ЦЯНЬ ДЭХУН
ЦЯНЬ ДЭХУН, Цянь Куань, Цянь Хунфу, прозвище Сюйшань (1497–1574), китайский философ-неоконфуцианец, ученик и последователь Ван Янмина, составитель собрания его сочинений и биографии. Родился 2 января 1497 в Юйяо (совр. провинция Чжэцзян). В 1532 получил высшую ученую степень цзинь-ши. Был надзирателем в Государственном училище (Го-цзы-цзянь), занимал руководящий пост в ведомстве юстиции, в 1541–1543, пребывая в тюрьме за рекомендацию казнить императорского фаворита, изучал Чжоу и. Умер он 10 ноября 1574. Основные сочинения – Пин хао цзи (Записки об умиротворении [восставшего принца Чжу Чэнь] хао), Сюйшань хой юй (Свод изреченного Сюйшанем), Сюйшань цзи (Собрание [произведений] Сюйшаня). В интерпретации Цянь Дэхуна разработанная Ван Янмином категория «лян чжи» («благосмыслие») – врожденная способность интуитивного постижения блага и соответствующего поведения – приобретала космолого-онтологический характер. «Благосмыслие» «заполняет пространство между Небом и Землей»; Небо (тянь) – это «пустотно всевмещающая просветленность» (сюй мин) благосмыслия, Земля – его «сгущение и концентрация». Мир духовных сущностей («нави и духи» – гуй шэнь) – его «утонченное применение» (мяо юн), течение времени – его «распространяющаяся активность» (ло син, см. У СИН; ЧЖИ – СИН), люди и вещи – его «совпадения и смешения» (хэ сань), а сам человек – его «рафинированная эссенция» (цзин цуй, см. ЦЗИН-СЕМЯ). «Циркуляцию» «благосмыслия» при наличии «стабильной телесности» Цянь Дэхун, идентифицировал с «Великим пределом» (тай цзи), а его «изначальное беззвучие» – с «Беспредельным» (у цзи). Интерпретируя последнее философское достижение Ван Янмина – гносео-праксиологическую теорию «четырех постулатов» (сы цзюй цзун чжи), он выдвинул доктрину «четырех наличий» (сы ю), противоположную доктрине «четырех отсутствий» (сы у), то есть наиболее радикальной интерпретации «четырех постулатов», сформулированной другим выдающимся учеником Ван Янмина – Ван Цзи. Согласно Цянь Дэхуну, добро и зло не только присутствуют на трех производных уровнях человеческой психики («движение помыслов», «благосмыслие», «выверение вещей»), но и «после длительного воспитания, перенятия обычаев» могут обнаружиться на исходном уровне – «сущности сердца», где они изначально отсутствуют. Отсюда он делал этико-праксиологический вывод о необходимости тотальной и непрестанной работы по духовно-нравственному самосовершенствованию. Данное истолкование сам Ван Янмин оценил как пригодное для обычных, а не даровитых людей, современные специалисты видят в нем «апостериорный» подход к сознанию как эмпирической реальности (Ду Вэймин). Цянь Дэхуну принадлежит главная заслуга пропаганды учения Ван Янмина в Центральном и Южном Китае.
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Философия»