна, по Сеченову, объяснить основные свойства человеческого поведения. Таким образом, был намечен новый естественнонаучный способ объяснения психических актов, выступивших как действия «мозговой машины», а не бессубстратной души.
Труды Сеченова по разработке психологии на основе объективного метода продолжили в России А.А.Токарский, Н.Н.Ланге, Бехтерев (автор общепсихологической теории, названной им рефлексологией и основатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета). Труды Бехтерева и Павлова оказали влияние на разработку объективных методов в мировой психологической науке.
К концу 19 в. появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить в особую научную дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. Огромную роль в построении психологии как самостоятельной науки сыграли В.Вундт (1832–1920) и Ф.Брентано (1838–1917).
Психология, по Вундту, имеет уникальный предмет — непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Все остальные науки изучают результаты переработки этого опыта.
В 1875 Вундт организовал в Лейпциге первый психологический институт. В связи с этим очень важным был выход в свет его труда Основы физиологической психологии. В нем предметом психологии был признан «непосредственный опыт» – содержание сознания; главным методом – интроспекция (наблюдение субъекта за процессами в своем сознании, что требовало специальной длительной тренировки).
Вундт разрабатывает программу построения двух психологий – экспериментальной и социальной (культурно-исторической). Вся деятельность Вундта как психолога представляла собой реализацию этой программы.
Одновременно с В.Вундтом философ Ф.Брентано исходя из аристотелевских идей изложил свою программу изучения психологии в работе Психология с эмпирической точки зрения (1874).
Согласно Брентано, психический процесс характеризуется тем, что в нем всегда «сосуществует» его объект. Это «сосуществование» выражено в трех моментах: а) идеация, т.е. представливание объекта в форме образа; б) суждение о нем как истинном или ложном; в) эмоциональная оценка его как желаемого или отвергаемого. Область психологии – это не сами по себе ощущения или представления, а те акты, «действия», которые производит субъект (акты представливания, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не существует. Акт в свою очередь с необходимостью предполагает «направленность на» – т.н. интенцию.
Когда человек слышит, например, какое-либо слово, то «сквозь» ощущаемые звуки его сознание устремляется к предмету, о котором идет речь. Понимание значения есть психический феномен, который разрушается, если брать порознь акустический раздражитель и обозначенную им вещь. Раздражитель и вещь уже не психические, а физические явления и, стало быть, к области психологии не относятся.
Брентано стоял у истоков направления, получившего название функционализма. Оно противостояло вундтовской концепции, в дальнейшем названной структурализмом. Вундта относят к структуралистам на том основании, что главной для его программы была задача выяснить, из каких компонентов построено сознание и каков характер их структурирования. Для Брентано исходным являлось понятие не об элементе сознания, а о его акте, понимаемом как функция субъекта, выраженная в его направленности на объект. Поэтому психолог, согласно Брентано, должен исследовать не элементы (ощущения различного качества, интенсивности и т. д.), а акты, благодаря которым эти элементы становятся объектом осознания.
Таким образом, центральная для психологии проблема субъектно-объетных отношений получила у Брентано иную интерпретацию, чем у Вундта. Оба исходили из того, что предметом психологии является сознание. Оба интерпретировали его с позиций интроспекционизма. Но Вундт рассчитывал выяснить с помощью интроспекции и вспомогательных физиологических приборов состав сознания: какова его (сенсорная в своей основе) «фактура». Брентано полагал, что задача психолога состоит в том, чтобы тщательно описывать не само по себе содержание, а связанные с ним акты, действия, внутренние операции.
Вундт делал упор на то, что психология – наука опытная и экспериментальная, Брентано – что она опытная, но наблюдательная. С точки зрения Брентано, принятая в лабораториях физиологической психологии процедура анализа сознания укладывает в прокрустово ложе реальные процессы сознания, которые следует тщательно наблюдать в их естественном течении и составе.
Идеи Брентано оказали глубокое влияние на психологическую мысль. В частности, рождение гештальтпсихологии непосредственно связано с феноменологией Гуссерля – ученика Брентано. Среди обучавшихся у Брентано философии был Фрейд, в учении которого понятие об интенции преобразовалось в идею о направленности психической энергии на внешние объекты (включая собственное тело субъекта).
В 19 в. была поставлена задача диагностики индивидуальных различий между людьми, развивалась психологическая практика: французский психолог Анри Бине (1857–1911), в поисках психологических средств, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдает врожденными интеллектуальными дефектами, создал систему тестов по изучению внимания, памяти, мышления. В этом же направлении работал германский ученый В.Штерн. Он ввел понятие «коэффициент интеллекта» (Ай-Кью).
В начале 20 в. возникает несколько направлений в психологии, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методами исследования и системой основных понятий. Это фрейдизм, гештальтпсихология, функционализм, бихевиоризм и школа Курта Левина.
