ДЭН МУ
ДЭН МУ, Дэн Мусинь (1247–1306), родился на горе Дадишань в уезде Юйхан провинции Чжэцзян. Китайский философ, независимый социальный мыслитель, критик современного ему общества и государства. Родился в Цяньтане (совр. Ханчжоу провинции Чжэцзян). По образованию конфуцианец, во многом склонялся к даосизму (пессимистический стоицизм, утопическая идеализация гармонирующего с природой общинного быта) и буддизму (представление об иллюзорности мира), хотя сам себя называл «человеком вне трех учений», т.е. конфуцианства, даосизма и буддизма. На острый социальный кризис современной ему эпохи, вызвавший крушение династии Сун (960–1279) и воцарение иноземцев – монгольской династии Юань (1271–1368), Дэн Му реагировал двояко: с одной стороны, даосско-буддийской отрешенностью от общественной и даже семейной жизни, отшельничеством в горах и, по-видимому, добровольной голодной смертью в ответ на вызов ко двору, с другой – по-конфуциански бескомпромиссной критикой социальной действительности. Главное философское произведением Дэн Му Бо Я цинь (Цитра [древнего виртуоза] Бо Я) – небольшой сборник (один цзюань – «свиток»), состоящий из 31 прозаических эссе и 13 стихотворений, в жанре «несвоевременных размышлений», или «книги ни для кого» (см. также ВАН ФУ; ХУАН ЦЗУНСИ).
Признавая руководящей силой мироздания одно из высших божеств даосского пантеона – «Верховного владыку, Нефритового государя» (Юй-хуан Шан-ди), Дэн Му утверждал «предустановленную исчисленность» (дин шу) жизненных событий. Однако «всепроницающий человек» (да жэнь) способен преодолеть этот трагический фатализм, «следуя [своему] сердцу, а не обстоятельствам» (ю синь бу ю цзин). Пессимистический стоицизм Дэн Му был реакцией на гибельное положение страны, причину которого он видел в своекорыстном властолюбии, ставшем принципом государственного управления в первой централизованной империи Цинь (221–207 до н.э.). Ему Дэн Му противопоставлял окрашенный в даосские тона утопический идеал общества «века предельной благодати/добродетели (дэ1)» (ср. Чжуан-цзы, гл. 9), характеризующегося аскетической умеренностью потребления, взаимной близостью народа и правителя, отсутствием у последнего стремления к обладанию властью. Государь – такой же человек, как все, и власть ему дается «гуманным» (жэнь2) Небом (тянь) не ради него самого, а ради народа (минь). Вместе с правителем Поднебесную должны рационально «упорядочивать» (ли1) талантливые и достойные чиновники. Но если таковых нет, то лучше, по Дэн Му, «упразднить приказное начальство и уездные власти, предоставив Поднебесной самостоятельно заменять порядком смуту и спокойствием опасность».
Взгляды и личный пример Дэн Му оказали воздействие на воззрения некоторых представителей критического направления в конфуцианстве 16–17 вв., например Ли Чжи и Хуан Цзунси.
Мартынов А.С. Конфуцианская утопия в древности и средневековье. – В кн.: Китайские социальные утопии. М., 1987
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Философия»