ВЭЙ-ДЕЯНИЕ
ВЭЙ-ДЕЯНИЕ. «Деяние», «свершение», «осуществление», «управление», «делаться», «становиться», «являться», «быть» (вэй1). Термин китайской философии, выражающий три основных понятия, производные от его трех грамматических функций и объединенные представлением о деятельности (природы или человека).
1. Как связка «делаться», «являться», «быть [чем-либо]» вэй1 означает процесс, результатами которого являются конкретные состояния. В Мо-цзы (гл. 40, опр. 85) вэй1 определяется как «сохранение, преодоление, обмен, исчезновение, управление, превращение». Как служебное слово («[деятельность] для, ради»; ср. рус. «для, деля» – «дело», лат. causa – «для») вэй1 образует этическое понятие целевой ориентации, прямая дефиниция которого также содержится в Мо-цзы (гл. 40, опр. 75): «вэй1 – это стремление к желаемому (юй) на основе исчерпывающего знания (чжи чжи)». По-видимому, моисты (см. также МОИЗМ) первыми придали вэй1 статус самостоятельного философского понятия, определив его с помощью трех фундаментальных категорий: «знание» (чжи2), «воля» (чжи3) и «действие» (син3) (Мо-цзы, гл. 40, опр. 80). Для альтруистически настроенных моистов высшим объектом волевого стремления вэй1 была Поднебесная, а для Ян Чжу (4 в. до н.э.?) – сам субъект (Мэн-цзы, III Б, 9, VII А, 26). Обозначение его концепции существования «для себя», или «ради своего я» (вэй во) стало синонимом эгоизма. В современной литературе термин «вэй во» используется для передачи понятия «вещь-для-нас» (Ding-für-uns): «вэй во чжи у».
2. В полном знаменательном значении «деяние, свершение, осуществление» вэй1 как свои подвиды охватывает: син3 – «действие», «поведение», связанное с этическим нормативом «должной справедливости» (и1), и ши3 – «дело», «служение», связанное с прагматической реализацией «пользы-выгоды» (ли3) (Сюнь-цзы, гл. 22).
3. Вэй1 с оптативным отрицанием у1, выражая предписание «недеяния», или «отсутствия деятельности» (у вэй), стало важнейшей категорией даосизма, символизирующей принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий ни с этических (конфуцианство, моизм), ни с прагматических (моизм, легизм) позиций. «У вэй» предполагает, однако, специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде «осуществления недеяния» (вэй у вэй): «Осуществляй недеяние, но не предавайся [ему]» (вэй эр бу ши) (Дао дэ цзин, 2, 10, 51, 63). Конфуцианство также признавало принцип «недеяния», но распространяло его лишь на личность императора, который должен быть восприимчиво-пассивным проводником общекосмических импульсов в социальную сферу (Лунь юй, XV, 4). Согласно конфуцианству, из круга деятельности «благородного мужа» (цзюнь цзы) исключались «малые пути (дао)» (там же, XIX, 4) и она существенно ограничивалась в экстремальных ситуациях – траура или отсутствия дао в государстве (там же, XVII, 21, VIII, 13). Акцентирование конфуцианцами действенной активности выразилось в тезисе Ван Фу (1–2 вв.): «Путь Неба – это осуществление (ши8), путь Земли – это превращение (хуа), путь человека – это вэй1» (Цянь фу лунь, 32).
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983
Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Философия»