КРИМИНОЛОГИЯ
КРИМИНОЛОГИЯ, наука, изучающая преступника и преступное поведение. Криминологи создают теории, объясняющие причины преступлений, и проверяют их разнообразными методами и средствами, в частности социологическими, такими как опрос, статистический анализ, изучение документов, психологическими методами исследования личности преступника и его поведения и т.д.
Криминологические теории помогают сформировать реакцию общества на преступность, показывая пути предотвращения преступного поведения и способы ответа на его проявления.
Объяснение преступного поведения.
Как дисциплина криминология прошла три фазы развития. Сначала криминологи 18 в. провели различие между преступлением и грехом. Сделав это, они допустили возможность нетеологического объяснения преступного поведения, что, в свою очередь, позволило бесстрастно и систематически изучать причины совершения преступления.
Вторую фазу, начавшуюся в 19 в., можно назвать современной криминологией. В этот период криминология выделилась как отдельная специальность новых дисциплин – психологии, социологии, экономики. Формировались криминологические общества и создавались независимые журналы по криминологии. В качестве движущей интеллектуальной силы дисциплины экспериментальная проверка криминологической теории начала замещать теоретизирование. В эту же эпоху возник обширный набор криминологических теорий.
Третью фазу лучше всего назвать независимой криминологией: в 20 в. она начала отстаивать свою независимость от традиционных, породивших ее дисциплин и становиться самостоятельной. Возникали и росли ассоциации профессиональных криминологов, появлялись журналы, разрабатывались различные учебные курсы по криминологии. Криминологические теории становились многодисциплинарными, потому что независимые криминологи стремились понять преступление как таковое, а не изучать его как один аспект одной всеобъемлющей социологической или психологической теории.
Классическая криминология.
С древних времен проблемы преступления и наказания вызывали интерес и споры. К примеру, третья книга труда афинского историка Фукидида содержит обсуждение полезности смертной казни. С приходом христианства вопросы преступления и наказания практически неизменно рассматривались с теологической точки зрения. Особое значение христианская мысль стремилась придать личной ответственности за проступок. Хотя средневековая практика наказаний зачастую была дикой и необузданной, церковь, как правило, оказывала на нее сдерживающее влияние. В произведениях духовенства часто выражалась идея об исправлении и спасении заблудшего грешника как законной цели наказания.
Однако до 18 в. карательная политика (а значит и понимание преступления) не рассматривалась систематически. К этому пришли только после того, как элитарная природа основного уголовного права, регулярное применение пыток и широко распространенное обращение к смертной казни и другим жестоким и унижающим мерам наказания подверглись критики. Эти злоупотребления стали объектами сатиры философа Монтескье, драматурга Вольтера и других авторитетных авторов. Но наиболее значительным в 18 в. вкладом в этой области стала работа Trattodeidelittiedellepene (О преступлениях и наказаниях), опубликованная в 1764 Чезаре Бонесаной, маркизом ди Беккариа (1738–1794). В этом трактате Беккариа осудил применение пыток и тайных судебных процессов и выступил за отмену смертной казни. Он также доказывал, что неотвратимость – а никак не суровость – наказания является более эффективным сдерживающим уголовное преступление средством и приводил убедительные доводы в пользу соразмерности наказания серьезности преступления.
В Англии реформатор и философ Иеремия Бентам (1748–1832) предложил кодификацию уголовного права, основанную на принципе утилитаризма: наибольшая польза – наибольшему числу людей. Он нападал на неразвитость процедур уголовного суда и чрезмерную суровость наказания, предписанную уголовным правом. Многие идеи Бентама внес в парламент сэр Сэмюель Ромилли. Усилия Бентама и Ромилли заложили фундамент правовой реформы, проведенной уже следующим поколением правоведов.
Эффективность этих усилий подтверждается тем фактом, что в начале 19 в. в Англии смертной казнью наказывались 250 видов преступлений, а к 1861 их число сократилось до четырех.
Работа реформаторов права 18 в. не создала организованной совокупности знаний о причинах и условиях совершения преступлений, но послужила интеллектуальной базой криминологии. Беккариа, Бентам и их последователи сделали преступление и преступников привычными объектами научного исследования.
Современная криминология.
В 19 в. при изучении преступления начали использоваться концепции и технологии быстро развивавшихся биологических и поведенческих наук. Впервые были разработаны типологии преступления и преступников, сделаны попытки отождествления образцов этих типологий с различными биологическими, психологическими и социальными характеристиками преступников. Заслугу основания современной научной криминологии, как правило, приписывают так называемой итальянской школе и работам трех главных ее представителей – Чезаре Ломброзо, Энрико Ферри и Рафаэлю Гарофало.
Итальянская школа криминологии.
