ВАН ЯНМИНА ШКОЛА
ВAH ЯНМИНА ШКОЛА. Янмин сюэ пай. Согласно основоположнику китайской историко-философской науки Хуан Цзунси (17 в.), ближайшие последователи Ван Янмина (конец 15 – 16 вв.) образовали шесть территориальных группировок: 1) Чжэцзянскую (Чжэ чжун); 2) Цзянсискую (Цзян ю); 3) Цзянсу-Аньхойскую (Нань чжун); 4) Хунань-Хубэйскую (Чу чжун); 5) Шаньдун-Хэнаньскую (Бэй фан); 6) Фуцзянь-Гуандунскую (Юэ минь), а также Тайчжоускую школу. Их основными представителями были соответственно: 1) Дунь Юнь, Сюй Ай, Лу Чэн (15 – начало 16 вв.), Цянь Дэхун, Ван Цзи (16 в.); 2) Не Бао, Цзоу Шоуи, Чэнь Цзючуань, Оуян Дэ (конец 1 – 6 вв.), Ло Хунсянь, Лю Вэньминь, Вань Тинъянь, Ван Шихуай, Цзоу Юаньбяо (16 – начало 17 вв.); 3) Хуан Синцзэн, Чжу Дэчжи (15–16 вв.), Сюэ Инци, Сюй Цзе, Тан Шуньчжи (16 в.); 4) Цзян Синь, Цзи Юаньхэн (конец 15 – 16 вв.); 5) My Кунхуэй, Нань Дацзи (конец 15 – 16 вв.), Ян Дунмин (16 – начало 17 вв.); 6) Сюэ Кань, Чжоу Тань (16 в.). Главные роли на идеологической сцене Китая 16 в. играли две первые группировки и Тайчжоуская школа. К последней помимо основателя – Ван Гэня (конец 15 – 16 вв.) и иногда причисляемого к ней как ее идейного вдохновителя Ван Цзи принадлежали: Ван Дун, Сюй Юэ, Янь Цзюнь (15–16 вв.), Чжао Чжэньцзи, Ло Жуфан, Хэ Синьинь, Ли Чжи, Гэн Динсян, Ян Циюань (16 в.), Цзяо Хун, Чжоу Жудэн (16–17 вв.). Виднейшими учениками Ван Янмина в первом поколении были Ван Цзи, Ван Гэнь, Цянь Дэхун, Не Бао, Цзоу Шоуи, ОВуян Дэ.
В конце 16 – 1-й половине 17 в. помимо Тайчжоуской школы наибольшим влиянием пользовались три оппозиционных ей учения, в той или иной мере придерживавшихся идей Ван Янмина: 1) учение «[о знании, на чем] остановиться, [и умении] совершенствоваться» (чжи сю) Ли Цая – ученика Цзоу Шоуи; 2) учение Дунлиньской школы, основатель которой – Гу Сянчэн был учеником Сюэ Инци – ученика Оуян Дэ и к которой также принадлежали Гао Паньлун и Чэнь Лунчжэн; 3) Цишаньское учение, созданное Лю Цзунчжоу и развитое его учениками – Чэнь Цюэ и Хуан Цзунси (17 в.).
Основные дискуссии среди янминистов конца эпохи Мин развертывались вокруг вопросов о соотношении духовной «первосущности» (бэнь ти) и «нравственных усилий» (гун-фу2), о связи «[индивидуальной] природы» (син1) и психики («сердца» – синь1) с добром (шань), злом (э) и «высшим благом» (чжи шань), о способах обнаружения и практической реализации «истинной» (чжэнь), доброй и «благосмысленной» (лян чжи) природы человека. По характеру решения этих проблем янминисты разделялись на три больших лагеря.
Первое идейное направление, часто открыто смыкавшееся с чань-буддизмом и даосизмом (Ван Цзи, Чжао Чжэньцзи, Чжоу Жудэн, Ли Чжи), обычно квалифицируется как «отдающее приоритет действию» (чжу дун), «натуралистическое» и «экзистенциалистское», или «левое крыло» янминизма. Его основоположники – Ван Цзи и Ван Гэнь, а наибольшее развитие оно получило в Тайчжоуской школе. Определение последней как «левого крыла» указывает также на эгалитарно-популистский характер идеологии и демократические устремления ее представителей, склонных к утопическому («безумному» – куан) реформаторству (Хэ Синьинь, Ли Чжи). Сторонники данного направления считали каждую отдельную личность «актуально совершенной» (сянь чэн), готовой к «мгновенному просветлению» (дунь у) и нуждающейся лишь в свободном и деятельном проявлении своего врожденного всеблагого «естества» (цзы жань) в обыденной жизни. Отождествлявшаяся с «отсутствием/небытием» (у1) и «пустотой/вместимостью» (сюй) духовная «первосущность» трактовалась ими как образующая неразрывное единство с повседневными нравственными усилиями. Источник «истинных» идей и чувств усматривался в полной свободе и возможности абсолютного отрицания, имманентно присущих субъекту. Из содержащегося в «четырех постулатах» Ван Янмина положения об отсутствии добра и зла на уровне «сущности сердца» Ван Цзи выводил отсутствие добра и зла на уровне «вещей/дел» (концепция «четырех отсутствий»), а Ло Жуфан и Ли Чжи пришли к апологии спонтанно самопроявляющегося, интуитивно мудрого «детского сердца» (чи цзы чжи синь, тун синь).
Сторонники противоположного лагеря строго разделяли духовную «первосущность» и нравственные усилия, считая, что выявление «совершенной природы» личности требует постепенного самоуглубления в безмятежности и «покое» (цзин2). Делая акцент на положении о «доведении до конца» (чжи5) из тезиса Ван Янмина о «доведении благосмыслия до конца» (чжи лян чжи), они видели в нем не единовременный акт, а процесс, основанный на отрешенном медитировании и приводящий к внутреннему «просветлению». Это направление обычно квалифицируется как отдающее приоритет «покою» (чжу цзин), «квиетистское» (гуй цзи), или «правое крыло» янминизма. Его родоначальники – Не Бао и Ло Хунсянь, за которыми следовали Лю Вэньминь, Вань Тинъянь и Ван Шихуай.
Третий лагерь составляли сторонники «ортодоксального», или «культивационного» (сю), янминизма, также отчетливо разделявшие духовную «первосущность» и нравственные усилия, но отстаивавшие их гармонию в стремлении избежать обеих крайностей, сходившихся на почве индивидуализма: экстравагантных «самопроявлений» «левого крыла» и самоуглубленного абсентеизма «правого крыла». Они проповедовали апробированные традиционной культурой способы личного самосовершенствования как возвращения к самому себе путем служения людям. Из положений «четырех постулатов» о наличии добра и зла на уровнях «вещей/дел», знания и волевых помыслов Цянь Дэхун выводил их наличие и на уровне «сущности сердца» (концепция «четырех наличий»).
У истоков этого направления стояли зять Ван Янмина Сюй Ай и его земляк Цянь Дэхун, а также Цзоу Шоуи и Оуян Дэ.
Маньчжурское завоевание и общее изменение духовного климата в Китае во 2-й половине 17 в. привели к разрушению прежде идейно доминировавшей школы Ван Янмина. Начавшееся в 16 в. проникновение идей Ван Янмина в Японию и Корею привело в 17 в. к возникновению там собственных янминистских школ – оёмэйгакуха и янменхакпха.
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Философия»