Зигмунд Фрейд
(1856–1939) – основатель одного из самых известных направлений в психологии, изучающей бессознательные психические процессы. Фрейд, изучая феномен постгипнотического внушения, пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека. Основные теоретические положения учения Фрейда: психическая жизнь состоит из трех уровней (бессознательного, предсознательного и сознательного). Бессознательный уровень насыщен сексуальной энергией (либидо), которое прорывается сквозь цезуру сознания, выражается в имеющих символический план нейтральных формах (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)
Выделял следующие компоненты личности: «ид» (оно) – носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия; «эго» (Я) – следует принципам реальности; «супер-эго» (сверх-Я) – носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются «защитные механизмы»: вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремления к действию; регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления; сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество и т.д.)
Человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.
Самый известный из учеников Фрейда, швейцарский психиатр К.Юнг (1875–1961), расширил концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного, продукта индивидуальной истории, Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», которое присуще всему человечеству. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные Юнгом «архетипами» (т.е. первичными образами).
Другой последователь Фрейда, А.Адлер (1870–1937), разработал собственную систему, подвергнув сомнению решающую роль бессознательного. Он рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности. Адлер обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, а социальные чувства и интересы представляют собой необходимую составную часть полноценной психической жизни.
Гештальтпсихология.
В 1912 немецкий ученый М.Вертгеймер создал новую психологическую школу – гештальтпсихологию (от нем. «gestalt» – форма, структура). В нее входили известные психологи В.Келер (1887–1967), К.Коффка (1886–1941), ее методы использовали К.Гольдштейн, Э.Маслоу, К.Левин.
Вертгеймер исследовал т.н. «фи-феномен» – иллюзию движения, которая возникает, когда неподвижные объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций. Эффект «движущейся картинки» создает, например, последовательное включение-выключение неоновых ламп в обрамлении неподвижной рамки. Этот феномен хорошо иллюстрирует положение о том, что целое больше своих частей и в нем присутствуют качества, которые нельзя найти в его составляющих. Так, в приведенном примере движение характеризует феномен в целом, но, если исследовать его составные части, никакого движения в них заметить нельзя. Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею «атомизма» в психологии – представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений. Гештальт-подход был с успехом использован в таких областях, как патопсихология, психотерапия, теория личности, психология научения, психология восприятия и социальная психология. Среди других достижений гештальт-психологов следует отметить: концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур психических и нервных процессов); представление о «научении через инсайт» (инсайт – внезапное понимание ситуации в целом); новую концепцию мышления (новый предмет воспринимается не в своем абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении с другими предметами); представление о «продуктивном мышлении» (т.е. творческом мышлении как антиподе репродуктивного, шаблонного запоминания); выявление феномена т.н. «прегнантности» (хорошая форма сама по себе становится мотивирующим фактором).
Функционализм и бихевиоризм.
Если структурализм уделял главное внимание осознаваемому внутреннему опыту (например, ощущениям), то функционализм интересовался не структурой психики, а ее функционированием. Бихевиоризм (от англ. «behavior» – поведение) признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание, как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии. В 1913 один из основателей бихевиоризма, Д.Уотсон, заявлял, что может взять любого человека и, используя лишь «метод обусловливания», сделать его врачом, адвокатом, художником, нищим или вором независимо от его талантов, склонностей, способностей, образования, а также этнической принадлежности. Такие последовательные бихевиористы, как К.Халл, Б.Скиннер и Н.Миллер, Э.Торндайк утверждали, что нет принципиальных различий между процессом научения у крыс и людей: и те и другие находятся под влиянием процесса обусловливания – подкрепления поведения с помощью награды или наказания.
В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков. Но игнорировались важнейшие компоненты действия – мотивация и психический образ действия как ориентировочная основа его реализации. Из психологи полностью исключался социальный фактор. Мозг рассматривался как «черный ящик».
Функционализм расширял предметную область психологии, охватывал психические функции как внутренние операции, которые производятся не бестелесным субъектом, а организмом с целью удовлетворить его потребность в приспособлении к среде.
Развитие психологии в 1930–1940 характеризовалось преобразованием основных школ. Развиваются такие отрасли психологии как инженерная, социальная и медицинская; большое внимание обращается на преобразование внутренней структуры умственной деятельности в онтогенезе (Ж.Пиаже); изменяется взгляд на роль нейрофизиологический механизмов (Хебб, К.Прибрам). Возникают неофрейдизм, связывающий бессознательное с действием социальных и культурных факторов (К.Хорни, Х.Салливан, Э.Фромм) и экзистенциальная (гуманистическая) психология, утверждающая, что исследование научных понятий и использование объективных методов искажает процесс развития личности, дегуманизирует ее.
В советской психологии появляется плеяда замечательных ученых (Блонский П.П., Басов М.Я., Выготский Л.С. Лурия А.Р., Леонтьев, Рубинштейн и др.), которые, на основе психофизиологических исследований Павлова, Бехтерева, Ухтомского, Орбели, Бернштейна проводили теоретическую и экспериментальную работу по основным проблем психологии.
Психология: словарь под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990
Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М. – Воронеж, 1995
Годфруа Ж. Что такое психология, тт. 1–2. М., 1996
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1997
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998
Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., «Педагогическое общество России», 2002
Малашкина М. Популярная история психологии. М., «Вече», 2002
Морозов А.В. История психологии. Учебное пособие для вузов. М., «Академический проект», 2003
История психологии. Учебное пособие для вузов. М., «Академический проект», 2003