Ломброзо утверждал, что преступники относятся к особому физическому и биологическому типу человека. Истинного преступника можно распознать, наблюдая определенные физические особенности или дефекты, к которым относятся удлиненная нижняя челюсть, асимметричный череп и другие заметные признаки. Согласно Ломброзо, эти черты не являются причиной преступного поведения, а лишь обнаруживают врожденную склонность к преступлению; ей можно сопротивляться только при самых благоприятных социальных условиях. Ломброзо учил, что склонность к преступлению есть атавизм, реверсия к более примитивному состоянию развития человека. Первое издание самой важной работы Ломброзо L’uomodelinquente (1876, Преступный человек) привлекло огромное внимание, потому что оно продемонстрировало осуществимость по-настоящему научного изучения преступного поведения.
Энрико Ферри (1856–1929), ученик Ломброзо, принял утверждение своего учителя о существовании преступного типа. Однако Ферри уделял внимание не только врожденной ненормальности как знаку будущего преступления. Он рассматривал тенденции изменения населения, религию, природу семьи и другие социальные факторы. Ферри тщательнее проработал классификацию преступных типов и включил в нее прирожденного или инстинктивного преступника, душевнобольного преступника, преступника по страсти, невольного преступника, случайного преступника и привычного преступника. Последние два типа представляли менее «прирожденных» преступников по сравнению с плодами неудачных семей или окружающих обстоятельств. Объединение социальных факторов с врожденными дефектами при объяснении преступного поведения существенно расширило сферу криминологии.
Главным вкладом Гарофало (1851–1934) в современную криминологию стало понятие «естественного преступления». Истинное преступление, утверждал он, это такое поведение, которое независимо от среднего уровня морали в обществе оскорбляет основные альтруистические чувства человека. Если другие типы поведения могут по закону регулироваться карательными мерами, говорил Гарофало, то естественное преступление требует особой заботы криминологов. Истинный преступник, следовательно, это тот, кто лишен основных альтруистических чувств, вроде сострадания и честности. Гарофало считал эти недостатки органическими или врожденными, а истинного преступника – особым биологическим или психическим типом. Правда, Гарофало признавал, что некоторые формы преступного поведения могут поощряться социальными условиями и обстановкой.
Итальянская школа внесла ценный вклад в криминологию, так как она побудила мысль и способствовала появлению новых трудов о преступлении и преступниках. Кроме того, итальянская школа сфокусировала внимание на преступнике как подходящем объекте изучения, чего недоставало реформаторам 18 в. Наконец, деятельность итальянской школы положила начало полемике «естество против воспитания», ставшей главной темой на всем протяжении развития современной криминологии.
Криминология в США.
Вскоре интерес к европейской криминологической теории и литературе проявился в США. Возможно, самым важным событием на первом этапе развития научной криминологии в США стала национальная конференция по уголовному праву и криминологии, состоявшаяся в 1909 в Чикаго. Ей обязан своим созданием Американский институт уголовного права и криминологии, который взялся за перевод нескольких важных европейских трудов, ранее не доступных для читающей по-английски аудитории. Криминология стала признанной подобластью обучения и исследований во многих университетах США, общественных и частных исследовательских организациях.
Если не считать итальянской школы, то развитие современной криминологии главным образом происходило в США. Всю первую половину 20 в. в криминологических теориях и исследованиях господствовали психология и социология. Теории преступного поведения воспринимались как боковые ветви более общих психологических и социологических теорий. Так, например, теории, объясняющие преступное поведение социальной дезорганизацией районов внутри городских центров, рассматривались как части более общих теорий экологии человека в процессе урбанизации. Те же общие теории применялись для объяснения распространения других социальных проблем, например, психических заболеваний. Борьба за преобладание криминологии привело к созданию собрания эклектичных, среднего уровня теорий о преступном поведении, основанных на очень различных дисциплинарных предположениях. В конечном счете, социологии пришлось уступить образовавшееся поле криминологии в США, тем более что работы по криминологии, в основном, были выполнены социологами, а большинство популярных теорий подчеркивали роль социальных факторов в поощрении преступного поведения.
Преобладание установившихся дисциплин общественных наук в эволюции криминологии в США также повысило значение практики по сравнению с теорией. Представители итальянской школы и их последователи в Европе очень мало занимались проверкой на практике своих теорий. Ученые в Европе придерживались классических методов дедукции и аргументации. В США в социальных науках был принят несколько иной подход при построении теории, в котором сбору и анализу данных по социальным причинам преступного поведения уделялось значительное внимание.
Главные изменения в американской криминологии произошли в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Криминология начала выходить из тени более установившихся общественных наук и становиться самостоятельной дисциплиной. Главным образом, такое развитие стало возможно благодаря выделению правительством средств на криминологические исследования и статистику.
