УЭЙР, ПИТЕР
УЭЙР, ПИТЕР (Weir, Peter) (р. 1944), австралийский кинорежиссер.
Родился 21 августа 1944 в Сиднее, Австралия. Его первая полнометражная художественная кинокартина – трагикомедия Родная долина. Мировую известность приносит ему один из самых красивых и загадочных фильмов – Пикник у Висячей скалы. В основу положена реальная история: на День Св.Валентина группа австралийских воспитанниц школы для благородных девиц уходит в горы на пикник к некой Висячей скале и бесследно исчезает. Фильм о последних днях девушек в этом мире, показанный Уэйром как набор прекрасных, порой сюрреалистических образов (свое, не похожее ни на какое другое видение природы станет его визитной карточкой). Он не дает объяснения исчезновению, но ответ кроется, возможно, в следующей метафоре: 1900 год – начало новой эры, когда старая викторианская эпоха (а школа благородных девиц ее идеальное воплощение) уходит навсегда.
После интересного триллера Последняя волна работает на австралийском телевидении. Настоящий прорыв произошел в 1981, с выходом военной драмы Галлиполи о двух друзьях, отправившихся во время Первой мировой войны в составе австралийского экспедиционного батальона на турецкий фронт. И опять центральной проходит тема ухода старой эпохи с ее благородством и индивидуализмом. Нельзя не отметить и замечательный звуковой ряд: от Жана-Мишеля Жарра до проходящего лейтмотивом Ададжио Альбинони. Галлиполи получает восемь наград Австралийского Киноинститута за лучший фильм, режиссуру и главную мужскую роль (Мел Гибсон). С только набирающим популярность Гибсоном Уэйр работает в следующей кинокартине Год опасной жизни. Действие происходит во время военного переворота в Индонезии 1960-х, на фоне которого разворачивается роман между журналистом (Гибсон) и сотрудницей посольства США (Сигурни Уивер), но назвать фильм политическим детективом или любовной историей нельзя. Это – экзистенциальная драма о личности, пытающейся не только найти свое место в мире, но и осмыслить его. Сыгравшая мужскую роль индонезийского борца за гражданские права актриса Линда Хант получила «Оскар» в номинации «женская роль второго плана».
После успеха этого фильма получает предложение поработать в Голливуде, где в 1985 снял свой лучший фильм Свидетель. Члены общины эмишей (потомков голландских поселенцев, ведущих в США обособленный сельский образ жизни), мать-вдова и сын, приезжают в большой город, где мальчик становится свидетелем убийства. Когда он узнает в убийце полицейского, на эмишей и расследующего дело детектива Джона Бука (Харрисон Форд) начинается охота. Бук укрывается в глуши, где живут эмиши. Там и начинается роман между пытающемся освоиться в чуждом ему мире детективом и матерью мальчика. То, что могло стать обычным романтическим триллером, Уэйр превращает в шедевр с двойной начинкой. С одной стороны – это захватыващий, временами буквально наэлектризованный фильм, с другой – тонкий, загадочный рассказ о столкновении двух миров. Свою лучшую роль в кино, естественно и достоверно, играет Х.Форд. Свидетель получил статуэтки «Оскаров» за монтаж и оригинальный сценарий и был представлен на награду Академии за лучший фильм, главную мужскую роль и режиссуру.
В 1986 вновь снимает Форда в кинокартине Берег Москитов. Ученый Олли Фокс вместе со своей семьей и группой сочувствующих отправляется в Центральную Америку, стремясь построить рай на земле вдали от цивилизации. Мечта оборачивается адом. Режиссер и актер показывают одновременно и притягательность и трагедию слепого фанатизма, бессмысленность и одновременное величие попытки человека уйти от обезличивающего мира к самому себе, попытке понять, осмыслить себя. Успеха у зрителя фильм, тем не менее, не имел.
Драма Общество мертвых поэтов получила большой международный успех. В привилегированный, славящийся своими консервативными традициями колледж в 1950-е приходит новый учитель английского профессор Китинг, сам в прошлом выпускник этого заведения. В отличие от заскорузлого преподавания других предметов Китинг пытается говорить с учениками как с равными, стремясь привить им свободу и мужество отстаивать свои позиции в жизни. К сожалению, неспособность некоторых родителей понять метод преподавания Китинга приводит к трагедии. Залог успеха этого слишком сентиментального фильма – мастерская работа Уэйра и комика Робина Уильямса, который сыграл в этом фильме свою лучшую драматическую роль. Общество мертвых поэтов получает «Оскар» за оригинальный сценарий, претендует на «Оскар» за фильм года и режиссуру и удостаивается французской кинопремии «Сезар» как лучшая иностранная кинокартина года.
