ДЭН СИ-ЦЗЫ
ДЭН СИ-ЦЗЫ. Философский трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих сочинений древнекитайской «школы имен» (мин цзя). Приписывается мыслителю-«диалектику» (бянь1), правоведу и государственному деятелю Дэн Си (6 в. до н.э.). Дэн Си-цзы мог быть создан в 6–3 вв. до н.э., определенно существовал на рубеже н.э. – зафиксирован Лю Сяном, а также Бань Гу в библиографическом разделе Хань шу, но, по мнению некоторых специалистов, его современный текст представляет собой более позднюю (вплоть до 5 в.) компиляцию или подделку под старину. В основе афористичного и парадоксального Дэн Си-цзы – синтез положений даосизма и легизма. Используя простейшие логико-грамматические приемы («искусство высказываний» – янь чжи шу, «учение о двояких возможностях», т.е. дихотомических альтернативах, – лян кэ шо), Дэн Си излагал учение о государственной власти как единоначальном осуществлении правителем посредством законов (фа1) правильного соответствия между «именами» и «реалиями». С помощью даосской антиномии взаимопорождения противоположностей в Дэн Си-цзы доказывалась возможность сверхчувственного восприятия, сверхразумного познания («видеть не глазами», «слышать не ушами», «постигать не разумом») и осуществления вездесущего дао посредством «недеяния» (у вэй1, см. ВЭЙ-ДЕЯНИЕ). Последнее подразумевает три сверхличностных «искусства» (шу2) – «видение глазами Поднебесной», «слушание ушами Поднебесной», «рассуждение разумом Поднебесной», – которыми должен владеть правитель. Подобно Небу (тянь), он не может быть «великодушен» (хоу) к людям: Небо допускает стихийные бедствия, правитель не обходится без применения наказаний. Ему надлежит быть «безмятежным» (цзи4) и «замкнутым в себе» («сокрытым» – цан), но одновременно «авторитетно-самовластным» (вэй2) и «просветленным»(мин3) относительно законосообразного соответствия «имен» и «реалий».
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
Ответь на вопросы викторины «Философия»