Киномир – новая реальность
Чужой и Терминатор, Нео и Люк Скайуокер, Фродо Бэггинс и Гарри Поттер – что общего между ними? История знает много примеров, когда художественные произведения «предвосхищали» научно-технический прогресс. Описанные в них образы, в отличие от в туманных пророчеств «Ностадамусов» и «Ванг», вполне конкретны и ясны. Эти произведения захватывают дух современников, вселяют веру в силу человеческого разума, в его неограниченные возможности, открывают невиданные доселе миры и перспективы.
И таких примеров множество. Чего стоит один только Жюль Верн, «предсказавший» еще в ХIХ веке, в своих романах, искусственные спутники и космические путешествия, подводные лодки и геликоптеры, телевидение и самолеты, ракеты с реактивной тягой и существование атомной энергии.
В наш век кинематограф стал одним их самых массовых площадок для художественного воплощения всех самых передовых знаний, веяний, тенденций.
Многие объекты кинопроизведений в стиле фэнтези и научной фантастики кажутся все более и более похожими на реальность, по мере того как наука и технологии движутся вперед. Эти виртуальные киномиры помогают нам представить то, что завтра может нас ожидать в реальности.
Вот всего лишь несколько примеров кинокартин, которые захватили воображение миллионов людей на Земле. Насколько они правдоподобны, что из этих фильмов выглядит возможным, что оптимистичным, а что совсем уж труднопредставимым?
Парк Юрского периода
В этом фильме ученые воссоздали динозавров и других вымерших животных, используя методы клонирования и обнаруженную ДНК ископаемых. Консультирующие создателей картины ученые были однозначны: полноценная ДНК не может сохраниться в течение такого длительного периода времени, не говоря уже о том, чтобы использовать ее для создания жизнеспособных организмов. Тем не менее, автор одноименного романа и сценарист фильма писатель Майкл Крайтон нашел «выход»: ученые в фильме дополняли недостающие фрагменты ДНК динозавров фрагментами кода, взятыми от живых животных. Вероятность такого симбиоза вряд ли можно считать возможной в обозримом будущем. Но все же, последние достижения генной инженерии вселяют надежду, что прогноз может быть вполне оптимистичным.
Звездные войны
Мужественные герои с бионическими протезами сражаются с помощью лучевого оружия и общаются с использованием голограмм на борту космических кораблей со смертоносным оружием массового уничтожения.
Эта культовая эпическая киносага оказала влияние на науку и технику в реальной жизни. Одна из вех холодной войны – Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) США сразу же была иронично окрещена в «Звездные войны».
Кое-что из фильма так или иначе вошло и в нашу повседневную жизнь. Например, замена недостающих органов человека электронными и механическими устройствами (бионические протезы), очевидно, в скором времени станет абсолютно нормальным явлением в протезировании. Тем не менее, многое в фильме кажется совсем труднопредставимым. Даже, если допустить в далеком будущем путешествие в космосе на сверхсветовых скоростях, объяснение всех сверхкачеств в человеке, от физической силы и телепатии до телекинеза и дара предвидения, наличием в организме микроскопических существ – «мидихлориан», кажутся совсем уж нереальными.
Матрица
В будущем, где разворачивается действие трилогии Матрица, война между людьми и роботами опустошила и разорила планету, полностью поработила человечество.
Мозги подключены к компьютеру, который создает воображаемый мир, а тела выступают в роли генераторов энергии. Современные ученые, безусловно, значительно продвинулись вперед в области робототехники и виртуальной реальности. Но пока они все также далеки от создания полноценного искусственного интеллекта, сопоставимого с уровнем человека. Ну, а что касается добычи энергии, есть много более эффективных способов ее выработки, чем выращивание людей. Исходя из этого, можно заключить, что реальная научная ценность основной концепции картины весьма неочевидна.
Я, робот
Будущее, изображенное в фильме Я, робот наполнено андроидами и другими роботами, которые следуют знаменитым Трем законам робототехники. Законам, которые когда-то сформулировал легендарный фантаст Айзек Азимов. Они, по замыслу автора, должны сдерживать роботов, находящихся на службе у человека, от причинения вреда другим и самому себе и помогать выполнять безукоризненно свои обязанности.
Современная наука создает огромное количество роботов, которые помогают человеку во многих отраслях. Некоторые из них могут ходить, как люди, некоторые разрабатываются, чтобы помочь облегчить жизнь пожилым, инвалидам или людям с ограниченными возможностями. Тем не менее, наука еще очень далека от создания роботов, которые могли бы думать и рассуждать, как люди, и уж тем более, следовать сложным моральным подпрограммам.
Особое мнение
Действие фильма происходит в 2054 году. Полицейские используют медиумов, которые могут видеть будущее, чтобы остановить преступление еще до его совершения. Хотя такого рода предвидения являются фантазией авторов, режиссер фильма Стивен Спилберг подошел к деталям фильма очень основательно. Многие элементы картины вполне укладываются в современные научные футуристические прогнозы.