Следующий фильм – незамысловатая комедия с Жераром Депардье Вид на жительство (1990, премии «Золотой Глобус» за лучшую комедию года и лучшую мужскую роль в комедии). В 1993 выходит более серьезный фильм – драма Бесстрашный, разделившая критиков и провалившаяся в прокате. Это удивительная история рядового человека, который, уцелев в авиакатастрофе, утратил чувство страха и полностью переоценил свою жизнь. На фоне некой сумбурности замысла и исполнения единственное, что не вызывает сомнений – отличная актерская работа Джеффа Бриджеса.
Безусловный триумф – трагикомедия Шоу Трумана. Скромный служащий с ужасом обнаруживает, что вся его жизнь с момента рождения –это сюжет популярного реалити-шоу. Уэйр создает уникальный абсурдный мир маленького городка, где все дома – декорации, а все люди – актеры. Центральная тема его творчества, попытка человека понять себя и мир вокруг, дополнена в этом фильме темой борьбы за внешнюю и внутреннюю свободу (аналогичная тема разрабатывалась в Обществе мертвых поэтов). Главную роль исполнил Джим Кэрри, до той поры известный по «тупым», но очень кассовым комедиям. И гений режиссера делает свое дело: Кэрри, вслед за Фордом и Уильямсом сыграл лучшую роль своей карьеры и получил «Золотой Глобус» за главную мужскую роль. Нельзя не отдать должное и Эду Харрису («Золотой Глобус» за мужскую роль второго плана), великолепно сыгравшему создателя шоу.
Уэйр снимает редко, но метко. Спустя пять лет после Шоу Трумана он берется за нехарактерный для него батально-исторический жанр. Хозяин морей с бюджетом в 150 млн. долл. основан на серии бестселлеров Патрика О Брайана и рассказывает о судне британского военного флота, во время Наполеоновских войн сражавшимся с французами на юге Тихого Океана. С задачей режиссер справляется по-своему: превращает в экстенциальное исследование человеческой натуры то, что стало бы в других руках очередным блокбастером. Галапагосы появляются в фильме не зря, именно здесь спустя полвека у Чарльза Дарвина зародится теория эволюции. Уэйр заставляет зрителя восхищаться мужеством и упорством моряков и в то же время с иронией изучает природу человека, ради довольно бессмысленных целей идущего на смерть и ведущего на нее других. Отдаленно схожего с героем Х.Форда из Берега Москитов капитана английского фрегата блестяще сыграл Рассел Кроу, тоже австралиец. Помимо интересных идей, фильм поражает детальной проработкой жизни моряков начала 19 в. и создается впечатление абсолютной достоверности. Хозяин морей получает четыре премии Британской Киноакадемии (в том числе за режиссуру) и два «Оскара» за звук и операторскую работу (оператор Рассел Бойд снимал также Пикник у Висячей скалы). В 2004 Уэйр работает над картиной Маг войны, об английском иллюзионисте Джаспере Маскелине, который во время Второй мировой войны способствовал поражению германских войск в Северной Африке.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
На раз-два-три (Three to Go, фрагмент Майкл/Michael, 1971); Родная долина (Homesdale, 1971); Машины, которые съели Париж (The Cars That Ate Paris, 1974); Пикник у Висячей скалы (Picnic At Hanging Rock, 1975); Королевство Люка (Luke's Kingdom, 1976, ТВ); Последняя волна (The Last Wave, 1977); Сантехник (The Plumber, 1979, ТВ); Галлиполи (Gallipoli, 1981); Год опасной жизни (The Year of Living Dangerously, 1982); Свидетель (Witness, 1985); Берег Москитов (The Mosquito Coast, 1986); Общество мертвых поэтов (Dead Poet Society, 1989); Вид на жительство (Green Card, 1990); Бесстрашный (Fearless, 1993); Шоу Трумана (The Truman Show, 1998); Хозяин морей: На краю земли (Master and Commander: The Far Side of the World, 2003); Маг войны (The War Magician, 2005); Распознование образов (Pattern Recognition, 2006).
Михаил Водопьянов
Marek Haltof. Peter Weir: When Cultures Collide (Twayne's Filmmakers Series). Twayne Publishers; 1996
Michael Bliss. Dreams Within a Dream: The Films of Peter Weir. Southern Illinois University Press; 2000
Jonathan Rayner. The Films of Peter Weir. Continuum International Publishing Group; 2nd edition, 2003
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»