У СИН
У СИН. «Пять элементов» («пять стихий», правильнее – «пять действий», «пять фаз» или «пять рядов»). Одна из основополагающих категорий китайской философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания – пространственно-временные и двигательно-эволюционные – имеют пятичленную структуру. Этимологическое значение иероглифа «син3» – «перекресток дорог» – определяет его семантику – «ряд», «шеренга», «движение», «ходьба». «У син» в так называемом космогоническом порядке суть «вода», «огонь», «металл», «дерево», «почва». Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены, пяти рядов-классов, на которые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, которые связаны с «огнем», «водой» и т.п. не субстанциально, как «первоэлементы» древнегреческой философии, а функционально.
В генетическом смысле «у син» также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа – изначального «Хаоса» (хунь дунь) или «Великого предела» (тай цзи) и дуализированности космоса силами инь ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, как-то: «пять сторон света», «пять времен года», «пять чисел», «пять благодатей», «пять пневм», «пять цветов», «пять вкусов» и т.д., «у син» образуют сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков «у син», связанных между собой четкими структурными соотношениями и взаимопереходами. Важнейшие среди этих порядков «взаимопорождение» («дерево» – «огонь» – «почва» – «металл» – «вода» – «дерево»...) и «взаимопреодоление» («почва» – «дерево» – «металл» – «огонь» – «вода» – «почва»...) преобразуются друг в друга путем считывания противоположной последовательности элементов через один, что в геометрическом плане выступает как соотношение правильного пятиугольника и вписанной в него пентаграммы (см. рис. 1). Истоки учения об «у син» восходят к древнейшим (конец II тысячелетия до н.э.) представлениям о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан – «пять сторон света», у фэн – «пять ветров-направлений») или более поздним (1-я половина I тысячелетия до н.э.) классификациям результатов хозяйственно-трудовой деятельности человека (лю фу – «шесть складов», у цай – «пять материалов»). В Гуань-цзы (3 в. до н.э.) говорится, что «у син» были созданы мифическим императором Хуан-ди наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами. Древнейший текст, излагающий систематизированные представления об «у син» – гл. Хун фань из Шу цзина. Развитую форму учение об «у син» обрело в 4–2 вв. до н.э., чему во многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжуншу. В дальнейшем оно соединилось с учением об инь ян (см. рис. 2) и образовало теоретический фундамент общеметодологического «учения о символах и числах» (сян шу чжи сюэ), став неотъемлемой частью практически всех философских и научных построений, а в настоящее время продолжает играть ведущую роль в теории китайской медицины.
Быков Ф.С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжун-шу. – В кн.: Китай. Япония. История и филология. М., 1961
Древнекитайская философия, т. 1. М., 1972
История китайской философии. М., 1989
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
Ответь на вопросы викторины «Философия»