ПЛАТОН (МИТРОПОЛИТ)
ПЛАТОН (Левшин) (1737–1812), митрополит Московский, церковный деятель, писатель и проповедник.
Выходец из семьи подмосковного сельского причетника, учился в московской Славяно-греко-латинской академии. Уже к концу 1750-х годов зарекомендовал себя (во время преподавания риторики в семинарии Троице-Сергиевой лавры) как замечательный проповедник. После принятия монашеского пострига стал в 1761 ректором этой семинарии. В 1763, когда Екатерина II посетила лавру, поразил ее своей проповедью О благочестии, после чего был избран в учителя наследнику престола Павлу Петровичу. Архимандрит Троице-Сергиевой лавры (1766), член Св. Синода (1768), архиепископ Тверской (1770). В 1775–1811 – на архиепископской кафедре в Москве.
Как епархиальный начальник заботился о благополучии духовного сословия, обеспечив должностями т.н. «крестцовых» (безместных, как бы «безработных») попов. Сделал Московскую духовную академию закрытым учреждением, куда принимались только дети священно- и церковно-служителей. С другой стороны, стремился усовершенствовать церковную педагогику на всех ее уровнях (в том числе в созданной им в качестве образца Вифанской семинарии в Сергиевом посаде; 1800), чтобы преодолеть нараставшее отчуждение между духовенством и высшими слоями общества. Составил ряд катехизисов (для детей, 1776; для священников и церковнослужителей, 1775; и др.), которые вплоть до 1820-х годов, т.е. до появления катехизиса Филарета (Дроздова), были единственными начальными учебниками и академическими курсами богословия на русском языке. Особый международный авторитет завоевало его Православное учение веры (1765), возникшее на базе занятий с цесаревичем и переведенное на ряд европейских языков. Краткая российская церковная история митрополита Платона (1805) явилась первым в новой русской литературе систематическим обзором такого рода. Руководил также публикацией древних летописей. Большой исторический интерес представляют письма и автобиография владыки. В целом же его богословие было ярким, риторически-эмоциональным «богословием сердца», отвечавшим общему умонастроению эпохи.
Ревнитель благочиния и борец против деизма и материализма, митрополит Платон, тем не менее, не раз проявлял дипломатичную веротерпимость, к примеру, сочувственно отозвавшись о Н.И.Новикове во время процесса над ним в начале 1790-х годов. Издав в 1800 соответствующие Правила, он начал осуществлять программу единоверия, направленную на объединение со старообрядцами.
Розанов Н.П. Московский митрополит Платон. М., 1913
Платон (Левшин), митрополит. «Из глубины воззвах к тебе, Господи…» Автобиография, избранные проповеди, письма. М., 1996
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»