Эволюция криминологии по направлению к независимости освободила ее от господства социологии. Теории преступного поведения стали опираться на многие дисциплины и учитывать самые разнообразные причинные факторы, в т.ч. биологические, психологические и социологические. Упор на экспериментальную проверку теорий, сделанный еще в эпоху современной криминологии, получил поддержку от новых технологий. Широкомасштабная виктимизация (регистрация потерпевших), самоотчеты о правонарушениях и другие исследования предоставляли информацию о преступлении и преступниках независимо от полиции и исправительных учреждений. В согласии с новой многодисциплинарной природой криминологии общественные и частные фонды поддерживали образование объединений исследователей с целью сбора данных для поддержки практической проверки теорий, порожденных разными дисциплинами. Одна такая попытка, «Проект развития человека» в окрестностях Чикаго, была начата в 1994 Фелтоном Эрлзом, детским психиатром из Гарвардской школы здравоохранения, и Альбертом Рейссом-младшим, профессором психологии Йельского университета. Была поставлена задача в течение восьми лет наблюдать за 11 тыс. детей и определить, что привлекает некоторых из них к преступлению, насилию, употреблению наркотиков и другим видам антиобщественного поведения, в то время как их сверстники выбирают более продуктивные пути.
Криминология в России.
Мотивы и причины преступления издавна занимали умы выдающихся мыслителей Российской Империи. Эти вопросы, а также критика порождающего их общественного строя, поднимались в трудах А.Н.Радищева, А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, Ф.Н.Достоевского, Л.Н.Толстого и др. писателей и публицистов.
Собственно криминология стала развиваться в России как отрасль классического уголовного права в начале 20 в. Первый кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы возник в Саратове в 1922. В следующем, 1923, в Киеве, Москве, Одессе и Харькове открылись кабинеты по изучению личности преступника.
В 1925 при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) был создан Институт по изучению преступности и преступника. Однако криминология как регулярная дисциплина, курс которой стал обязательным для изучения студентами юридического факультета МГУ, оформилась лишь в 1964. Одним из ученых, внесших существенный вклад в разработку теоретической базы криминологии как самостоятельной науки, стал советский юрист А.Б.Сахаров (1919–1997).
В СССР интенсивно исследовались причины преступности, возможности ее предупреждения, проблемы виктимологии, преступности несовершеннолетних, организованной и насильственной преступности, рецидивной преступности, экономических и других корыстных преступлений и преступлений, совершенных по неосторожности.
В 1990-х была создана Российская криминологическая ассоциация и Союз криминалистов и криминологов, а также центры по изучению организованной преступности в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Иркутске. Российские исследователи направили свое внимание на такие вопросы, как региональная криминология, семейная криминология, криминология средств массовой коммуникации, военная криминология и т.д. Отечественная криминология продолжает свое развитие в русле мировой науки.
Причины преступления.
Возможно, особое значение в современной научной криминологии уделяется причинности преступления, и это резко отличает современную криминологию от «классической», развитой в трудах Беккариа, Бентама и других реформаторов права. Классические криминологи в первую очередь заботились о том, чтобы покончить с жестокостью и неравенством, добиваясь ограничения власти правительства. Они предполагали, что преступное поведение является результатом рационального выбора преступника, и считали возможным остановить преступление скорым и уверенным применением наказания, которое должно связать с таким поведением мучительные и непривлекательные последствия.
Объяснения преступления рациональным выбором не преобладают в теории современной криминологии. Вместо этого преступное поведение объясняется мотивировкой к совершению преступления и социальным фоном, позволяющим человеку следовать преступным наклонностям. Преступная мотивировка появляется в результате действия одного или нескольких факторов, полный набор которых столь велик и разнообразен, что современным теориям причинности преступления не удается ввести достаточно точную его классификацию. Тем не менее, в практических целях эти теории можно отнести к одной из трех категорий: теории, объясняющие преступное поведение биологическими или врожденными изъянами преступника; теории, связывающие преступление с психологическими факторами и психическими расстройствами; и теории, связывающие преступление с факторами окружения и социальными факторами. Криминологи имеют, конечно, теории множественной причинности, совместно рассматривающие факторы из этих категорий.
Криминологию часто критикуют за то, что она представляет собой не одну унифицированную теорию, а множество соперничающих. Так как преступность не является единым понятием, возможно и должно быть несколько теорий, для каждого различаемого преступления – своя. Преступления против собственности могут наилучшим образом соответствовать одной теории, сексуальные преступления – другой, серийные убийства – третьей и т.д. Некоторые теории могут выделять биологические источники преступной мотивировки, другие – социологические корни, еще одни – психологическое происхождение. Так как криминология стала в большей степени независима от установившихся дисциплин, появляется возможность создавать более частные теории преступности общего применения.