Кое-что уже внедряется в повседневную жизнь. Компьютерные интерфейсы, основанные на жестах, программы идентификации и распознавания человека, персонифицированное обращение к пользователю, – мы уже видим в настоящее время, хотя и в более примитивной форме. Алгоритмы аналитических мощностей спецслужб или того же Google, давно уже пытаются строить прогнозы, основанные на сборе информации в Интернете, в режиме реального времени. Поэтому, возможно, предвидение, инструментальное, лишенное налета мистицизма, не так уж и неправдоподобно, как кажется на первый взгляд.
Звездные врата
Кольца внеземного происхождения служат шлюзами (вратами) к далеким мирам. Они открывают пространственно-временные тоннели в гипотетической модели Вселенной. Современная наука вполне допускает теоретическое существование таких тоннелей. Правда в отличие от плоских дисков, показанных в картине Звездные врата, они будут иметь сферическую форму, как черные дыры. Такие «врата» могли бы позволить двусторонние путешествия, в отличие от показанных в фильме, которые разрешают путешествие только в один конец.
К сожалению, создатели фильма не задавались целью передать иные детали и подробности такого рода путешествия. Такие, как изменение течения времени у «врат» и многое другое. Тем не менее, как явление, теоретическое существование таких черных дыр, сжатых областей пространства-времени вписывается в современную теорию гравитации.
Космическая одиссея 2001 года
Автор сценария фильма, легенда научной фантастики, Артур Кларк был весьма сведущ в науке. Например, будучи сам физиком, он еще в послевоенные годы первым разработал понятие спутников связи, которые сейчас обеспечивают глобальную систему коммуникации на нашей планете. Многие элементы из рассказов Кларка казались фантастическими, но ведь именно ему принадлежит фраза: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии».
В Космической одиссее, в фильме 1968 года, с потрясающей достоверностью описаны такие явления, как искусственный интеллект, ядерные двигатели, орбитальная механика, анабиоз, невесомость, видеофоны, колонизация луны, распознавание голоса и многое другое. Благодаря усилиям ученых того времени, физиков, астрономов и пр., удалось создать мир, полностью основанный на передовых футуристических представлениях человечества, научная реалистичность которого лишь обогатила художественное произведение.
Терминатор
Во всех фильмах Терминатор машины и люди из будущего пытаются переписать историю, направляясь в прошлое, чтобы убить или защитить жизненно важные исторические фигуры.
Основным инструментом зловещего военного суперкомпьютера будущего Скайнет в этой войне являются Терминаторы. Это – идеальные воины, киборги, состоящие из прочных робоскелетов, заключенных в плоть.
Современная робототехника во многом идет по похожему пути. Особенно там, где предпринимаются попытки создания человекоподобных роботов. Так что, в недалеком будущем, вполне реально создание роботов, у которых механические части скелета будут покрыты искусственной плотью, имитирующей формы человеческого тела. Ну, а что касается других, более «продвинутых» роботов из жидкого металла из второй части фильма, они кажутся совсем нереалистичными, во всяком случае, с точки зрения технологий обозримого будущего.
Чужой
В первом фильме Чужой команда людей и андроидов обнаруживает инопланетные яйца, из которых вылупляются вселяющие ужас «лицехваты», убивающие своих хозяев и порождающие страшного хищника с кислотой вместо крови и с двумя парами челюстей.
Несмотря на всю фантастичность сюжета фильма, по перечисленным признакам, существа эти напоминают реальных животных на Земле – например, яйца паразитоида осы. Находясь внутри своей жертвы, они продолжают выводить личинки и, в конце концов, убивают своего хозяина. Что касается четырех челюстей, это тоже не выдумка. Не секрет, что у мурен тоже две пары хищных и весьма опасных челюстей.
В фильмах Чужой показана чужеродная форма жизни, ксеноморфы, создающие структуру улья с одной плодородной королевой (вроде пчелиной матки). Ее защищают касты воинов, так же, как и у настоящих земных муравьев и пчел. Тем не менее, в фильме предполагается, что ксеноформ может поглотить ДНК хозяина и вобрать в себя некоторые из его физических свойств. Это представляется совсем уж маловероятным для любых форм живого организма. Иначе, люди по прошествии многих веков имели бы внешнее сходство, например, со стеблем пшеницы. Кроме того, ксеноформы по фильму могут как-то сохранять воспоминания о своих хозяевах в их генетическом материале, что позволяет клонам, созданным из этих молекул «помнить» прошлые жизни хозяев. По этому поводу знаменитый американский кинокритик, лауреат Пулитцеровской премии, Роджер Эберт иронично заметил: «... они (гены) позволяют восстанавливать все из прошлых воспоминаний, так как будто бы тесто для печенья могло помнить, как выглядел пряничный человечек.»